суббота, 5 июля 2014 г.

Конан Дойль и духи

Конан Дойль и "дух"
Доктор Ватсон, как врач и, следовательно, «человек образованный», в призрак собаки, преследующий род Баскервилей, не верил. Той же реакции он ждал и от натуралиста Джека Степлтона, который пытался объяснить вой намазанного фосфором чудовища оседанием ила. В принципе, перед нами алгоритм веры сэра Артура Конан Дойля в гостей «с той стороны»... Создатель Шерлока Холмса и профессора Челленджера верил в духов.

Можно сказать, что отец дедуктивного метода не верил, а знал, что после смерти все только начинается. Став спиритуалистом, Конан Дойль всячески старался принизить материалистические воззрения, говорил, даже, о том, что Спиритуалистическая Церковь намного ближе к Церкви Христианской, чем к вульгарному материализму. Если же смотреть с привычных в нашей стране марксистско-ленинских позиций, то детективщик всех времен и народов был самым что ни на есть прожженным материалистом, так как исследовал загробный мир как объективную реальность, при помощи науки и фототехники выстраивая солидную доказательную базу.

В 1893 году 34-летний Конан Дойль, уже автор «Этюда в багровых тонах» и «Скандала в Богемии», вступил в Общество психических исследований. Для литератора, интересующегося всем и вся, «охота за привидениями», видимо, была еще одним развлечением вечно голодной души, чем-то средним между крикетом и путешествиями. Хотя стоит отметить, что Общество совсем не было сборищем экзальтированных барышень и скучающих декадентов, решивших собраться в выходные и повертеть столик. Эта вполне солидная организация (среди членов которой были философ Уильям Джеймс и будущий премьер-министр Артур Бальфур) поставила своей целью «изучение всего паранормального» и даже издавала еженедельный журнал Light. Правда, такие великие мужи, как Дарвин, Хаксли и Спенсер, относились к ней как к «сборищу мальчишек», от которых ничего, кроме ерунды, не услышишь.


Один раз в качестве задания сэр Артур был отправлен на ночевку в «дом с привидениями», где уже на вторую ночь зафиксировал странные звуки, словно бы кто-то бил палкой по столу. Установить источник звука не удалось. Спустя несколько лет в саду дома нашли останки ребенка...

Кстати, именно со «стука палкой» берет свое начало спиритуализм как «мировая религия». Речь идет о случае сестер Фокс, описанном Конан Дойлем в его огромной «Истории спиритизма» (1926). В 1848 году, когда будущего апостола новой веры еще даже в проекте не было, канадский фермер Джон Фокс переселился в маленький город Хайдсвиль на севере штата Нью-Йорк. Вместе с ним переехали жена и две дочери, 14-летняя Маргарет и 11-летняя Кейт. Через несколько дней после новоселья начали происходить странные вещи. Стуки не давали семье спать, чьи-то холодные руки гладили новых жильцов во сне, с девочек по ночам стаскивали одеяла. Когда стали простукивать стены, одна из них «ответила»: на три стука - одним. Кейт хлопнула в ладоши - раздался хлопок в ответ. Произошел контакт. У «духа» спросили, сколько лет дочерям. Он ответил правильно, и началось «перестукивание». Сбежались соседи, приехал бургомистр, составил акт: о том, что да - стучит, да - общается, да - непонятно что. В ходе «общения» установили, что на связь вышел дух торговца, который был ограблен, убит и зарыт в подвале нового дома семьи Фокс. Через некоторое время были обнаружены и кости.

Родители девочек моментально смекнули, что к чему, и начали делать деньги. В сестрах признали медиумов и начали возить их с платными демонстрациями по всей стране. Народ, как сейчас говорят, «ломанулся», а девочки превратились в настоящих «поп-звезд». Общественное мнение разделилось. Одни считали медиумов шарлатанами, другие - и среди них было много уважаемых и образованных людей - утверждали, что Кейт и Маргарет действительно помогали им общаться с душами покойных родственников. С одной стороны, сестры Фокс на сеансах выкладывали подробности, о которых могли знать только близкие умерших. С другой - когда вызывали души знаменитостей, те порой демонстрировали вопиющую безграмотность: дух Франклина, например, не разбирался в физике.

За связь с родственниками щедро платили, и медиумы начали «плодиться, как кролики весной». Уже в 1855 году стала выходить первая спиритуалистическая газета «Йоркширский листок», а к 1859-му, когда родился сэр Артур Конан Дойль, миллионы последователей спиритуализма появились во всем мире, не исключая Великобританию. Королева Виктория тоже была замечена за столоверчением. Параллельно начались скандалы с разоблачением медиумов, но это никак не влияло на убежденность масс. Даже когда в 1888 году сестры Фокс признались, что вся история была сплошным надувательством, адептов новой религии это уже не могло поколебать. Кейт и Маргарет скончались от алкоголизма в возрасте 56 и 59 лет соответственно. Их смерть как раз совпадает со вступлением Конан Дойля в Общество психических исследований.

Свои первые спиритические сеансы Конан Дойль посещал, еще будучи практикующим врачом, в 1885-1888 годах. Тогда это были только модные развлечения, способ скоротать вечер с друзьями. Сложно найти ту грань, которая отделяет «духовный крикет» от пламенной веры. Более или менее четким водоразделом может служить Первая мировая война, в которой миллионы людей потеряли своих близких. Спиритуализм же давал им возможность общаться с погибшими и после их смерти. Мировая бойня унесла жизнь и старшего сына сэра Артура: в 1916 году Кингсли Дойль был тяжело ранен в битве на Сомме, а в 1918-м скончался от пневмонии.

Спиритический сеанс

Через несколько месяцев после ранения сына создатель Холмса публично объявил о своей приверженности спиритуалистическому учению. «Или абсолютное безумие, или переворот в религиозной мысли - переворот, дающий нам бесконечное утешение, когда те, кто дорог нам, уходят за завесу мрака», - писал неофит в своей программной статье в журнале «Лайт».

«Благодаря» войне спиритуализм переживает второе рождение, из модного течения превращаясь практически в религию. Во главе новой волны - сэр Артур Конан Дойль. Уже на следующий 1917 год готовится выход его программной книги «Новое откровение» - что, кстати, не мешает ему писать новые рассказы о Холмсе, полные логики и здравого смысла. Конан Дойль вовсе не превратился в городского сумашедшего - он продолжает много печататься, заниматься спортом и политикой, встречаться с генералами и дружить со «звездами». Свет воспринял его причуды снисходительно. Конан Дойль же к своей «миссии» относился со всей серьезностью: с 1918 года им было написано и издано за свой счет свыше 20 книг о спиритуализме, написано более 200 статей. За последние 12 лет жизни Конан Дойль объездил с лекциями полмира, включая Австралию, США, Канаду и Скандинавию. Все прибыли от «гастролей» шли в пользу Церкви спиритуализма. Более того, писатель без счета тратил на пропаганду своей веры и собственные средства - в сумме свыше 250 тысяч фунтов, что в пересчете на современные деньги равняется 7,5 миллиона фунтов (это почти полмиллиарда рублей).

В продвижение каких идей были вложены такие огромные деньги? В «Новом откровении» Конан Дойль, ни много ни мало, пытается примирить науку и религию, доказать бессмертие души с помощью эксперимента. Мыслящий человек не может верить в сказки об Адаме и Еве, он верит в эволюцию. Для Конан Дойля нет противоречия между эволюцией и «тем светом», это все звенья одной цепи. Бог бесконечно далеко, Христос был выдающимся медиумом, а после смерти нас ждет рай, куда попадут все. Одни напрямую, другие через чистилище, которое, впрочем, есть лишь разновидность школы, а не пыточная. Ада не существует. Переход и смерть - легки и приятны; после них человек получает новое «духовное» тело и живет в нем вечно (в возможность переселения душ и второго рождения доктор Дойль уверует перед самой смертью). Вообще, «тот свет» по Конан Дойлю напоминает хороший британский санаторий: души гуляют, занимаются любимым делом, курят, выпивают и играют в крикет. Особенность подхода в том, что все описания «лучшего мира» не взяты с потолка, а получены на многочисленных спиритических сеансах, в ходе которых Конан Дойль подробно «допрашивал духов». Все происходило при свидетелях и фиксировалось на фотопленку. Такой метод Конан Дойль считал вполне научным. Он не уставал подчеркивать, что правота его учения базируется на идентичности почти всех «показаний» духов. А о «собеседниках», которые на спиритических сеансах несут ерунду, доктор Дойль говорил: «Некоторые дураками рождаются, дураками умирают, дураками же и остаются после смерти».

Теперь Конан Дойль устраивал спиритические сеансы почти каждый день. Общался с погибшим сыном и писателями, уже покинувшими свет, например, Уайльдом и Диккенсом. На удивление, «сильнейшим медиумом» оказалась его вторая супруга Джин Лекки, которая полностью разделяла увлечение мужа спиритизмом. Дух первой жены Конан Дойля почему-то сразу перестал к нему приходить...

В 1922 году 63-летний сэр Артур опубликовал фолиант под названием «Визит фей». В нем автор признавался, что уверовал в еще одну неопровержимую истину - существование «маленького народца». И снова сугубо на основе неопровержимых доказательств! На этот раз по Великобритании уже пошли слухи о том, что «патриарх выжил из ума». Но Конан Дойль до конца дней оставался махровым прагматиком - другое дело, что доказательную базу он сооружал, не всегда проверив все исходные данные... Скажем так: он хотел верить, и поэтому верил легко, но не во все подряд - только в призраков и фей, ведь явления тех и других были подтверждены фотоснимками и свидетелями. Не могут же порядочные граждане открыто врать и фальсифицировать улики! Конан Дойль доверял людям как мальчишка, до смерти не утративший романтической веры в идеалы... История «фей из Коттингли», наверное, самая наивная и самая громкая мистификация начала XX века. Сегодня очевидно, что фигурки фей на фотографиях 16-летней Элси Райт и ее 10-летней кузины Френсис Гриффитс вырезаны из книжки. Две школьницы решили пошутить, а множество взрослых мужчин с учеными степенями им поверило. Конан Дойль оставался убежденным в подлинности фотоснимков с феями до самой смерти.

Фото были сделаны сестрами летом 1917 года. Родители девочек не придали снимкам никакого значения, ведь старшая - Элси - занималась в фотостудии и даже на заказ «фальсифицировала» фотографии. Но к 1919 году карточки дошли до теософских и спиритических кругов и уже там попались на глаза Конан Дойлю. Он написал маленькую заметку о фотографиях фей в популярном журнале - всего лишь как о забавном казусе, над которым можно посмеяться. Потом, по мере появления новых снимков, проведения экспертиз и отчетов медиумов, которые съездили в Коттингли и «увидели» «маленький народец», Конан Дойль изменил свое мнение. Он послал девочкам пронумерованные фотопластины и попросил их сфотографировать фей снова. Что девочки и сделали. Тогда сэр Артур уверовал окончательно и сел за книгу.

Одна из фотографий "фей"

Сегодня это, скорее, книга-сказка, но Конан Дойль писал серьезное научное исследование, с морем свидетельских показаний, фотографий и описаний нравов таинственных существ. Книга изобилует подробностями о том, как феи принимают солнечные ванны, катаются на насекомых, делают модные стрижки и вообще живут жизнью, очень похожей на человеческую. Единственное, по поводу чего сокрушается автор, так это то, что контакт цивилизации людей и фейри может сильно навредить последним.

Но позвольте, ведь феи и призраки - явления абсолютно разные! И тут мы приближаемся к той картине мира, которая сложилась в голове у Конан Дойля. Он был совершенно рациональный человек, без какого-либо налета мистики. Феи и загробная жизнь для него - доказанные наукой и зафиксированные приборами явления. Значит, это явления того же ряда, что и самолет, который летает по небу, и лупа, которая прожигает бумагу. Это не колдовство и не мошенничество. Другое дело - Конан Дойль был излишне доверчив, а наука в начале XX века, особенно в плане приборов, ответственных за фиксирование реальности, оставляла широкое поле для фальсификации. Чем многие и пользовались.

Френсис Гриффитс умерла в 1986 году, Элси пережила ее на два года. Перед смертью она призналась, что «шутка была рассчитана на пару часов, а продержалась 70 лет».

Конан Дойль скончался в 1930-м. На церемонию прощания были приглашены несколько медиумов, которые под конец мероприятия объявили: «Он здесь». Все взгляды устремились на пустое кресло, отведенное для сэра Артура. И все уверовали, что он вернулся.

Перед смертью Конан Дойль выпустил книгу «Воспоминания и приключения», в которой спиритуализму отведена только последняя маленькая главка под названием «Психические изыскания». Но в этом нет ничего удивительного - ведь если вы, допустим, верите в бога, то не отведете же под это половину своих мемуаров? Спиритуализм стал для великого писателя чем-то естественным, само собой разумеющимся. Может быть, поэтому он и не боялся смерти, так как твердо знал, что сразу после нее сможет вернуться назад, поговорить с женой и детьми, а после отправиться играть в крикет в небесный британский санаторий.

(с) Сергей Шклюдов