Отец братьев Бесшабашных, Джекоба и Уилла, пропал много лет назад. Однажды старший из братьев, Джекоб, обнаруживает в кабинете отца волшебное зеркало - портал в иной мир, где находит второй дом и своё призвание.
Конечно, Джекоб и Уилл — это братья Гримм, Якоб и Вильгельм. Что до их фамилии, то Grimm с немецкого переводится как «яростный», а «бесшабашный» вполне могло получиться в результате неточного перевода. Корнелия Функе писала этот цикл в соавторстве с английским продюсером и сценаристом Лионелем Виграмом, поэтому Джекоб и Уилл получили английскую фамилию Reckless, при этом став почему-то американцами, уроженцами Нью-Йорка.
Отсылками к сказкам, собранным знаменитыми немецкими филологами, и даже к биографиям Гриммов цикл «Бесшабашный» переполнен. Любимую девушку Уилла зовут Кларой - как и историческую жену Вильгельма. Джекоба в приключениях сопровождает лисица-оборотень — в сказках братьев Гримм лисы часто выступают волшебными помощниками. В арсенале главного героя, охотника за сокровищами, имеются волшебный канат из волос Рапунцель, бездонный кисет и неиссякаемый кошель с золотом. Зазеркальный мир населяют карлики, ведьмы, водяные, феи, эльфы, гномы и другие волшебные существа.
Вот только от автора мрачной «Чернильной трилогии» не стоит ожидать зефирного диснеевского мира. С сюжетами, знакомыми нам с детства, Функе обходится как завзятый киллер. Спящая Красавица тихо умирает от старости в своей башне, потому что её спаситель запутался в терновой изгороди. Люди-лебеди не расколдовываются с помощью крапивных рубашек, а просто скрывают ими перья, сохраняя при этом свой мерзкий характер. Синие Бороды (в этом мире их много), которые питаются страхом своих жертв, оказываются ещё кошмарнее серийного женоубийцы из сказки. Девушки, похищенные водяными, бесповоротно сходят с ума. Люди ненавидят оборотней, русалки-лорелеи топят и пожирают людей, каменные существа гоилы грозят завоевать человеческий мир целиком. А ещё в этот мир уже вторглись технологии XIX века, вытесняющие древнюю магию, — но она ещё сильна. Мрачная недетская сказка в антураже стимпанка — вот что такое «Бесшабашный»...
Многочисленные детали, флэшбеки и красочные описания зазеркального мира (альтернативной Европы) украшают прямой, как стрела, сюжет обеих книг, добавляют ему жизни. По сути, и «Камень во плоти», и «Живые тени» — неприкрытые квесты, «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». В первой книге Джекоб спасает своего брата, во второй — самого себя. Но так как мы имеем дело не с самым простым автором, то успешное выполнение обеих квестов приводит к дополнительным осложнениям.
По «Чернильной трилогии» мы также помним, что Функе любит уделять внимание внутренней жизни персонажей и отношениям между ними. Здесь присутствует и то, и другое - правда, отношения по большей части сводятся к мелодраме. Любовь и ревность становятся основными мотивами героев: из любви и ради любви они совершают подвиги, из ревности мстят и убивают. Особенно путано обстоят дела с чувствами персонажей в первой книге. Во второй для драматизма оказалось достаточно отношений Джекоба и Лисы, которые никак не могут признаться в своих чувствах даже самим себе, и отчаянного соперничества, этакой вражды-привязанности главного героя и его амбициозного соперника в охоте за сокровищами.
Целевая аудитория книг не очевидна. С одной стороны, они вписываются в формат young adult, а с другой - не каждый родитель позволил бы подростку читать такие книги. Функе без стеснения касается темы сексуальности - не настолько прямым текстом, чтобы книга получили рейтинг «18+», но они явно рассчитаны на таких детей, которым известно значение слова «любовники» и выражения «провести вместе ночь». Уровень жестокости в «Бесшабашном» тоже недетский. Но и этого от автора «Чернильной трилогии» следовало ожидать.
В общем, ничего сверхъестественного, нового и особенного Корнелия Функе в этих книгах не делает. И тем не менее они проглатываются за один присест, герои вызывают сопереживание, финалы заставляют мечтать о продолжении. А не этого ли мы ждём от хорошей сказки?
История Джекоба Бесшабашного проигрывает истории переплётчика Мо и его дочери из «Чернильной трилогии», но выигрывает у большинства современных сказок — искренностью и драматизмом.
(с) Александра Королева
Корнелия Функе, Лионель Виграм. Бесшабашный. Камень во плоти |
Корнелия Функе, Лионель Виграм. Бесшабашный. Живые тени |