Юрий Милюков — представитель самого первого поколения предпринимателей в новейшей истории России. И в его послужном списке за последнюю четверть века тоже было много всего «первого»: создание первого коммерческого банка (Инкомбанк), первой акционерной компании («Сталкер»), одной из первых бирж (Московская товарная).
Он и сейчас погружен во множество коммерческих проектов, однако обязательно находит время на то, чтобы преподавать в Центре корпоративного предпринимательства МИФИ — вопреки распространенному представлению, что в нашей стране учителями бизнеса выступают одни лишь «сбитые летчики» или преподаватели-теоретики, по-настоящему не нюхавшие предпринимательского «пороха».
О том, почему предпринимательство нужно преподавать как математику и физику, и чего не хватает нынешнем стартаперам, Юрий Милюков поведал в трех монологах.
О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ КАК ТОЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
За 25 лет существования предпринимательства в современной России по-настоящему так и не наладился процесс воспроизводства кадров. Когда смотришь на молодых ребят, которые создают собственные компании, быстро понимаешь, что они живут в каком-то полуфантастическом мире, имеющем мало отношения к действительности. В этом мире их окружают добрые венчурные «феи» и бизнес-ангелы, готовые выложить миллионные суммы для апробации новой идеи. Стартаперам кажется, что главное для них в этом мире — тщательно соблюдать магические обряды, произносить правильные слова и исполнять ритуальные «танцы», — и тогда наверняка удастся «запитчить» какого-нибудь инвестора. Однако за всем этим «волшебством» и веселыми стартаперскими тусовками многие молодые предприниматели упускают самое важное — необходимость серьезной и во многом рутинной работы.
Между тем деятельность эта требует определенных навыков и представлений, которые далеки от «алхимии стартапов». Не зря на важность предпринимательства как особой формы деятельности впервые указал еще Шумпетер в начале XX века.
По сути, представления о предпринимательстве, как и о любой другой форме деятельности, всегда проходят несколько стадий десакрализации. На первой мастер в каком-либо деле воспринимается магом. Кузнец, умевший ковать мечи, был одним из самых уважаемых людей и заседал в совете города. На второй стадии, когда из его подмастерьев и помощников вырастает несколько поколений мастеров, среди них появляются те, кто способен провести рационализацию — выявить основные приемы работы кузнеца, формализовать их и рутинизировать. Таким образом, «чудесное» искусство ковки вначале становилось понятным, а затем — имманентным. Рационализация позволяет выявить инструменты деятельности и способы деятельности — технологии. А в совокупности с практикой инструменты и технологии образуют стандарт деятельности. И это уже третья стадия. На практике это означает, что сегодняшним «кузнецам» (точнее, электросварщикам, инженерам-механикам и слесарям) уже не нужно тренировать силу удара или точно рассчитывать необходимое для расплавки металла время, поскольку многие ручные операции начинают выполнять машины, а затем и автоматы.
Так и в предпринимательстве. Сегодня в человеческой культуре накоплено достаточно представлений о стандарте предпринимательской деятельности, ее технологиях и используемых инструментах, чтобы изучать ее как точную дисциплину Аналогом законов о природе служат здесь представления об институтах собственности, которые традиционно называют институциональной экономикой. Овладев ими, любой человек может начать делать проекты буквально как конструктор, то есть заняться проектным (социальным) инжинирингом.
Однако проблема в том, что верить в волшебство намного легче, чем изучать сложные точные дисциплины. Поэтому освоение стандартов деятельности обычно идет долго и с большим сопротивлением со стороны «фантазеров».
Представьте себе, что вы решили освоить воздухоплавание. На первых порах вам будет достаточно представления о воздухе как о совокупности частиц, находящихся в броуновском движении, чтобы вы смогли планировать в воздушных потоках. Но как только захотите летать быстрее, вы рискуете свернуть себе шею, попав в зону турбулентности, поскольку предыдущих знаний становится недостаточно. Хотите достичь сверхзвуковых скоростей? Придется столкнуться с таким феноменом, как звуковой барьер, ударные волны и т. и. Каждый шаг вперед приносит новые риски и уносит жизни тех, кто решил побороться со «сверхъестественным», — а значит, требует все новых представлений об устройстве среды, в которой вы летаете.
Именно так, пренебрегая представлениями о том, как устроена социальная ткань, какие требования предъявляют к предпринимательской деятельности институты собственности, ведут себя те, кого сегодня называют «стартаперами». Они запускают компании, подчас не понимая простейших механизмов работы институтов пользования, распоряжения и обладания, — в надежде, что инвесторы выстроятся к ним в очередь. Современные начинающие предприниматели — это «поколение Брэнсона»3, которое слепо верит, что лозунг «Берись и делай!» лучше, чем «Научись, берись и делай!». Кумир этой молодежи — основатель Facebook Марк Цукерберг, окруженный славой самого молодого миллиардера мира. Между тем многие из них не видят, что за этой славой Цукерберга скрывается талант великого «рутинизатора». Ведь это человек, который по двадцать часов в сутки пропадал в офисе компании и собственноручно занимался самыми прозаическими оперативными вопросами — от покупки серверов до нагоняев разработчикам, не справившимся с заданием. В искусстве менеджмента Марк Цукерберг достиг такого мастерства, что мог бы эффективно управлять любой крупной компанией мира — хоть «Газпромом».
Вот так и обманываются нынешние стартаперы, ожидая после нескольких месяцев существования проекта первых миллионов долларов инвестиций, а после полугода — покупки компании кем-то из крупных стратегов. Естественно, их мечты не сбываются; они как те летчики, пилотировавшие экспериментальные летательные аппараты, — падают и разбиваются, то есть теряют веру в себя и в конечном счете вливаются в ряды наемных менеджеров.
Поэтому я считаю важным формировать у ребят трезвый подход к делу. Один из наших курсов, который мы ведем совместно с Сергеем Чернышёвым, директором Русского института и научным руководителем Центра корпоративного предпринимательства МФТИ, называется «Технологическое предпринимательство как точная дисциплина». Мы берем студентов 3-4-х курсов, уже освоивших математику, моделирование и основы логики, и учим их конструировать проекты. Так мы выращиваем грамотных проектных управляющих из студентов с высоким уровнем инженерной подготовки и одновременно с хорошим предпринимательским потенциалом. Курс состоит из лекций и мастер-классов, а также включает проектные сессии, где студенты могут присоединиться к командам уже состоявшихся бизнесменов. Так мы «клонируем» предпринимателей. С одной стороны, даем им возможность ориентироваться в бизнес-терминологии — не исключенной из общего контекста, но далекой от тезисов книг под названиями «Двадцать способов заработать первый миллиард» или «Пятьдесят путей к богатству». С другой — заставляем их почувствовать применимость полученных знаний и навыков, участвуя в прибыли (или убытке) проектов, в которых они проходят стажировку.
МОНОЛОГ ВТОРОЙ
О ВТОРОСТЕПЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
Вера в магию денег — характерная черта сегодняшних молодых предпринимателей, которые думают, что осуществимость любого проекта непосредственно связана с наличием финансовых ресурсов. Между тем вокруг мириады идей, позволяющих создать реально действующий и зарабатывающий бизнес, — и только потом заводить разговор об инвестициях. Вдумчивого человека с предпринимательским мышлением такие мысли атакуют каждый день. Пример? Пожалуйста.
В наш век был бы очень востребован проект, конвертирующий зарплату человека в реальные продукты. Я как потребитель очень хотел бы задать системе набор параметров и не тратить время на походы по магазинам — с тем чтобы сервис организовывал покупку необходимой мне (и любимой мной!) еды, бытовой химии, подбирал интересные мне мероприятия на «Афише» и покупал билеты. Заметьте: это не e-commerce, это именно конвертация зарплаты в конкретные блага — для снятия «головной боли» у потребителя. Компания, первой реализовавшая такую идею, получала бы большую прибыль — за счет того, что поставщики и логисты делали бы ей скидки как заказчику-оптовику.
Здесь работал бы тот же принцип, который позволяет успешно вести бизнес крупным западным компаниям по прокату автомобилей. Думаете, они зарабатывают лишь на прокате? Нет. Как оптовики они получают гигантскую скидку (до 20-30%) при покупке автомобилей — это раз. Они не страхуют свой автопарк, так как сами управляют большим массивом статистики ДТП и поломок, — это два. А спустя год такие компании продают автомобили по цене на 5-10% ниже рынка. Машины уходят быстро: спрос на авто с небольшим пробегом и по низкой цене очень высок. Так что нужно еще посчитать, чего в этом бизнесе больше — проката или торговли подержанными автомобилями.
Во время лекций мы рассказываем такие истории, чтобы избавить наших учеников от стереотипа, который вбивается в головы предпринимателей на всевозможных мероприятиях вроде Startup Challenge, Startup Weekend, «Битва стартапов»... Стереотип этот гласит: первое, что должен сделать стартап, — это пойти к инвестору и поклянчить деньги. Да, на зарплаты сотрудникам и налоги деньги стартапу нужны. Но еще важнее другие активы, которые часто невозможно оценить в денежном эквиваленте. Эти активы — компетенции, позволяющие построить бизнес. Так что если уж чего и «клянчить» стартаперам, то компетенций. К счастью, в России уже сложился класс венчурных инвесторов, имеющих успешный опыт выращивания проектов. Вместе с деньгами они привносят в проинвестированный стартап свой предпринимательский опыт, связи, понимание рынков. И главная их ценность как партнеров заключается именно в этом, а не в суммах с каким бы то ни было количеством нулей.
МОНОЛОГ ТРЕТИЙ
О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ХОГВАРТСЕ — РЕАЛЬНОМ И ВЫМЫШЛЕННОМ
Подготовку молодых предпринимателей в нашей стране сегодня приходится выстраивать практически с нуля — на останках разрушенной системы российского образования. На мой взгляд, это должен быть трехступенчатый процесс: образование, обучение, воспитание. Увы, различия между этими понятиями в восприятии большинства людей стерлись, хотя разница принципиальна.
Образование подразумевает передачу знаний о предмете. Например, перед вами открывают капот и рассказывают, как устроен автомобиль. Но, даже досконально разобравшись с устройством двигателя и принципом работы коробки передач, вы не сможете управлять машиной. Навыки деятельности, основанной на полученном знании, можно получить только на следующем этапе — обучения, когда вас пустят за руль и объяснят, как нажимать на педали и ориентироваться на дороге. Третий этап — воспитание — сводится к тому, что ученику предоставляют библиотеки моделей, на основе которых он формирует свое представление о возможностях использования предмета. То есть, «воспитавшись», вы уже не просто способны прокатиться на автомобиле по городу, а устраиваетесь таксистом или начинаете каждый день ездить на работу и с работы, путешествовать...
Сегодня предприниматели напоминают автомехаников, которые не умеют даже загнать машину на эстакаду, или гонщиков, понятия не имеющих о подвеске и тормозной жидкости. Так происходит потому, что в подготовке предпринимателей акцент сделан не на обучении, а на образовании: на ребят сваливается куча книг с советами от успешных предпринимателей, они принимают их «рецепты успеха» на веру, не постигая глубинных причин и логики действий. Сегодня необходимо всю триаду педагогического воздействия применить для подготовки предпринимателей. Для меня совершенно очевидно, что люди, которые проведут трансформацию общественной жизни, столь нужную России, — это не чиновники и не силовики, а предприниматели. У нас сохранились научно-технический потенциал и талантливая молодежь, но эти ресурсы пока не работают на адаптацию страны к историческим вызовам.
Мой коллега Сергей Чернышёв написал статью «Новая Антарктида», в которой сравнивает континент на Южном полюсе с сибирскими территориями России. Там он показывает, насколько неэффективно мы используем собственную территорию. Например, то, что могла бы нам дать зона вечной мерзлоты: мы не строим туда транспортных веток, хотя эти территории с холодным климатом можно использовать для массового хранения чего угодно, а дорога по мерзлоте в тысячи раз дешевле, чем по дюнам или болотам. И если мы сами не в состоянии освоить нашу территорию, у мирового сообщества рано или поздно может возникнуть вполне резонное желание — вежливо (или не очень) попросить нас «поделиться», а не сидеть как собака на сене.
Именно предприниматели нового поколения должны осваивать просторы страны и максимально капитализировать все ее активы, фонды и ресурсы. Правда, пока молодые предприниматели рождаются с родовой травмой — внушенными представлениями о «предпринимательском Хогвартсе», в который они попали.