Около месяца назад какие-то милые ребята попытались нарисовать в центре в Минска портрет Василя Быкова. Рябят забрали в милицию, а позже доставили в суд, где выписали штраф. Минские коммунальщики (которые обязательно победили бы в Лиге чемпионов среди коммунальщиков, если бы такая существовала) в мгновение ока закрасили портрет. Будка, решили люди, которые занимаются облагораживанием Минска, должна быть серой и ни в коем случае не другой. Через день на месте закрашенного портрета появилась надпись: «Здесь был Василь Быков». 10:0 в пользу здравого смысла. Городские власти потерпели сокрушительное художественное поражение. Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что, по словам одного из авторов идеи (идеи портрета, а не закрашивания будки), работа продолжится, потому что уже получено разрешение главы отдела идеологии ЖРЭО. Кто этот могущественный человек — остается загадкой, но должность его, несомненно, вызывает уважение.
В интервью Ксении Собчак Александр Григорьевич Лукашенко говорил о том, что уже много лет пытается найти национальную идею. Много чего предлагали, говорил президент, но все «не ново». Кажется, у меня кое-что есть. Во всяком случае, я уверен, что Александру Григорьевичу никто не предлагал ничего подобного, и более того, я уверен, что нашему президенту мое предложение понравится, потому что он человек веселый. На примере закрашивания портрета великого писателя я предлагаю сделать национальной идеей Беларуси — кретинизм. А что? Будет весело! К нам наконец поедут туристы. Мы уже давно и довольно далеко продвинулись в этой идее, осталось только утвердить ее на государственном уровне. Аплодировать на улице нельзя, рисовать граффити нельзя (хотя на них и дал добро сам глава отдела идеологии ЖРЭО), можно только, чтобы все было чисто и серо.
Кретинизм, конечно, вряд ли утвердят, но на этот случай у меня есть запасной, устраивающий все стороны вариант — вариант пастельный (от слова «пастель»). Пусть у нас будет все такое, знаете, — никакое. Если граффити великого писателя вызывают такой резонанс в обществе, то объединяющей силой этого общества должно быть — ничего. Все должно быть спокойно, ничего не должно происходить, и следующие восемь тысяч лет будка обязана оставаться серой. Важно, чтобы был порядок, важно, чтобы все мы ни в коем случае не выходили за рамки. Из радуги стоит исключить яркие цвета, из чемпионата Беларуси по футболу— чемпиона, хотя там и так все время побеждает один и тот же клуб.
Я знаю людей, которые любят во всем винить президента Лукашенко. Родила кошка в Могилевской области — виноват Лукашенко, не родила — сами знаете, кто виноват. Думаю, многие из них искренне полагают, что Александр Григорьевич лично отдал приказ замазать портрет. И вот здесь начинается самое грустное. Александру Григорьевичу, конечно, нет дела до этой будки — у него миллион гораздо более важных забот. Проблема в том, что в головах коммунальщиков (ну и, конечно, вышестоящих коммунальщиков, то есть самых важных коммунальщиков из всех коммунальщиков) укоренился кретинизм. Эти люди мыслят лишь двумя категориями: положено/не положено. Их логика проста: если будка серая, то портрет не положен. Логично. Тут даже и не поспоришь. Им бы хоть раз ослушаться, опустить руки, насладиться красотой, но нет — минские коммунальщики свою работу знают. Мне остается только надеяться, что глава отдела идеологии ЖРЭО даст добро на фантазию, если это, конечно, в его компетенции.
Ну а если серьезно, то на момент написания этой колонки (как бы смешно это ни звучало) ситуация с трансформаторной будкой не решена. И все же у меня есть надежда, что граффити с изображением великого писателя появятся в центре Минска, и тогда все мы сможем говорить, что нашей национальной идеей являются любовь, воля и здравый смысл, а не серый цвет.
(с) Саша Филипенко