Что с человеком ни делай, а он все норовит в лежачий камень превратиться. Нашел удобное положение, и все. Фотографы хорошо это знают: у них главная задача при съемке человека — вывести его из привычного состояния.
Штатный фотограф журнала Life Филипп Халсман тоже считал, что главное в его деле не композиция кадра и не свет. Важно обнажить в портретном снимке суть человека, добиться того, чтобы в момент съемки герой расслабился и повел себя естественно. Лучше всего, по мнению Халсмана, этого можно достичь во время прыжка. Тогда человек перестает контролировать выражение своего лица и сосредоточивается на действии.
Самым известным кадром из фотоальбома Халсмана «Прыжок», куда вошли фотографии 200 знаменитостей, считается снимок Сальвадора Дали. Идею и название фотографии «Атомный Дали» (1948) Халсман отчасти заимствовал у героя — у того есть картина «Атомная Леда».
Композиция снимка была сложной. На счет «три» одни ассистенты Халсмана выплескивали в кадр ведро воды (сначала фотограф планировал использовать молоко, но в послевоенные годы оно стоило дорого), другие одновременно кидали кошек. На счет «четыре» прыгал Дали. Жена фотографа Ивонна все это время держала на весу стул.
Съемка длилась шесть часов. Кошек подбрасывали 28 раз, однако к финалу они выглядели не такими измочаленными, как люди.
Халсман таки добился, чтобы на фотографии в нужных местах оказались только Дали, вода и кошки. Однако журнал Life предпочел опубликовать неогретушированную версию кадра, где видна рука, держащая стул. Сейчас оригинал этой фотографии хранится в фондах Библиотеки Конгресса (США).
(с) Ольга Кайгородцева