Социальной сети Facebook, которая, как порой кажется, существовала всегда, в феврале исполнилось 10 лет. Этот студенческий проект, запущенный Марком Цукербергом в общежитии Гарвардского университета, объединяет сегодня 1,23 млрд пользователей.
Для того чтобы стать популярным, любой проект должен предлагать что-то такое, чего никогда раньше не было. С одной стороны, это рискованно, так как может быть воспринято в штыки, но с другой — это единственный путь к успеху. За десять лет создатели сети Facebook реализовали немало вещей, которых до них в Интернете не встречались, а сегодня стали стандартом де-факто.
Во времена зарождения Facebook в Сети не было такого понятия, как «реальная личность». На форумах, в чатах и прочих местах общения пользователи подписывались исключительно выдуманными никами. Facebook стала первым местом, где люди общаются друг с другом, используя свои настоящие имена. Учетная запись на Facebook стала своеобразным паспортом в виртуальном мире. И до сих пор правилами сервиса запрещается использование двух учетных записей для одного и того же человека.
Facemash - предыстория Facebook
Официальной датой открытия Facebook считается 4 февраля 2004 года, когда был запущен веб-сайт www.thefacebook.com. На самом деле история социальной сети началась еще раньше: в октябре 2003-го Марк Цукерберг и его однокурсники Эндрю Макколам, Крис Хьюз и Дастин Московиц запустили Facemash — интернет-сайт, который можно считать прародителем Facebook. Там посетители могли сравнивать две фотографии студентов между собой и решать, кто из них привлекательнее. Кстати, проблему загрузки контента на сайт Цукерберг решил нетривиальным образом: он взломал компьютерную сеть Гарвардского университета и «одолжил» идентификационные фотографии студентов, которые хранились в базе данных.
Ресурс Facemash просуществовал лишь несколько дней, после чего руководство Гарварда закрыло его, а Цукербергу были предъявлены обвинения в нарушении авторских прав, безопасности и неприкосновенности частной жизни. Спустя некоторое время после этого инцидента Цукерберг начал писать код для своей будущей социальной сети.
Thefacebook.com - начало истории
Название веб-сайта Thefacebook.com было взято из небольших анкет, которые раздавали первокурсникам. В таких анкетах студенты должны были указать личные данные, а также свою специальность. Само собой, фотографии тоже были частью анкеты.
Поначалу Thefacebook.com функционировал как закрытый сайт для студентов университета. За первые сутки после запуска на нем зарегистрировалось около полутора тысяч студентов, а уже через месяц больше половины обитателей Гарварда имели свой профиль в социальной сети. Вскоре Thefacebook.com был открыт для других колледжей и университетов Бостона.
Спустя лишь десять месяцев после запуска, в декабре 2004 года, на Facebook было уже более одного миллиона профилей пользователей.
Загрузка фотографий
Одна из вещей, без которых сегодня нельзя представить Facebook, — это фотографии. Возможность загрузки снимков появилась в социальной сети не сразу — она была реализована в октябре 2005 года, и все пользователи (на то время — студенты) получили неограниченное пространство для загрузки изображений. Кстати, именно фотографии до сих пор остаются одной из самых востребованных функций Facebook.
В феврале 2012 года социальная сеть стала самым большим фотохостингом мира. По официальной статистике, на сентябрь 2013-го в социальную сеть было загружено более 250 млрд фотографий, и около 350 млн добавляются ежедневно.
Новостная лента
Сеть Facebook далеко не сразу стала такой, какой мы видим ее сейчас. Сначала у каждого пользователя были лишь страницы-профили, на которых они указывали сведения о себе и своих интересах. И сотням тысяч людей такой подход казался удобным и привычным.
В сентябре 2004 года в социальной сети появилась «Стена» (The Wall) — место, где пользователи могли писать все, что им вздумается. «Стена» стала одним из разделов страницы профиля и добавила в него динамику.
А вот лента новостей, где отображались действия друзей в социальной сети, появилась на Facebook только 6 сентября 2006 года — незадолго до открытия свободной регистрации. Именно благодаря ей пользователи сразу же после входа на сайт могли узнать о действиях своих друзей в социальной сети. Все события, которые отображались в этой ленте, гибко настраивались.
Была также запущена мини-лента, в которой автоматически записывались все действия пользователя: добавление фотографий, друзей, комментариев и пр.
Интересно, что новостная лента, которая в наши дни является основой всех социальных сайтов, от Twitter до Instagram и Pinterest, была воспринята многими пользователями в штыки. Они говорили о том, что отображение действий друзей на одной странице может считаться вмешательством в их частную жизнь. Цукербергу даже пришлось посвятить защите новой функции специальную статью, в которой он разъяснил, что новостная лента предназначена для того, чтобы знать, что же интересного происходит в жизни друзей.
Сделка, которой не было
Как и любая крупная компания, Facebook вряд ли смогла бы стать тем, чем стала, без финансовой помощи. Первым крупным инвестором социальной сети стал сооснователь PayPal Питер Тиль.
Еще в 2004 году он дал на развитие Facebook $500 000. Поначалу эти деньги были оформлены как кредит, однако затем они трансформировались в его долю в компании. В мае 2005 года Facebook получила около $13 млн от Accel Partners, известной американской компании, занимающейся финансированием перспективных веб-проектов. Основатель Accel Partners Джим Брейер дал еще один миллион из своих собственных средств. Таким образом, в 2006 году совет директоров компании Facebook состоял уже из трех человек: Питера Тиля, Джима Брейера и Марка Цукерберга.
Именно в таком составе они явились на известное совещание, на котором должны были решить, принимать или не принимать предложение компании Yahoo! о покупке Facebook за $1 млрд. Позже Тиль назвал это событие «самым важным моментом в истории Facebook». На то время социальная сеть уже приносила доход в $30 млн, однако все еще была неприбыльной. Поэтому и Тиль, и Брейер были настроены на то, чтобы принять предложение. Но Цукерберг был с ними не согласен. Он заявил, что не собирается продавать компанию. Старшие партнеры попытались убедить двадцатидвухлетнего исполнительного директора, напомнив ему, что один миллиард — это очень большие деньги, и что ему будет принадлежать четверть этой суммы. Цукерберг, однако, ответил, что понятия не имеет, что делать с таким количеством денег. И единственное, на что он мог бы их потратить, — это создать новый социальный сайт. Такой, какой у него уже есть.
Кроме того, глава Facebook сумел убедить партнеров не продавать компанию, заверив их, что Yahoo! не видит будущего социальной сети. «Они не могут корректно оценить вещи, которые еще не существуют, поэтому они недооценивают наш бизнес», — сказал он. Партнеры тогда согласились с Цукербергом, а будущее доказало его правоту.
Мобильные приложения
В апреле 2006 года у Facebook появились первые мобильные приложения. Конечно, их функциональность была весьма ограничена, но пользователи все-таки могли с их помощью обновлять свои статусы. А первое приложение Facebook для iPhone появилось лишь в 2008 году. Интересно, что сегодня большинство действий в социальной сети выполняется именно с мобильных устройств.
Появление приложений и игр
24 мая 2007 года Facebook открыла двери для разработчиков. В этот день состоялся релиз программной платформы Facebook Platform, которая давала возможность сторонним разработчикам создавать свои собственные приложения, службы и игры, использующие данные социальной сети. Кроме того, был создан новый язык Facebook Markup Language, который использовался для настройки приложений.
Благодаря Facebook Platform было запущено множество популярных программ, в том числе Events и, конечно же, Farmville.
Особо отметим тот факт, что уже за первые девять месяцев 2012 года игра, созданная компанией Zynga, принесла 13% от всего дохода социальной сети Facebook.
Датацентр Facebook в Орегоне |
Появление чата
В апреле 2008-го пользователи Facebook получили возможность общаться между собой в реальном времени. В социальной сети появилось приложение Facebook Chat, при помощи которого можно было обмениваться текстовыми сообщениями с теми друзьями, кто находится в онлайне.
Это приложение было похоже на привычные IM-мессенджеры для Рабочего стола — только работало оно в браузере, прямо на страницах социальной сети.
Со временем функциональность Facebook Chat была расширена: в апреле 2011 года стало возможным делать голосовые звонки, а также оставлять голосовые сообщения для друзей. А спустя три месяца пользователи Facebook получили возможность делать и видеозвонки. Для реализации этой функции были задействованы технологии, наработанные в Skype.
Кнопка «Нравится»
Кнопка «Нравится», которая является одним из самых привычных атрибутов современного Интернета, появилась на сайте Facebook лишь в 2009 году. Сначала она была добавлена на страницы социальной сети — пользователи могли с ее помощью выказывать свое положительное отношение к страницам, записям, комментариям, фотографиям и рекламным объявлениям.
Позже, в апреле 2010 года, уже в рамках платформы Facebook Platform было запущено социальное дополнение, благодаря которому кнопку «Нравится» могли добавлять вебмастера любых сайтов Как только пользователь делал отметку, сообщение о сайте, который ему понравился, добавлялось в его ленту событий. Нажать на кнопку гораздо проще, чем тратить время на написание отзыва, поэтому «лайки» стали отличной альтернативой комментариям и другим способам выразить отношение к содержимому веб-ресурса.
Facebook стала приносить прибыль
Facebook впервые сообщила о том, что ее доходы превысили расходы, спустя целых пять лет после запуска. За 2009 год социальная сеть заработала $777 млн — втрое больше, чем в предыдущем году. Интересно, что ни один из маститых аналитиков, прогнозировавших доходы Facebook, не мог предположить, что дела компании пойдут столь хорошо.
Хроника вместо страницы профиля
В конце 2011 года привычная страница профиля Facebook, которая не слишком сильно изменилась с момента ее изобретения в далеком 2004 году, окончательно канула в небытие. Вместо нее пользователям был предложен новый интерфейс, получивший название «Хроника» (Timeline).
Ее главное отличие от старого профиля в том, что содержимое отображается на странице в хронологическом порядке. Прокручивая ее вниз, можно увидеть все главные события, которые происходили с пользователем в разные годы, начиная с текущего дня. В «Хронике» показываются все сообщения, загруженные видео и фотографии, — в общем, вся жизнь за выбранный период оказывается как на ладони. Кроме фотографии профиля, «Хроника» предлагает также загрузить обложку — большое изображение, которое появляется в самом верху страницы.
Как и все новое, такая страница Facebook далеко не всем пришлась по вкусу — ее резко критиковали во время запуска. Почитатели социальной сети со стажем не спешили на нее переходить, но уже в августе 2012 года все страницы профилей пользователей были переведены на новый формат.
Покупка Instagram
Компания, совет директоров которой еще в 2006 году раздумывал над тем, стоит ли продать ее за $1 млрд, весной 2012-го сама предложила такую же сумму за Instagram. На то время социальной сети, специализировавшейся на обмене фотографиями между пользователями мобильных устройств, было всего лишь полтора года, а число сотрудников насчитывало тринадцать человек. Однако компания Facebook увидела в ней своего потенциального конкурента. Кроме того, покупка сети Instagram давала возможность существенно увеличить доходы за счет мобильных устройств.
К октябрю 2013 года число активных пользователей Instagram (заходящих на ресурс как минимум раз в месяц) достигло 150 млн, а общее число опубликованных фотографий выросло до 16 млрд. Сейчас каждый день пользователи добавляют на Instagram более 55 млн снимков и каждую секунду ставят 8500 лайков. Сразу после поглощения на Instagram появилась реклама, и теперь этот популярный сервис приносит компании Facebook стабильный доход.
Миллиард активных пользователей
4 октября 2012 года Цукерберг сообщил, что на Facebook уже более миллиарда активных пользователей, которые заходят на сайт по крайней мере раз в месяц. Таким образом, к концу 2012 года у каждого седьмого жителя Земли была учетная запись на сервисе Facebook.
«Фейсбукофон»
Первые слухи о выпуске собственного телефона под маркой Facebook появились еще в 2010 году. В 2011-м соцсеть взяла на работу бывших инженеров Apple, которые в свое время трудились над iPhone. Наконец, весной 2013 года был выпущен смартфон HTC First, на котором установлена оболочка Facebook Home, фактически превращающая гаджет на базе Android в «фейсбукофон». Она предусматривает показ всех основных событий в социальной сети (обновление статусов, добавление фотографий друзьями, получение новых сообщений) прямо на стартовом экране. Благодаря Facebook Home можно легко обмениваться мгновенными сообщениями в чате социальной сети, находясь в любом приложении.
К сожалению, опыт выпуска собственного смартфона оказался для компании Facebook печальным. HTC First продавался так плохо, что менее чем через три месяца он был убран с полок магазинов. Приложение Facebook Home, которое можно скачать из Google Play и установить на другие аппараты с Android 4.0 и выше, тоже пользователей не впечатлило: его рейтинг не дотягивает и до трех, а число загрузок очень скромно, если брать во внимание величину аудитории Facebook. Людям не понравилось, что оболочка ограничивает использование аппарата общением в социальной сети.
Что дальше?
В январе сотрудники Принстонского университета опубликовали скандальное исследование, в котором утверждается, что до 2017 года Facebook потеряет до 80% своих пользователей. Однако другие аналитики совсем иного мнения: так быстро столь массовое явление исчезнуть не может — даже несмотря на то, что с каждым годом аудитория Facebook «стареет», а молодежь все больше перебирается в специализированные социальные сети, в которых не зарегистрированы их родители и бабушки.
В своем недавнем интервью, приуроченном к юбилею Facebook, Марк Цукерберг сообщил, что его главная задача на ближайшие десять лет — предоставить доступ в Интернет тем людям, которые пока им не пользуются. Для этих целей прошлым летом компания основала инициативную группу Internet.org.
Кроме Facebook, в этом проекте принимают участие компании Nokia, Samsung Electronics, Qualcomm, Ericsson, Opera Software и MediaTek. По мнению Цукерберга, общие усилия по упрощению вебсервисов и уменьшению трафика приведут к тому, что все большее число людей в неразвитых странах смогут использовать сеть Facebook на недорогих телефонах. Это приведет к тому, что у сотовых операторов будет больше ресурсов для развития беспроводных сетей.
О том, чем станет Facebook еще через десять лет, сегодня можно только гадать, но основатель этой сети всегда говорил, что создал свою компанию не просто для ведения бизнеса, а для того, чтобы объединить весь мир. Очень многое в рамках этого подхода Цукербергу сделать удалось, и, судя по всему, он готов следовать этому девизу и в дальнейшем.
(c) Сергей Бондяренко