В погоне за инновациями руководители часто оказываются перед необходимостью принимать три типа важных решений: каким путем следовать, а какой игнорировать; что сохранять, а от чего избавляться; что делать, а чего не делать. Многие из наиболее незаурядных инноваторов больше внимания обращают на вторую половину этого выбора. Они исходят из принципа «чем меньше, тем лучше», отсекая именно то, что следует убрать, и именно так, как это следует сделать, чтобы достичь максимального результата минимальными средствами и получить яркий и осмысленный результат. Таково «искусство вычитания», которое можно определить как процесс устранения излишнего, путающего, затратного, опасного или неудобного в использовании — а также, возможно, как развитие дисциплинированности, чтобы изначально воздерживаться от всего вышеперечисленного. Изложенные ниже шесть правил помогут отточить это искусство.
1. То, чего нет, нередко перевешивает то, что есть. В 2003 году Джим Коллинз написал в своей статье для USA Today: «Великое произведение искусства состоит не только из того, что в нем есть, но и в равной мере из того, чего в нем нет».
Дизайнеры молодежного автомобильного бренда Scion использовали преимущественно эту стратегию, когда создавали быстро раскупаемую и высокоприбыльную модель хВ, маленькую и угловатую машину, сделанную намеренно скромной и лишенной сотен стандартных опций — все ради того, чтобы она понравилась покупателям «поколения Y», которые хотят сделать автомобиль своей визитной карточкой, по собственному выбору оснащая его модными элементами. Зачастую базовая стоимость хВ ($15 тыс.) равнялась общей стоимости дополнительных опций, поскольку клиенты заказывали установку плоскопанельных экранов, элементов интерьера из углеродного волокна и профессионального аудиооборудования. Дело было не в машине, а в том, что в ней отсутствовало — и, как следствие, в возможностях, которые это отсутствие предоставляло владельцу автомобиля.