воскресенье, 15 июня 2014 г.

Профессии мира. Водители такси

Водители такси

В современном мире автомобиль — уже давно не роскошь, а предмет необходимости, которым нужно уметь управлять. И сейчас водитель — одна из самых распространённых и востребованных профессий. Ведь такой сотрудник нужен практически в каждой фирме или предприятии, в любой отрасли нынешней экономики. Экспедиторы, таксисты, перевозчики, курьеры, вагоновожатые трамвая — всё это водители. Появление профессии относится к концу XVIII века, когда французский инженер Кюньо создал повозку, управляемую с помощью огромного парового котла. Человека, который обслуживал топку и управлял повозкой, назвали истопником (от фр. chauffeur — шофёр). Сейчас термин «шофёр» принято использовать в просторечии, на замену ему пришло более универсальное слово «водитель».


Получить водительское удостоверение просто: автошколы и курсы — к услугам желающих. Но стать настоящим водителем такси сможет не каждый. Любому водителю нужны хорошая память и зрение, ведь правила дорожного движения надо не только выучить, но и применять, молниеносно реагируя на любую ситуацию на дороге. Важно и глубокое понимание принципов работы транспортного средства, ведь поломки иногда приходится устранять самостоятельно. Но для работы в такси весьма необходим опыт вождения не менее шести лет и хорошее знание города. И, самое главное, надо ощущать привязанность к этой сложной и ответственной профессии. Людям неуравновешенным, не склонным к общению и безответственным в службе такси делать нечего.

Водители такси

В разных странах мира у этой профессии существуют свои особенности. В Москве или Киеве службы такси отдадут предпочтение водителю, работающему на собственном автомобиле. Ведь в таком случае расходы на техническое содержание транспортного средства оплачиваются службой по минимуму либо полностью возлагаются на владельца машины. По сути, всё, что требуется для работы в такси, — это смартфон или планшет для связи с диспетчерской службой, обязательный опыт вождения и отличное знание города. В солидных службах водителя обяжут пройти медосмотр. В службу такси легко устроиться на подработку, имея основную работу в дневное время, работать по свободному графику и пользоваться множеством других преимуществ. Заработная плата таксиста на рынке труда в Москве — от 35 до 125 тыс. рублей, в Киеве — от 5 до 15 тыс. гривен. Разумеется, ставку платить никто не будет, оплата работы в большинстве служб — только сдельная: за каждый заказ водитель платит комиссионные диспетчерской службе. Почти повсеместно в городах России и Украины пользуется спросом и активно практикуется частный извоз и борьба за «хлебные места».

В Германии, например, в Берлине, стать водителем такси не так просто. Сам имидж профессии таксиста в Европе совершенно другой. Очень сложно сдать экзамен на получение лицензии, ведь в городе — 12 тыс. улиц и более 2 тыс. площадей, а таксист должен без карты уметь добраться до любого нужного объекта кратчайшим путем. К автомобилю тоже — особые требования: обязательно цвета слоновой кости, опрятного вида, со счетчиком, крайне желательно «мерседес». Расценки за услуги такси одинаковы и утверждены муниципалитетом. Договориться с водителем никак не получится — в Германии нарушать законы опасно, можно остаться без лицензии и получить неприятности с полицией. Допустимый вид дополнительного заработка — это чаевые на усмотрение пассажира.

А в Нью-Йорке, одном из самых больших мегаполисов мира, где проживают около 19 млн. человек, жёлтые такси очень популярны и являются визитной карточкой города. В основном, это автомобили марки Ford Crown Victoria, любые другие модели машин могут быть использованы в такси, только если внесены в особый список, утверждённый городскими властями. Чтобы работать таксистом в Нью-Йорке, достаточно знать язык и сдать экзамен на знание города. Большинство нью-йорских таксистов — выходцы из других стран. Дневную выручку водитель такси обязан сдать, ему принято давать 10% чаевых.

Водители такси

Лондонское такси, по версии Форбс, уже давно считается лучшим в мире. Высокий уровень обслуживания и знаменитые чёрные кебы уже давно стали чертами эксклюзивного бренда. По законам Британии, только «Black cab» имеет право забирать голосующих пассажиров и двигаться по полосам для общественного транспорта. Водителю принято обязательно оставлять хорошие чаевые (минимум 1 фунт). Но попасть на работу в такси Лондона очень непросто. За три года обучения водитель получает не только умение ориентироваться в городе без навигаторов, но и стойкую привычку постоянно владеть информацией о репертуаре лондонских театров, расписании поездов, выступлении артистов.

Эксперты Форбс также утверждают, что в Индии, Камбодже и Индонезии такси не существует — там оно работает, как маршрутка, до полного заполнения салона. А в Нигерии, Бразилии, Египте или ЮАР в такси запросто могут ограбить пассажиров. Нравится ли их водителям собственная профессия, сказать сложно.

В целом, в цивилизованном обществе это полезная и хорошая профессия, позволяющая ответственному и усидчивому человеку прилично зарабатывать. Опытные таксисты часто говорят, что их профессия — это не работа, а образ жизни.

(с) Галина Полянкина