четверг, 1 августа 2013 г.

Не взлетим, так поплаваем

Зачем миллиардеры опекают Русское географическое общество.


Бывший доходный дом Московского купеческого общества на Новой площади в Москве сразу после новогодних праздников 2013 года был оцеплен сотрудниками Федеральной службы охраны. Один за другим на крыльцо с вывеской «Русское географическое общество» (РГО) поднимались участники «Золотой сотни» Forbes — члены попечительского совета этого общества. Президент традиционно опаздывал, и в медиацентре миллиардеры смирно ждали около двух часов. На экране все это время крутили документальные фильмы о животных, обитающих в России.

Русскому географическому обществу 168 лет, но крупнейшие бизнесмены обратили на него внимание после того, как в 2009 году президентом РГО стал Сергей Шойгу, а попечительский совет возглавил Владимир Путин. Общество проводит съезды учителей географии, снимает фильмы из цикла «Счастливые люди» и изучает кита-белуху, а в его попечительском совете уже дюжина богатейших людей страны. Некоторые пришли, получив просьбу из разряда тех, в которых не принято отказывать. Другие — с проблемами, которые они надеются решить, получив прямой доступ к главному человеку страны. Как работает вся эта система и при чем здесь география?

Оттенки сюжета

Как заработать миллионы, написав роман? Рецепт изобретен в Голливуде.


Александра Прингл сидела в своем кабинете в издательстве Bloomsbury Publishing в Лондоне, когда раздался телефонный звонок. «У меня есть рукопись, она вам может совсем не понравиться, но я все равно ее пришлю, потому что это нечто из ряда вон выходящее», — с первых слов взял быка за рога Дэвид Годуин, литературный агент с безошибочным чутьем, который уже 14 лет приводил в Bloomsbury авторов, книги которых становились бестселлерами.

Результатом того звонка стала выходящая сейчас в Bloomsbury книга «Время костей» — первый выпуск в серии из семи частей, посвященной ясновидящим, которые борются в мире будущего против тоталитарного правительства и его сверхъестественных покровителей. Автор — Саманта Шеннон, британка 21 года от роду, которая прежде ничего не публиковала, но зато работала стажером у Годуина.

Нешуточные деньги

Глава КВН Александр Масляков создал систему, которая приносит прибыль и одновременно ослабляет себя.


Ни одно телешоу в России не удостаивалось столь высокого внимания. Открытие молодежного центра «Планета КВН» в здании бывшего кинотеатра «Гавана» в апреле этого года посетил Владимир Путин. Еще будучи премьер-министром, на встрече с мэром Сергеем Собяниным и бессменным ведущим КВН Александром Масляковым он предложил создать в Москве Дом КВН. «Гавану» быстро освободили от арендаторов, а под проект было создано отдельное ГУП. Путин даже заезжал к Маслякову и встречался с избранными кавээнщиками, когда в здании еще шла реконструкция.

Трансляции игр КВН стабильно входят в тройку самых рейтинговых юмористических передач на российском телевидении. Доступ членов клуба к телеэфиру контролирует Александр Масляков: принадлежащая ему компания «АМиК» продает эксклюзивные права на показы «Первому каналу». По подсчетам Forbes (общаться с нами Масляков отказался), доход «АМиК» от телетрансляций, совместных гастрольных туров команд КВН и отдельных выступлений участников кавээновских лиг разных уровней составляет не менее $3,5 млн в год. Больше, чем у таких знаменитостей из «звездного» рейтинга Forbes, как Алла Пугачева и Никита Михалков. При этом в производство контента — сочинение юмористических текстов, подготовку номеров и т. д. — «АМиК» не вкладывается. Александр Масляков успешно эксплуатирует бренд КВН, к созданию которого был причастен в советские годы. Система, которую он создал, — фактически фабрика эстрадных звезд — нацелена на получение максимально возможного дохода до того, как ее участники дорастут до уровня свободного плавания.

Золотая ракетка

У звезды тенниса Марии Шараповой - рекламные контракты на десятки миллионов долларов, и она начала собственный бизнес. Как устроены ее финансы?


Двадцать восьмое апреля 2013 года, финал теннисного турнира в Штутгарте, забитая под завязку зрителями Porsche-Arena. При счете 30:40 в решающем гейме китаянка Ли На ошибается и подает в аут. Вторая подача — и снова ошибка.

На этот раз мяч летит в сетку. На противоположной стороне теннисного корта ее длинноногая светловолосая соперница в майке и короткой юбке из собственной коллекции Nike издает победный крик и вскидывает руки. В раздевалке — пара глотков шампанского под одобрительные возгласы и аплодисменты команды. Турнир окончен, пора двигаться дальше. Чуть позже бизнес-джет Hawker 800 авиакомпании Net Jets берет курс на Москву. Рано утром на следующий день — заселение в гостиницу. Россиянка Мария Шарапова, бывающая на родине всего несколько раз в году, пишет в твиттере в 4 утра, что заказала все русские блюда из меню обслуживания номеров. Ведь в 2013-м это ее единственный и всего лишь однодневный визит в Россию. Несколько часов отдыха, и начинается новый рабочий день.

Слежка за покупателем

Предприниматель из Казани придумал, как объединить все «карты лояльности» в одну.

«Сейчас чек печатают — и тут же выкидывают в корзину. А это потеря ценнейшей информации!» — недоумевает основатель стартапа Digital Loyalty System (DLS) Вильдан Хусаинов. Розничные сети, банки и рестораны изо всех сил стараются отследить историю потребительского поведения своих клиентов, выдавая им скидочные карты, карты постоянного покупателя и прочие инструменты идентификации, одновременно способствующие укреплению лояльности клиента.

Хусаинов придумал инструмент, который теоретически может заменить карту постоянного покупателя для всех потребителей всех продавцов — всех, кто оплатит услуги DLS. Покупателя сервис идентифицирует по банковской карте, когда та оказывается в считывающем устройстве в торговой точке. В обмен на скидку терминал отправляет информацию о нем и его покупке не только в банк, но и в DLS (платить можно и наличными, тогда карта выступает как документ, удостоверяющий личность).

С помощью DLS покупателя можно простимулировать делать больше покупок, рассказывает о первых результатах сотрудничества с Хусайновым Наиль Шайдуллин, начальник управления розничной торговли и маркетинга оператора автозаправочных станций «Татнефтепродукт». Цифры таковы: в период проведения совместной с DLS акции средний чек на заправках вырос на 35%, а средняя заправка — с 17 л до 23 л. За счет чего? Заправщики начали давать накопительную скидку постоянным покупателям, определяя их по кредитным картам.

Охота на дивиденды

Российские компании стали охотнее платить дивиденды. Какие акции принесут наибольший доход?

Летняя распродажа на рынках не повод для паники. Присмотритесь к компаниям, владельцам которых нужны деньги, — они могут выплатить щедрые дивиденды. Мода на выплату дивидендов появилась в России сравнительно недавно, и на то есть несколько причин.

Во-первых, бизнес российских компаний стал более зрелым. Наиболее масштабные инвестпроекты уже закончены, компания заняла определенную долю на рынке и расти ей особо некуда, а привлекательных объектов для поглощения нет. Это характерно, в частности, для нефтегазового и телекоммуникационного секторов. В этом случае компания обычно предпочитает перераспределить свободный кеш среди владельцев, особенно если у миноритариев небольшая доля.

Во-вторых, возросшие политические риски стимулируют российских бизнесменов к выводу свободных денежных средств за рубеж. В ситуации, когда бизнес в любой момент может сменить владельца, хранить деньги длительное время на балансе рискуют немногие, пожалуй, только «Сургутнефтегаз». Остальные предпочитают отправлять средства в иностранные юрисдикции, и эту любовь не способны поколебать ни кризис на Кипре, ни намерения Швейцарии раскрывать информацию о вкладчиках российским властям. При этом выплата дивидендов — один из самых простых способов вывести деньги из страны. Все легально, и налоги низкие.

В-третьих, российский бюджет начинает трещать по швам даже при высоких ценах на нефть, что стимулирует чиновников к поискам новых источников доходов. В связи с этим дивиденды в госкомпаниях, например в «Газпроме» или «Транснефти», скорее всего, будут расти.

Сто лет одиночества

Мьянму охватила инвестиционная лихорадка. Как заработать в стране, где до сих пор почти нет связи и банкоматов?


Широкие и пустынные проспекты города Нейпьидо, столицы, выстроенной руководством Мьянмы втайне от большинства сограждан, никогда еще не видели такого наплыва иностранцев из всех стран мира. Растревоженная столица на несколько дней превратилась в центр мировой экономической мысли: Всемирный экономический форум неожиданно решил провести в столице Мьянмы так называемый Азиатский Давос. Десятилетиями закрытая страна на несколько дней в июне стала центром мирового бизнес-туризма.

Мьянма (до 1989 года Бирма), небольшая страна в Юго-Восточной Азии, открылась для инвесторов меньше двух лет назад после столетия экономического застоя. Ограничения на торговые отношения с Мьянмой США и Евросоюз сняли только в 2012 году. Санкции все еще действуют в отношении некоторых высокопоставленных членов хунты и приближенных к ним бизнесменов, однако их список постепенно сокращается, местные элиты готовы идти на уступки. Железный занавес в стране с населением 64 млн человек упал, новое руководство взяло курс на реформы, и крупнейшие корпорации мира устремились в Мьянму. Теперь аналитики McKinsey в специальном отчете, посвященном Мьянме, называют ее самой быстроразвивающейся страной в регионе. По прогнозу компании, объем инвестиций в экономику страны в ближайшие 15 лет превысит $500 млрд. К 2030 году ее размер вырастет более чем в четыре раза, до $200 млрд, при ежегодных темпах в среднем 8%. Мьянма — последний шанс для российских инвесторов полноценно заработать на росте в Юго-Восточной Азии, считают опрошенные эксперты.

Как это лучше сделать?

Вкусные бактерии

Как заставить покупать мороженое тех, кто заботится о своем здоровье.


«Главное, чтобы мороженое не разогревали в микроволновке», — предупреждает томский врач-биофизик Евгений Гуткевич, изобретатель биомороженого. Некоторые мамы любят давать детям растаявшее мороженое, однако при нагревании продукт Гуткевича теряет свойства: бифидо- и лактобактерии, восстанавливающие микрофлору кишечника, погибают.

Больше 10 лет об изобретении Гуткевича, продававшемся в вафельном стаканчике с надписью «Десант здоровья», слышали только в Кемерово и Томске. Зато сейчас «полезные» пломбиры продаются в 32 регионах России, в Белоруссии и Казахстане. В 2012 году было съедено 112 т биомороженого, из них 80% реализовано через сети аптек, а основанная им компания «Фермент» получила около 60 млн рублей выручки.

Идея создать не просто лакомство, а полезный для здоровья продукт пришла научному сотруднику томского НИИ психического здоровья Гуткевичу в 1990-х годах, когда появились бифидоки — кефир или йогурт с бифидобактериями-пробиотиками. Гуткевич думал над тем, как повысить эффективность полезных бактерий. «Как-то в голове мелькнуло — надо заморозить! Мороженое!» — вспоминает изобретатель.

Согласие с несогласием

Почему собственнику компании стоит прислушиваться к критике своих желаний.

Может показаться странным, но я позитивно к отношусь к тому, что команда «Связного» нередко выступает тормозом моих инициатив и идей. Это чаще бывает полезно, чем вредно. Проходит какое-то время, я оглядываюсь назад, вспоминаю, на чем настаивал, но в итоге был достигнут некий компромисс между мной и командой, смотрю на результаты и понимаю, что именно это решение было правильным.

Предприниматель — это человек, обладающий видением: что делать, куда двигаться, где есть перспектива. Но если его идеи не взвешивать, не структурировать, то конструкция бизнеса становится опасной. Количество предпринимательских идей всегда превышает количество ресурсов — у нас по крайней мере это так. Значит, нужно концентрироваться на чем-то наиболее важном и реальном и уменьшать объем того, что хотелось бы сделать. Если бы у меня не было такой сдерживающей силы, как управленческая команда, то успешных проектов было бы меньше.

Разумеется, прислушиваться можно лишь к тем, кому доверяешь. У меня простое правило: если я назначаю человека директором, он автоматически обладает моим доверием. Я предпочитаю подбирать людей, близких по духу, но при этом по своим умениям и навыкам в чем-то более сильных, чем я (нанимать того, кто похож на тебя по компетенциям, нет смысла — вы будете толкаться локтями на одной территории). Близких по духу — значит, с похожими жизненными ценностями. Для меня правильнее брать человека, с которым совпадают ценности, пусть даже меньшего профессионала, чем кто-то другой. Профессионализм приобрести гораздо легче, чем изменить жизненные ориентиры.

Уйти к «красным»

Обычный велоремонтник стал подрядчиком Банка Москвы. Как ему это удалось?


Получив субботней ночью электронное письмо с неизвестного адреса, Сергей Борозденков — руководитель проекта «Велобайк» Банка Москвы — собрался было нажать delete. Но что-то заставило его прочитать послание. «Мне по секрету сообщили, что вы ищете подрядчика по обслуживанию прокатных велосипедов. А наша компания как раз на этом специализируется! — сообщал некто Вадим Хазов. — Скажите, актуален ли этот вопрос на данный момент? Ведь времени прошло много, и, возможно, вы уже кого-то нашли».

Уже через неделю Хазов с бригадой мастеров в гараже Банка Москвы собирали те самые красные велосипеды, что с мая заполонили центр Москвы. Вдобавок к двум своим мастерским «Велодело» предприниматель открывает еще три, а в следующем году планирует оборудовать десять новых. На его попечении теперь находится 500 городских байков, еще около 500 — на подходе.

Домашняя работа

Как новосибирец Вадим Кулубеков создал промышленный бизнес, имея 100 000 рублей стартового капитала.


Улыбчивый парень в элегантном костюме уверенно идет по заводскому цеху, лавируя между штабелями металлических балок, строительного утеплителя и мотками проводов. «Вот эти модули пойдут на Магадан», — хлопает он ладонью по стенке домика из сэндвич-панелей. 28-летний Вадим Кулубеков — владелец фирмы «Ависта Модуль», выпускающей жилые конструкции для рабочих (в просторечии — времянки и бытовки). Компания Polyus Gold недавно заказала ему 31 домик для вахтового поселка на Наталкинском месторождении золота. Предприятие Кулубекова в среднем делает за месяц 120 модулей. Продажи за прошлый год — более 155 млн рублей. Еще 95 млн рублей компания заработала на сдаче своих модулей в аренду.

Опасная прозрачность

С ростом доступности для государства информации о человеке преступником может оказаться каждый.

Четыреста лет назад один из величайших защитников эмпирического знания сэр Фрэнсис Бэкон описал в утопической «Новой Атлантиде» идеальное государство, которое управляется сообразно не прихотям толпы, но мудрым советам ученого общества под названием «Дом Соломона». По его лекалам было создано впоследствии Королевское общество, самая заслуженная Академия наук. Однако политическая программа философа начала воплощаться только несколько лет назад по другую сторону Атлантики. Информация стала приобретать собственную власть.

Администрация президента Обамы любит повторять, что ее политика основана не на эмоциях, а на фактах. Чиновники гордятся «большими данными», которые собирают миллионами терабайтов и используют затем для выяснения ответов на самые разные вопросы современности. В марте 2012 года правительство опубликовало даже что-то вроде путеводителя по разнообразным применениям больших данных для военных и гражданских нужд, от диагностики рака до освоения космоса. Год спустя оказалось, что в список можно добавить и сбор частной информации миллионов американцев, поступающей в правительство с серверов крупных интернет-компаний. В скандале оказались замешаны Google, Yahoo!, Microsoft, Facebook и еще несколько фирм.

Благодаря Эдварду Сноудену мир узнал наверняка то, о чем прежде догадывался: США и Великобритания массовым образом шпионят за коммуникациями своих сограждан. Формально под колпаком только иностранцы, но система столь неизбирательна, что и собственные граждане не могут быть уверены в неприкосновенности своих коммуникаций. В конце июня газета Le Monde выяснила, что и французское правительство, громко возмущавшееся своими партнерами по НАТО, ничем не лучше. Что происходит в других странах, не имеющих вековых традиций представительной демократии, можно только догадываться.

Оборона города

Кто выходит победителем в столкновениях градостроителей и жителей.

Эта история могла произойти в любом мегаполисе. Мэрия затевает реконструкцию одной из площадей: на месте бесполезного парка предполагается построить торговый центр, вместо транспортной развязки — сделать пешеходную зону, а для машин — прорыть тоннели. Экологи и гражданские активисты протестуют, пытаются оспорить решение в суде, но никто не обращает на них внимания. Риелторы обещают, что после окончания работ район станет туристической Меккой и недвижимость подорожает. Строительная компания друга бывшего премьер-министра получает контракт и приступает к вырубке деревьев. Экологи ложатся под бульдозеры, но протестантов жестко разгоняет полиция.

Читатели, конечно, подумают, что речь о «доме Болконского» в Москве или битве за Химкинский лес в Подмосковье. Ничего подобного: дело было в Турции. Площадь — это площадь Таксим в Стамбуле, парк — Гези, компания-застройщик — «Калион групп», принадлежащая семье друга бывшего премьер-министра Тургута Озала и, по информации ВВС, до сих пор близкая правящей партии АКР, которую возглавляет премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Никто не ожидал, что на защиту крохотного (не больше 10 га) участка земли выйдут сотни тысяч граждан в разных городах и из-за банального девелоперского проекта под первым лицом многомиллионного государства зашатается кресло.

Колоссальные сооружения, изменившие лицо планеты, вроде египетских пирамид или Великой китайской стены, строились без учета мнения населения. Немецкие и итальянские автобаны, московские высотки, созданные в XX веке при тоталитарных режимах, тоже не нуждались в общественном одобрении. Однако чем дальше, тем сложнее становится заинтересованным лицам (властям, архитекторам, строителям) игнорировать мнение жителей. Среда становится более плотной, а ее сопротивление переменам — более сильным. Многолюдные митинги против строительства скоростной дороги или нефтехимического завода не редкость даже в Китае. Вот несколько примеров того, как городским властям пришлось корректировать строительные планы под влиянием общественности.

Контрольный выстрел

Мелочное регулирование превращает жизнь предпринимателя в череду подделок и переделок документов.

Одна из самых серьезных проблем российского бизнеса — запретительные издержки легальности, то есть затраты на мирное взаимодействие с государством. Для того чтобы государство просто позволило вам заниматься тем, чем вы занимаетесь, признало вас законопослушным предпринимателем, вы должны понести несколько разрядов издержек. Недостаточно платить налоги и выполнить другие требования регуляторов к вашей деятельности. Надо еще получить все необходимые разрешения. Удовлетворить многочисленных контролеров — взятками, подобострастным поведением и подарками либо согласием признать даже несуществующие нарушения, чтобы помочь проверяющему отчитаться за выполненную работу. И — едва ли не самая главная нагрузка — за свой счет сгенерировать документы, фиксирующие каждый ваш шаг по множеству параметров, причем на условиях контролирующих инстанций и по их правилам. При этом на каждый шаг предпринимателя распространяется много регуляций (налоговых, санитарных, лицензионных, трудовых, и т. д.). И каждая из них оказывается в зоне ответственности не одного потенциального проверяющего, а нескольких.

К чему это приводит? На практике это вырождается в необходимость держать штат сотрудников, занятых производством официальной документации и коммуникацией с проверяющими органами. Собственно ставки основных налогов в России не запредельны по мировым меркам, но затраты на то, чтобы доказать свое законопослушание, беспрецедентны. Так, во время кризиса 2008 года, когда во всем мире предприятия сокращали непроизводственные издержки, в России компании урезали основную деятельность, производство, но оставляли нетронутым административный аппарат. Затраты на изготовление отчетности не падали вместе с выручкой и объемами выработки, они оставались прежними, а то и росли.

Ловушка стагнации

Россия столкнулась с отсутствием экономического роста. Проблема в том, что эта ситуация может затянуться на десятилетия.

К середине 2013 года экономический рост в России практически остановился. Инвестиции, строительство и промышленность находятся на уровне прошлого года. ВВП увеличивается «европейским» темпом —1,6%. Снижается экспорт. Инвестиции стагнируют уже полтора года, а строительство — почти два, грузооборот транспорта — полгода.

Почти вдвое замедлилось кредитование предприятий (при росте дорогих потребительских кредитов). На 28% упала сальдированная прибыль компаний. Рентабельность снижается во всех секторах, и компании не могут позволить себе дорогие кредиты. Поэтому в Кремле часто совещаются, как снизить процентные ставки. Наконец, сменился демографический тренд: при неизменном уровне безработицы число занятых в экономике с февраля начало снижаться.

Причины остановки роста, в отличие от 2008 года, надо искать не во внешнем мире, а внутри. Да, перестали расти цены на нефть: в январе — июне она стоила «всего» $106,5, почти на 5% дешевле, чем годом ранее. Да, серьезно подешевели цветные металлы. Но эти изменения не должны были привести к остановке роста. В целом условия торговли немного ухудшились, но они все еще заметно выше предыдущего пика (май 2008-го). К тому же в глобальной экономике сохраняется избыток денег и кредиты остаются очень дешевыми.

Не впасть в беспамятство

Однажды молодой журналист Джошуа Фоэр оказался на чемпионате США по запоминанию — соревновании по способности воспроизводить случайные последовательности чисел, слов, стихов, лиц и имен. Редакционное задание обернулось для Фоэра решением попробовать себя в этом искусстве и за год подготовиться к чемпионату США. Ежедневные тренировки по развитию навыков запоминания чередовались с изучением истории науки о памяти и преодолением собственного скепсиса в отношении современных гуру мнемоники. Результатом этого опыта стала книга «Эйнштейн гуляет по Луне» (изд. «Альпина паблишер»), в которой личная история автора переплетена с размышлением об истории и философии памяти с момента рождения искусства запоминания в Древней Греции до наших дней.

Искусство запоминания лежало в основе древних культур. Философы и поэты передавали эпосы и трактаты из уст в уста. А книги были дороги, редки и настолько неудобны в пользовании, что чтение являлось скорее актом изучения и напоминания, чем познания. Важной частью античного образования наряду с грамматикой, логикой и риторикой были тренировки памяти. Базовые техники запоминания описаны еще до нашей эры в учебнике «Риторика для Геренния», который до сих пор остается библией для мнемотехников. Современные инструменты улучшения памяти основаны на давно известных приемах. Например,метод «дворцов памяти»: объект запоминания превращается в яркий и узнаваемый образ, который размещается в знакомое человеку место (loci — лат.). Таким местом может быть здание, улица или собственное тело. Цепочки образов, последовательно связанных в едином пространстве, гораздо проще запомнить и воспроизвести, чем при механической зубрежке. Этот прием можно одинаково успешно применять для фиксации в памяти списка дел, стихотворения или номера кредитной карты.

Еще один кирпич в стене

Почти одновременно в Москве вышли две книги о развивающихся рынках. Первую написал бывший главный экономист Goldman Sachs Джим О’Нил, в 2001 году придумавший акроним BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). «Карта роста: будущее стран БРИК и других развивающихся рынков», выпущенная «Альпиной бизнес букс», подробно рассказывает о «большой четверке», в 2000-х годах бывшей в фаворе у инвесторов.

Вторую книгу написал конкурент О’Нила, директор по развивающимся рынкам и глобальной макроэкономике Morgan Stanley Investment Management Ручир Шарма. Его работу «Прорывные экономики: в поисках следующего экономического чуда» выпустило издательство «Манн, Иванов и Фербер». В противовес О’Нилу Шарма в основном размышляет о том, какие развивающиеся рынки «выстрелят» в этом и следующем десятилетиях.

Когда слово «кирпич» (brick по-английски) еще не было акронимом, на четыре крупнейшие развивающиеся экономики (43% населения мира) приходилось всего 8% мирового ВВП. Но они обещали опережающий рост и грозили выдвинуться на первые позиции в «мировом чемпионате» стран по размеру ВВП. Будущее — зеркало прошлого: с X по XV век, по расчетам Ангуса Мэдисона, Китай был крупнейшей экономикой мира, а до этого главенствовала Индия.

Благодаря уже набранному весу и быстрым темпам роста рывок четверки был неизбежен. За прошедшие годы Китай стал второй экономикой мира, Бразилия — седьмой. Четверка росла вдвое быстрее мировой экономики. В ближайшие 20 лет экономический вес BRIC превысит суммарный вес стран G7. Оценки, казавшиеся смелыми в 2001 году, 10 лет спустя кажутся консервативными.

Проклятие таланта

Пожизненно одинокая,так и не ставшая никому ни невестой, ни женой, ни матерью... О Фаине Раневской вроде бы странно говорить в контексте женской судьбы.Тем не менее судьба ее была выдающейся и именно женской. Другой вопрос, счастливой ли.

Муля, не нервируй меня!» - говорит Ляля из «Подкидыша». «Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться... на короля!» - это уже Мачеха из «Золушки». Мы не можем просто прочитать эти фразы. Нет, читая, мы СЛЫШИМ их, причем всегда в одном и том же исполнении - произнесенными неповторимым голосом Фаины Раневской. И каждый раз изумляемся завораживающей магии ее актерского гения.

«Красота - это страшная сила», - утверждает ее Лев Маргаритович (она же - Маргарит Львович) из «Весны». Фильм давно устарел, но если ленту повторяют по ТВ, мы рвемся к экрану только на сцены с Львом Маргаритовичем. Раневская не устаревает, ее игра так же интересна, смешна и трагична, как и 65 лет назад. Когда-то в Московском театре им. Моссовета, на спектакле по серенькой «революционной» пьесе Билль-Белоцерковского «Шторм», публика покидала зал, как только заканчивался маленький эпизод, где Фаина Георгиевна играла спекулянтку. Зрители задыхались в овациях и уходили почти поголовно. Через некоторое время эпизод Раневской (написанный ею самой с разрешения автора) сняли. «Вы слишком хорошо играете свою роль, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля», - пояснил режиссер Завадский. Его можно понять - вровень с ней играть было трудно, да и жить тоже. И это одна из причин, почему одиночество стало ее судьбой.

Собираем ребенка в школу

До 1 сентября осталось не так уж много времени. А перед родителями стоит нелегкая задача: правильно , подготовить малыша к учебному году и при этом постараться ничего не забыть.


Пожалуй, оставлять все на последний момент - особенность нашего менталитета. Накопить ворох нерешенных вопросов, задач, а потом с выпученными глазами браться сразу за несколько дел и пытаться все успеть чуть ли не за один день. Согласись, знакомая ситуация? А потом раздражаемся сами на себя, что получается все вот так, впопыхах, на бегу. Чтобы тебе не пришлось, схватив за руку ребенка, в спешке делать покупки на школьном базаре, мы предлагаем вместе составить список необходимых вещей уже сейчас и посчитать, сколько денег на все про все понадобится.

За покупками для школы лучше отправляться всей семьей, рекомендуют психологи. Причем обязательно подключай ребенка к процессу! Пусть выбирает, что ему больше по душе. Разбейте поход на несколько дней. К примеру, сначала купите все канцелярские принадлежности, а затем - школьную форму, туфли, обувь-сменку, спортивный костюм и прочее.

Facebook меняет характер


Увлечение интернетом и социальными сетями не пройдет для нашего поколения бесследно. Общение в Сети и созданный виртуальный образ меняют взгляды, поведение в реале и личность в целом, влияя на всю нашу жизнь. Интересно - как?

В «Фейсбуке» жизнь кипит! Меняются заставки и фотографии, рекою текут новости друзей, и общение под стук клавиш не затихает ни на минуту. Вот и Лена с Женей, бывшие коллеги, сегодня с утра уже успели обменяться 25-ю сообщениями. Нет-нет, они не обсуждали новую Ленину работу или Женины уроки вождения. Это они договаривались о том, как бы в пятницу вечером где-то попить кофейку. Диалог между подружками закончился следующей фразой: «Вечером обсудим в смс-режиме!» Вам еще не смешно?

Дети кукурузы


Жители Гватемалы протестуют против строительства цементного завода в муниципалитете Сан-Хуан-Сакатепекес.

Пять лет несколько тысяч гватемальцев пытаются остановить “стройку века” в муниципалитете Сан-Хуан-Сакатепекес, что в 30 км от столицы страны, Гватемалы.

В июле около 1 тыс. коренных жителей, потомков американских индейцев, дважды выходили митинговать против возведения цементного завода. Предприятие должно стать отправной точкой железобетонного мегапроекта — прокладки шоссе через джунгли.

“Мы не хотим есть цемент, мы хотим есть кукурузу!” — скандировали индейцы.