Каким образом археологи поняли, почему Стоунхендж стоит там, где стоит.
Есть такая старая шутка: американский турист радуется, как удобно, что Стоунхендж построили рядом с парковкой. Теперь, когда той парковки и дороги больше нет, требуется новое объяснение, почему все-таки Стоунхендж построили именно там, где построили. Не только в том смысле, почему в Уилтшире. Но почему именно на этом холме, а не, скажем, на берегу реки? Кое-кто из археологов полагает, что докопался до ответа.
«Одному Богу ведомо, зачем здесь эти камни», — такую запись в 1668 году сделал в своем дневнике Сэмюэл Пипс (Samuel Pepys). На протяжении веков эти руины оставались для путешественников и любителей старины лишь предметом немых восторгов. В 1920-е годы ученые более или менее сошлись на том, что Стоунхендж построен около 2000 года до н. э., а большие камни для него доставляли из места, отстоящего на 23 км к северу, где и сейчас много валунов песчаника (сарсена). Основным источником более мелких, так называемых голубых камней, были признаны холмы Пресели-Хиллс на юго-западе Уэльса.
К концу прошлого столетия предполагаемый возраст Стоунхенджа отодвинулся на тысячу лет в прошлое. Но только в XXI веке появился принципиально новый взгляд на памятник. Этому во многом способствовала обогатившаяся естественно-научная база, на которую опирается археология. Кроме того, благодаря изменениям в земельном законодательстве по всей Британии идут масштабные раскопки, расширяющие наше представление о древнем мире.
ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА
На большей части Британских островов охотники превратились в земледельцев и скотоводов около 4000 года до н. э. В течение приблизительно пяти столетий на населенных территориях, обычно на вершинах холмов, появлялись своего рода места сбора или центры, где развивались ремесла, шла торговля, справлялись обряды.
Богатые дичью леса и плодородные долины Уэссекса поделили между собой несколько племен. Каждому хотелось, чтобы его племенной центр превосходил размахом соседские; остатки этих сооружений во множестве разбросаны по берегам рек. Приблизительно в 3000 году до н. э. одно из племен занялось сооружением Стоунхенджа и этим выделилось среди остальных.
Странным образом, отмечает Майк Паркер Пирсон (Mike Parker Pearson), профессор древней истории Британии из Лондонского университетского колледжа, директор программы Stonehenge Riverside Project, строители начали с установки «голубых камней», которые добывались в 240 км от Стоунхенджа. Позже камни переставили и добавили к ним более массивные сарсеновые. По мнению Паркера Пирсона, транспортировка камней из такой дали говорит о мощи одного конкретного племени и об умении его членов объединять усилия с соседями.
КТО ПОМОГАЛ?
Стоунхендж построен в Уилтшире потому, что именно здесь обитало племя, которое оказалось сильнее и честолюбивее своих соседей. Но, может быть, «голубые камни» в долину Солсбери доставили не люди, а ледник, прошедший здесь за много тысячелетий до них? Чтобы опровергнуть эту гипотезу, надо было доказать, что «голубые камни» Стоунхенджа происходят из Пресели-Хиллс в графстве Пембрукшир и что в Уилтшир их привозили люди. За эту задачу с энтузиазмом взялись геолог из Национального музея Уэльса Ричард Бевинс (Richard Bevins) и петрограф из Лондонского университетского колледжа Роб Иксер (Rob Ixer).
В 1980-е ученые британского Открытого университета установили, что многие мегалиты Уилтшира состоят из той же породы, что и скалы в Пресели-Хиллс. Бевинс и Иксер решили разобраться в этом вопросе детальнее. На протяжении последнего десятилетия они занимались сравнительным анализом камней из Стоунхенджа с каменными породами Пресели-Хиллс. В результате, говорит Иксер, «всё, что мы до сих пор знали о “голубых камнях”, оказалось отчасти или полностью неверным».
Бевинс и Иксер установили местонахождение всех выходов интересующих их каменных пород вплоть до самых незначительных. Опираясь на результаты их исследований, Паркер Пирсон предпринял поиски доисторической каменоломни и, как он сам считает, нашел ее при раскопках в Крейг-Росивелин, на небольшом выходе риолитовых пород, где археологи обнаружили предположительно не до конца вырубленный мегалит. В сотрудничестве с профессором геологии Аберистуитского университета (Великобритания) Ником Пирсом (Nick Pearce) группа Пирсона установила также, что «пятнистый долерит» Стоунхенджа родом из обнажения Карн-Гойдог.
Важно, что все названные обнажения пород находятся на северных склонах Пресели-Хиллс. Про обнажения на южных склонах, откуда только и мог ледник унести валуны в Уилтшир, теперь известно, что они не являются источником камней, использованных строителями Стоунхенджа. Новыми исследованиями были опровергнуты также гипотезы о том, что «голубые камни» выбирали за их якобы целебные свойства или же потому, что они музыкально звучали под ударами каменных молотков.
Про все обнажения, откуда бьют ключи (которые могли бы слыть целебными) или состоящие из особенно «звонких» горных пород, сейчас уже достоверно известно, что камни для Стоунхенджа из них не брали. Если окажется, что Паркер Пирсон действительно нашел древнюю каменоломню, его версию происхождения «голубых камней» можно будет считать самой убедительной на данный момент. Он считает, что «сильное племенное образование», сооружавшее мегалитические постройки на юго-востоке Уэльса, наладило связи с обитателями Уилтшира, использовав для этого самое надежное средство — поделившись памятниками, которые достались им от предков.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ НАХОДКА
В Уилтшире тем временем тоже шли раскопки, ими руководил Дэвид Жак (David Jacques), старший научный сотрудник кафедры археологии Букингемского университета. По размаху они сильно уступали Stonehenge Riverside Project, тем не менее на лугу Блик-Мид в двух с небольшим километрах от Стоунхенджа команда Жака сделала важнейшее археологическое открытие.
Первые четыре года, рассказывает Жак, он по выходным «копался в болоте» в компании студентов и волонтеров, позже были заложены небольшие раскопы. Оказалось, что культурный слой начинается ниже уровня грунтовых вод и что интересующие археологов остатки стоянки находятся в массе торфа и жидкой грязи. Вода ручья, впадающего в реку Эйвон, задолго до сооружения Стоунхенджа привлекла на Блик-Мид людей, живших охотой, и она же сохранила остатки добытых ими животных.
Благодаря незамерзающему источнику, к которому приходила на водопой дичь, и близости лесов Блик-Мид, по словам Жака, «идеально подходил» охотникам, собирателям и рыбакам, которые прожили здесь 3 тыс. лет — как минимум вплоть до 4700 года до н. э. Обилие каменных орудий и костей животных, в том числе исчезнувших туров, навело Жака на мысль, что люди постоянно жили на сухом возвышенном месте вплотную к болоту. Поселения первобытных охотников редко доходят до нас в такой сохранности, а здесь уцелели даже мышиные, жабьи и рыбьи кости. По мнению Жака, раскопки на Блик-Мид не только значительно дополняют картину далекого прошлого Британии, но и помогают узнать историю происхождения Стоунхенджа.
В 2008 году по Stonehenge Riverside Project, была исследована так называемая Авеню, отмеченная валами и рвами аллея для процессий, тянущаяся к Стоунхенджу от реки. Еще раньше были обнаружены пересекающие Авеню колеи то ли от повозок, то ли от волокуш. Паркер Пирсон пришел к выводу, что эти «колеи» естественного происхождения и образовались, видимо, когда прямо у долины Солсбери начинался ледник, который севернее покрывал почти всю Британию.
По словам независимого экоархеолога Майка Аллена (Mike Allen), ему непонятно, как образовались эти желобки, и тем не менее он уверен в их естественном происхождении, поскольку они заполнены типично тундровыми отложениями. Такие перигляциальные борозды имеют обычно разветвленную структуру. Откуда же взялись на Авеню длинные и прямые борозды?
По здешнему меловому склону спускаются три едва заметные параллельные гряды. Они-то, предполагает Аллен, и направили воду с холма двумя параллельными потоками, которые, в свою очередь, промыли себе две параллельные борозды. Когда в Британию после окончания ледникового периода вернулись первые люди, полоски были хорошо видны под редкой растительностью; позже их, наоборот, отмечала более густая зелень, разросшаяся на заполнивших борозды органических наносах.
По выражению Аллена, в силу «умопомрачительной случайности» бороздки направлены точно на место захода в день зимнего солнцестояния. 10 тыс. лет назад можно было наблюдать, как в этот день солнце садится за холм в точке, на которую указывают две параллельные линии, — за холм, где через несколько тысяч лет будет построен Стоунхендж.
А наблюдать было кому. На месте упраздненной автостоянки обнаружены четыре расположенные по одной линии ямы, в которые между 8000 и 7000 годом до н. э. были вкопаны высокие сосновые столбы. А недавно при раскопках в Стоунхендже нашли кусок древесного угля того же возраста. Хотя подобных вырытых охотниками ям для установки столбов больше нигде практически не встречается, археологи не видели причин связывать их со Стоунхенджем. Сейчас, похоже, причины появились. Столбы, возможно, обозначали место, где солнце касается земли, обещая новое наступление весны и тепла.
Раскопки Жака на Блик-Мид показали, что охотники жили в этих местах со времен установки четырех столбов и вплоть до появления в Стоунхендже «голубых камней». Несколько тысячелетий, уверен Жак, они чтили святость холма, праздновали зимнее солнцестояние и поклонялись диким турам, чьи найденные археологами в Стоунхендже черепа были похоронены около 3000 года до н. э. Если единомышленники Жака правы, это значит, что постройку Стоунхенджа затеяли не земледельцы. То есть он воплощает верования, возникшие чуть ли не в конце ледникового периода, а почитание холма, на котором Стоунхендж стоит, началось гораздо раньше, чем мы могли себе представить. Кроме того, это может означать, что и в других местах племенные верования пережили переход от охоты к земледелию, а не отмерли с изменением образа жизни.
Для людей, которые поколение за поколением строили и перестраивали Стоунхендж, его значение наверняка не ограничивалось указанием на дни солнечного календаря. Но мы в наши дни отмечаем здесь только зимнее и летнее солнцестояния. И, возможно, отдаем при этом дань памяти не только строителям Стоунхенджа, но и их прародителям — отдаленнейшим нашим предкам.
(с) Майк Питтс