Как работают различные модели микрофинансового бизнеса, который за 2013 год вырос в России на 40%.
«Деньги. Срочно. Без справок и поручителей». «Кредит наличными в день обращения». «Кредит за час по паспорту» - Интернет и улицы российских городов заполнены такими объявлениями. Микрофинансовый бизнес многие считают ростовщическим и полукриминальным, убеждающим людей взять легкие и быстрые деньги по грабительским ставкам, которые оборачиваются сотнями процентов годовых. Государство между тем регулирует этот рынок непривычно мягко по сравнению со своими же действиями в банковской сфере: счет отозванных лицензий идет уже на десятки, а микрофинансовые организации (МФО) продолжают зарабатывать свои прибыли.
Во вступающем в силу 1 июля законе «О потребительском кредите (займе)», принятом в конце 2013 года, в самый разгар дискуссий о закредитованности населения, нет никаких запретов на «драконовские» ставки МФО. Банк России выдвинул только одно требование: максимальные ставки по кредитам и займам не должны превышать среднерыночные (по отдельным сегментам кредитования) показатели более чем на 30%. Регулятор явно не настроен «кошмарить» микрофинансовый бизнес, потому что это малый бизнес, которому на высшем уровне вроде бы благоволят.
По закону это фирмы, которым разрешено безо всяких банковских лицензий одалживать населению и небольшим предприятиям сравнительно скромные суммы - не больше 1 млн рублей. На потребительские и разного рода повседневно-бытовые цели, как правило, ссужают от тысяч до десятков тысяч рублей, на предпринимательские - от нескольких сот тысяч до миллиона. Заемщику, если речь идет о физическом лице, деньги выдаются максимум в течение дня, часто прямо здесь и сейчас, по предъявлении паспорта. Этот бьющий в глаза бизнес на самом деле небольшой и очень раздробленный, но весьма перспективный.
ВМЕСТО БАНКОВ
В реестре Банка России около 4 тыс. микрофинансовых организаций, в основном маленькие конторы, бизнес которых не распространяется за пределы родного города, а портфель займов не превышает 5-10 млн рублей. По данным агентства «Эксперт РА», совокупный портфель всех МФО на начало 2014 года составлял лишь около 70 млрд рублей. Если же из их числа исключить кредитные кооперативы (по закону эти «добровольные объединения граждан» не нацелены на извлечение прибыли) и ломбарды, которые выдают займы исключительно под залог ценностей, то показатель еще ниже - 40 млрд рублей. Это меньше половины процента от общей задолженности российских физических лиц перед банками. Правда, микрофинансовый рынок в нашей стране стремительно растет: согласно оценкам «Эксперт РА», совокупный портфель микрозаймов за 2013-й увеличился на 40%. Для сравнения, портфель кредитов, выданных населению банками, прибавил 29%. В нынешнем году темпы роста по обоим направлениям несколько снизились, но остаются сравнительно высокими.
По словам директора саморегулиру-емой организации НП «Объединение МиР» Андрея Паранича, в сегменте займов на предпринимательские цели (их средний размер - 600 тыс. рублей, срок - от шести месяцев до трех лет) в случаях, когда не задействуются гос-программы поддержки микрофинансирования малого бизнеса, ставки равняются в среднем 35%. В банках они несколько ниже, однако получить дешевые кредиты, да еще на небольшие суммы в них крайне сложно.
Все иначе в самом известном широкой публике секторе так называемых «займов до зарплаты» (payday loans), которыми занимается большинство МФО. Тут ставки гораздо выше: обычно речь идет о «карманных» суммах - не более 10 тыс. рублей, которые одалживаются на 10-30 дней под 2% в день (это 730% годовых по формуле простого процента). Меньшие, но тоже очень высокие проценты по потребительским займам - в среднем 40 тыс. рублей на срок 6-12 месяцев, которые обходятся заемщику в 160-170% годовых.
Вся эта система работает - не только в России, но и в странах с развитой банковской системой, таких как США или Великобритания, - просто потому, что услуги МФО востребованы гражданами, не имеющими доступа к банковскому кредитованию. Дело даже не в нехватке отделений банков в огромном количестве российских городов, не говоря уж о деревнях и поселках. Сама бизнес-модель банков не рассчитана на извлечение прибыли за счет одалживания совсем маленьких сумм, многим людям негде больше взять взаймы эти небольшие деньги. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков уверяет, что большинство участников рынка микрозаймов - «цивилизованные организации», просто «отдельные компании бросают тень на весь сектор». По его словам, многие МФО в развитии технологий «кредитного конвейера» идут вровень с розничными банками, а спрос на технологии риск-менеджмента со стороны микрофинансистов растет быстрее спроса со стороны банкиров.
Журнал «РБК» изучил различные модели МФО на примере трех работающих в России компаний (по трем упомянутым сегментам микрофинансирования), сами модели были заимствованы у ведущих новаторских западных игроков.
«ДОМАШНИЙ КОНВЕЙЕР» БЕРНШТАМА
Если у маленького фрагментированного российского рынка микрозаймов и есть свой «маркет-мейкер», то это Евгений Бернштам, человек, хорошо известный в финансовой индустрии. Он развивал банковскую розницу в должности зампреда правления Альфа-Банка, затем был президентом Хоум Кредит энд Финанс Банка. А в 2007 году вплотную занялся небанковским кредитованием, основав компанию «Домашние деньги» со специализацией на потребительских займах (выдаются на срок до одного года на сумму до 30 тыс. рублей).
В настоящее время она является не просто самой крупной, а единственной крупной микрофинансовой организацией в стране. Портфель ее займов на конец 2013-го едва не достиг 4 млрд рублей, составив около 10% рынка. По масштабам розничного бизнеса «Домашние деньги» сопоставимы с банками второй сотни. Для микрофинансирования малых предприятий Бернштам в 2009 году основал компанию «Финотдел». По оценкам агентства «Эксперт РА», это третий по величине игрок на рынке микрозаймов в целом и первый в сегменте займов для малых предприятий (размер портфеля -1,4 млрд рублей).
Бизнес, контролируемый Евгением Бернштамом и его партнерами, - иллюстрация того, каких успехов можно достичь, если выйти на молодой и сырой рынок, когда на него мало кто обращает внимание. Причем выйти сразу с большими инвестициями и сильной командой, чтобы быстро масштабировать «кредитный конвейер».
Бизнес-модель «Домашних денег», по признанию Бернштама, позаимствована у Provident Financial, созданной больше 130 лет назад в Великобритании. В ее основе - доставка на дом. У компании Бернштама нет офисов продаж, а значит, нет соответствующих издержек, при этом она работает более чем в 50 регионах России. Менеджеры-агенты предоставляют гражданам займы исключительно по месту их проживания/прописки. Это делается главным образом для того, чтобы по окружающей обстановке и физиономии потенциального заемщика вынести суждение о его платежеспособности и добросовестности.
«Сначала мы смотрим на ваши руки, есть ли на них татуировки», - описывал свой подход Евгений Бернштам в интервью. На многое можно обратить внимание: не обшарпаны ли стены, не стоит ли в квартире характерный «духан». Наркоманов, алкоголиков и прочих «неадекватов» не так уж трудно вычислить по состоянию их жилища.
Отказывая в выдаче займов этой категории граждан, микрофинансовая организация добивается снижения доли «плохих» займов в портфеле с непомерно высокого до просто высокого уровня. А он компенсируется соответствующими ставками по кредитам: в «Домашних деньгах» заем суммы в 30 тыс. рублей на один год обойдется более чем в 130% годовых (вернуть придется почти 70 тыс.).
В 2013-м рентабельность активов «Домашних денег» превышала 3%. В банковском секторе такой показатель считается высоким. Сейчас Евгений Бернштам развивает бизнес не только за счет собственного капитала компании, но и привлекая внешнее финансирование. В конце прошлого года «Домашние деньги» разместили на Московской бирже облигации на 20 млрд рублей примерно под 20% годовых, по сути превратившись в публичную компанию. То же самое более 50 лет назад произошло с Provident Financial.
«БЕСКОНТАКТНЫЕ ДЕНЬГИ» MILI
Практически во всех компаниях, специализирующихся на «займах до зарплаты», предусмотрен физический контакт между заемщиком и кредитором. Совсем иначе поставлено дело в проекте МИЛ, который с 2012 года реализует ООО «Панда».
Его создатели - три молодых человека, все так или иначе профессиональные финансисты. В послужном списке гендиректора «Панды» Левана Назарова -MBA Московской школы управления «Сколково» и опыт руководства проектами, в том числе связанными с розничным кредитованием, в крупнейших российских компаниях - импортерах немецких автомобилей. Топ-менеджеры MILI никогда не занимались микро-финансовым бизнесом по старинке. Они пришли в него новичками, вдохновившись успешной моделью американской фирмы LendUp.
С заемщиками MILI знакомится только заочно. Для оценки платежеспособности и добросовестности потенциального клиента, после того как он оставил заявку на сайте компании, изучается содержимое его страниц в социальных сетях. Автоматизированный анализ, утверждают руководители «Панды», позволяет выявлять «наркоманов, уголовников, извращенцев и всяких асоциальных типов, страдающих от хронического безделья, безденежья и бессовестности» - таким в займе будет отказано. При этом рассматривается самая разная информация со страницы заемщика - от чек-инов и постов до френд-ленты и фотографий. Изучается даже музыка, которую слушает заявитель. «Как показывает статистика, самые «плохие» жанры - хип-хоп и рэп. Их любители чаще всего допускают сбой в обслуживании займов», - объясняет Леван Назаров. Решения, конечно, принимаются не только на основе данных из соцсетей: по словам Назарова, источником сведений о заемщиках служат общенациональные базы данных, в частности ФНС и НБКИ. Все это позволяет заметно снизить уровень «плохих» долгов в портфеле займов по сравнению с показателями традиционных игроков рынка микрофинансов (у них - в среднем 20-30%).
На бесконтактной основе построена и выдача займов. За деньгами заемщик приходит не к кредитору, а к его агенту в лице «Евросети», где получает карту, на которую MILI начисляет одалживаемые деньги. В середине нынешней весны получить заем подобным образом можно было почти в 3 тыс. салонов «Евросети» в 26 регионах. К ноябрю планируется увеличить количество пунктов продаж до 8 тыс. «Евросеть», к слову, выступает в качестве агента нескольких банков и еще одной микрофинансовой организации - «МигКредит». Очевидно, что при таком количестве партнеров и такой модели бизнеса «Панды» «Евросеть» может требовать неплохую комиссию за посредничество. Насколько она обременительна для MILI?
Леван Назаров не хочет раскрывать «не только свои, но и чужие коммерческие тайны», однако дает понять, что рентабельность проекта вполне устраивает и его, и партнеров. Хотя сейчас не она на первом месте, главное - рост, масштабирование бизнеса. За весь 2013 год, который был для MILI этапом «пусконаладочных работ», компания выдала займов чуть более чем на 30 млн рублей. В 2014-м началось полноценное «серийное производство», и показатели растут на 30-40% в месяц. По планам акционеров, в 2017-м объемы кредитования достигнут 4 млрд рублей.
КРЕДИТНАЯ БИРЖА «ГОРОДА ДЕНЕГ»
Допустим, у вас есть лишние деньги и вы хотите пристроить их в банке. Максимум, что можно получить, - 8-10% годовых. Между тем вашему знакомому предпринимателю денег не хватает, и он занимает их в том же банке, только под 25-30%. Так почему бы вам не одолжить капитал не банкиру, а напрямую своему приятелю?
Огромное число людей в России именно так и поступают, но обычно кредитование «мимо банков» имеет «бытовой», неорганизованный характер. При этом «его объемы сопоставимы с объемами банковского кредитования микро-, малого и среднего бизнеса», замечает Юлиан Лазовский. Бывший банкир, сегодня он руководит площадкой онлайн-займов для малых предприятий «Город денег». Прообразом проекта послужила британская компания Funding Circle - активный игрок на рынке так называемого peer-to-peer lending.
По сути, речь о виртуальной кредитной бирже, на которой предприниматели размещают заявки на привлечение займов, указывая сумму, срок и приемлемую процентную ставку. Например, 250 тыс. рублей на 24 месяца максимум под 26% годовых. В свою очередь, люди, зарегистрированные в статусе инвесторов или заимодавцев, начинают торговаться за эту заявку. При прочих равных условиях победителем аукциона становится тот, кто согласится одолжить деньги под меньший процент.
Юлиан Лазовский говорит, что на практике ставки, под которые заключаются кредитные сделки, укладываются в диапазон 20-30%. Условия не хуже, чем в банках. Но не слишком ли рискуют инвесторы, одалживая средства совершенно незнакомым компаниям? Во-первых, инвесторы имеют возможность кредитовать несколько бизнесов, диверсифицируя риски. Во-вторых, над снижением рисков работает и оператор площадки, компания «Микро Капитал е-Моушн», учредившая «Город денег». Ею владеет люксембургский Mikro Fund под управлением Mikro Kapital Sari, входящей в итальянский холдинг General Invest Group. В него входит и компания «Микро Капитал Руссия», которая занимается микрофинансированием малого бизнеса в 20 городах по всей стране. Эта организация проводит экспертизу «качества» заемщиков, размещающих в «Городе денег» свои заявки.
Риск дефолтов, конечно, сохраняется, что беспокоит кредиторов. Поэтому оператор предлагает им нечто вроде сделки: поделиться частью процентов по предоставленным займам в обмен на гарантии возврата средств. Так, за гарантию возврата 100% вложений «Микро Капитал е-Моушн» запросит 6 процентных пунктов от ставки по договору займа, то есть, если заемщик будет платить 25% годовых, заимодавцу достанется 19%.
Но даже если инвестору не нужны никакие гарантии все равно придется отдать «Городу денег» своего рода «биржевой сбор» - 2 процентных пункта. В тех случаях, когда заемщику не удается привлечь внимание кредиторов, финансирование обеспечивает сам «Город денег».
За три месяца активной работы площадки, которая началась в апреле, на ней были совершены займы на 50 млн рублей, сообщил Юлиан Лазовский. Каждый день в «Городе» регистрируются 30-40 заемщиков и инвесторов. По планам, за весь 2014 год объем заимствований должен составить 500 млн рублей, а в течение еще двух лет - достигнуть 1,5 млрд рублей.
(с) Михаил Лосев