Лиза с детства привыкла сама решать свои проблемы — годы в детдоме закалили ее характер как сталь. Но когда из багажника проезжающей мимо машины прямо к ее ногам выпал связанный окровавленный мужчина, она растерялась. Сначала девушка хотела пройти мимо, но потом все же вернулась и... отвела его к себе домой. Она, конечно, понимала, что это очень опасно, ведь парня по имени Андрей явно ищут. А вскоре погиб сосед-алкоголик, нацепивший выброшенный Лизой костюм Андрея, — его застрелил профессионал. Конечно, она не поверила в случайность такого совпадения! Во что же Лиза ввязалась и как ей теперь поступить с этим парнем, который не может самостоятельно покинуть ее квартиру? И почему ей упорно кажется — он неспроста попросил о помощи именно ее?..
Глава из книги:
Я всегда считала, что когда полиция устанавливает слежку, то делает это незаметно. Но сегодня мне пришлось приложить титанические усилия, чтобы «не заметить» ретивого служаку капитана Остапова, который кружит вокруг меня, как акула, почуявшая добычу. Только сегодня у меня куча дел, и пусть капитан делает что хочет, но мне некогда. Собственно, человек он праздный, что ему. Тем более настоящий преступник может, к примеру, и по морде дать, а так — и человек вроде бы при деле, и, опять же, безопасно.
Сегодня я занимаюсь похоронами. Хорошо, что есть ритуальные конторы, одна из них взяла на себя львиную долю хлопот, и мне не пришлось самой бегать между гробами и траурными венками с ужасными бумажными цветами. Еще и машина, как назло, сломалась!
Жалко ли мне Сашку? Честно говоря, нет. И пускай меня осуждают ханжи, фарисействуя на тему «жалко любого человека», но, наверное, у меня отсутствует какая-то хромосома, отвечающая за любовь к ближнему. Сашка родился ничтожеством, пропил свою ничтожную жизнь и издох, как собака. Сегодня его зароют — и больше никто о нем не вспомнит. Мир ничего не приобрел от его жизни и ничего не потерял с его смертью. Аминь. Если кто-то не согласен, я готова выслушать аргументы.
— Вы совершенно не расстроены, Элиза Игоревна?
Капитан Остапов вынырнул из-за могил, как тень отца Гамлета. Прогулка, похоже, накрылась медным тазом.
— Нет, конечно. Даже создание видимости скорби меня напрягает.
— И вам совсем не жаль его?
— А вам жаль?
— Честно говоря, нет.
— А от меня вы ждете фальшивых слез и актерства? Тогда ваша добродетель будет удовлетворена? Абсурд. Послушайте, капитан, что вам от меня нужно? Чего вы ходите за мной? Или все преступники уже сидят в вашей поганой легавке и пишут явку с повинной? Какого дьявола вы приперлись еще и сюда?
— Собираюсь проводить вас домой.
— О как! В таком случае подождите меня на выходе, часа через два я выйду.
— Не понимаю...
— У меня сегодня выходной — в связи с похоронами. И если я пришла сюда, то буду гулять здесь до упора.
— Здесь? Гулять?!
— Забавно... вы когда-нибудь определяли свой интеллектуальный коэффициент? Наверное, нет, ладно, проехали. Объясняю. Я очень люблю гулять по кладбищу. Ясно? При этом я терпеть не могу людей, мешающих мне.
— Мешающих — что?!
— Гулять. Так что, если у вас нет больше ко мне никаких вопросов, прошу, не надо портить мне прогулку. Просто уйдите.
Он стоит, уставившись на меня, как на мутанта из банки. У него симпатичные голубые глаза на смуглом лице, и выглядит он... вполне. Вот только то, чем он добывает себе хлеб, полностью обесценивает его в моих глазах. Он тоже садист и убийца, как все они.
Я медленно иду между могилами. Не знаю, почему меня так тянет гулять в таких местах. Когда-то, еще в Березани, я забрела на городское кладбище. Было мне тогда лет десять. До этого свою причастность к жизни и смерти я практически не осознавала, но ворота кладбища оказались гостеприимно распахнуты, делать мне было нечего, и я туда зашла. Может, именно с тех пор я начала думать. Меня окружили лица — я шла между рядами могил, вот как сейчас, и рассматривала лица, читала надписи на табличках. Это была другая сторона медали. Я понимала, что все эти люди когда-то были живыми, смеялись и плакали, были детьми, росли, старели... Все они кого-то любили,а кто-то любил их. Но теперь их нет, они только на портретах. Но ведь они жили! И что-то значили для мира, в котором жили, — или не значили ничего, но они были и видели мир, каждый по-своему, но как? Я никогда этого не узнаю, да и никто, если на то пошло. Куда же они подевались все? Куда мы все деваемся, когда приходит наше время?
Я стала часто приходить на кладбище. Со временем я уже узнавала знакомые лица, и мне иной раз казалось: те, что лежат здесь, рады моим визитам. Я смотрела на них и пыталась представить, какими они были. Некоторых я не замечала, они меня не интересовали, но было несколько могил, к которым я возвращалась постоянно — чудесной красоты женщина, я помню, как ее звали — Сизова Инга Андреевна. Мне было очень жаль ее, как и маленького мальчика в беленькой шапочке. Я все думала: почему их нет, а я есть, и придет время, и меня тоже не станет. Почему-то от этих мыслей мне не становилось страшно, просто грустно немного. Ведь я не увижу, что будет потом, после.
Вот и сейчас я иду по аллее Капустинского кладбища, где похоронена Антоновна и куда я привезла Сашку. Я бреду между могилами, а в душу приходит покой. Собственно, о вечном я уже давно не думаю, пользы от этого никакой нет, но мне здесь спокойно. Я никогда не понимала тех, кто боится кладбищ и покойников, а вот Ирка всегда боялась... Ну, Ирка — это вообще отдельная тема. Господи, как по-дурацки она распорядилась собой! А все ее упрямство: не лезьте в мои дела, это моя жизнь, вас не касается, я сама лучше знаю. Ну что, Ирка, много узнала? Лежишь теперь и выплевываешь куски своих легких.
Я помню, как она приехала к нам, когда получила аттестат. Кто бы мог подумать, что за два года между нами разверзнется такая пропасть. Мы с Рыжим были ориентированы на традиционные способы существования: учеба-работа-пенсия, а вот Ирка... Она ворвалась в жизнь в то время, когда набирал силу дикий капитал и мгновенно поменялись ценности целого поколения. Но мы с Рыжим смогли отделить зерна от плевел, а Ирка — нет, она была слабее.
Она приехала тогда — маленькая, стройная и хорошенькая, как картинка. И считала, что большой город что-то должен ей, а мы с Рыжим жили в общаге, питались кабачковой икрой и донашивали старые вещи. А мимо нас ходили разодетые в пух и прах «домашние», которые считали нас даже не третьим сортом, а так, пылью. Ирка пылью быть не хотела.
— Я не собираюсь гробить свою молодость над учебниками и скелетами!
Мы учились так, что солнца не видели. Это «домашним» можно через пень-колоду, а мы должны были сами о себе заботиться, но Ирку такой сценарий не устраивал.
— Меня приняли танцовщицей в ночной клуб.
Ее заявление повергло нас в шок. В моем воображении возникло что-то совершенно непристойное. Суровое воспитание Старика оказало мне хорошую услугу, а вот Ирка никогда не прислушивалась к его советам, считая его умным, но старомодным человеком. И зря.
— Ирка, ты что? — Рыжий даже покраснел, у него тоже хорошо развито воображение. — Это же... проститутки!
— Ты хоть раз был в таком месте? — Ирка уже уперлась рогом.
— Нет... Этого еще не хватало!
— Вот видишь! А судишь! Я хорошо пою, может, это пригодится, и я стану певицей. Ну какая польза от вашей науки? Выучитесь и пойдете тянуть лямку за копейки. А я так не хочу. Если есть возможность выбиться в люди, я ее не упущу, я хочу всего, сразу — и сейчас, пока я молодая! Когда ж еще жить!
— Ирка, прекрати, это бред, как ты не понимаешь?
Этот разговор стоил нам подруги. Чем больше мы ее убеждали, тем больше она упиралась. У нее в последние месяцы стали появляться дорогие вещи, украшения, и мы с Рыжим не знали, как на это реагировать. А потом она просто исчезла, не оставив даже записки, словно мы были ей посторонними, чужими людьми. И мы с Рыжим перестали говорить о ней так же, как и о Стасе. Пока несколько недель назад Рыжий не встретил ее там, на проспекте. Она заглянула в окно его машины с улыбкой на полинявшем личике и спросила:
— Развлечемся?
И мгновенно отскочила, растерянная и взволнованная. Она узнала Рыжего сразу, а он ее — только тогда, когда она отскочила. Рыжий приехал домой просто больной, долго собирался с духом, чтобы сказать мне. У меня не было причин не верить ему, но я решила, что, возможно, он ошибся, это не может быть наша Ирка!
Но это была она. Все такая же маленькая и худая, сзади похожая на подростка, а глаза — мертвые и пустые. Такой я ее увидела после стольких лет неведения. А теперь она в больнице борется со смертью. Или уже не борется... не знаю.
— Лиза, у тебя нездоровая тяга к кладбищам.
Я даже не оглядываюсь. Этот голос я узнаю из тысячи. Когда-то его обладатель был для меня всем, потом он оставил меня и я хотела покончить с собой. Но не покончила, в конце концов поняв: он того не стоит.
Теперь он ничего для меня не значит, он не тот Стас, которого я знала, с кем пекла картошку и хлеб у реки. Это не тот парень, который целовал меня в школьной беседке. Он другой — хищный, опасный и испорченный тип, до такого я бы и щипцами не дотронулась. Как представлю, скольких женщин он за это время поимел, а о гигиене я все знаю, кому и знать, как не мне...
— Чего ты хочешь, Стас?
— Даже не смотришь на меня... Лиза, неужели ты не тосковала по мне?
— Тосковала какое-то время, а потом решила, что оно того не стоит.
— Вот как! Тогда почему до сих пор ты сердишься на меня?
— Разбитое сердце и презрение — разные вещи. Ты мне неинтересен, я знаю тебе цену, потому не считаю, что обязана говорить с тобой вежливо. Что ты от меня хочешь? В смысле — на этот раз?
— Думал, я могу помочь, — он обходит меня и загораживает дорогу. — Лиза, я абсолютно искренне... Может, тебе нужны деньги? Все-таки похороны — удовольствие не из дешевых, а ты...
— Мне твои деньги не нужны. Я не нищенка и зарабатываю достаточно, чтобы похоронить своего соседа — да и всех соседок скопом, если на то пошло, только их поголовье почему-то никак не уменьшается.
— Хорошо сказано! Ну, что тебе дала твоя принципиальность? Живешь в какой-то дыре, бегаешь чистить дерьмо за рыбками, копаешься в чужих зубах, питаешься паршиво, мужика у тебя нет. Что тебе дала твоя честность, а? На работе коллеги тебя терпеть не могут... да, врач ты классный, но неужто это все, чего ты хотела от жизни, Лиза? Да открой же ты глаза и посмотри, как люди живут!
— Ирка уже посмотрела, ага.
— Ирка... Она просто дура, такой всегда была, такой и сдохнет. А ты — другое дело. Лиза-Элиза, неужели тебе, молодой, здоровой и красивой бабе, не грустно одной? Скажешь про Рыжего — не поверю, ничего у вас нет. И с чем ты остаешься?
— Я тебе скажу с чем. Я не прячу глаза от людей. Я никогда копейки чужой не взяла, никого не обманула, не ограбила. А человек, сколько бы ни приобрел, в конечном счете ничего с собой туда не возьмет. Смотри, сколько их тут лежит. Думаю, многие из них при жизни гребли под себя как могли — и что им теперь от этого? Гроб дороже да похороны многолюднее? Так гроб — ты его хоть из золота отлей, а он гроб и есть. Видишь, Стасик, пет смысла дергаться. Может, Кук был прав — стоит просто жить?
— Кук... Много ты знаешь о Куке! Время было другое, а только я тебе скажу: смотри, на входе тебя ждет мент. Ты сейчас выйдешь, и он сделает с тобой все, что захочет — так, как когда-то с Куком. Знаешь, почему его убили? Потому что понимали: он никто и имя его — никак. И ты так же, как и Кук, — никто. И, несмотря на всю твою честность, взять тебя сейчас, запихнуть в камеру и убить — как таракана раздавить, ничего не стоит, никто за это не ответит. Никто и внимания не обратит. А вот меня — нет. Я еще тогда решил для себя, что никто не поступит со мной так, как с Куком.
— И потому ты меня предал.
— Да. Ты знаешь, кем был Татьянин отец. Большой человек при больших деньгах и важной должности. И он помог мне тогда, без него я бы не достиг того, что имею. Сам бы я не смог, не тот был у меня жизненный старт — и я поменял свою программу, вот и все.
— А когда Танькин отец стал тебе не нужен, ты и ее бросил.
— Я никогда жену не любил. А сейчас думаю, что единственная женщина, которую я любил в своей жизни, — это ты, Лиза-Элиза.
— Боже мой, какой пафос! Только мне теперь все это до лампочки. Так что уходи из моей жизни туда, откуда пришел, и больше не возвращайся. Ты мне неприятен.
Ну, назовите меня злопамятной.
— Лиза, прошу тебя!
Его черные глаза смотрят так призывно... Если бы он сказал мне это несколько лет назад, счастливее меня не было бы на земле человека, а теперь... Все перегорело, я просто усталая и безразличная ко всему развалина, разменявшая четвертый десяток. Что они все от меня хотят? Господи, а еще и зима впереди!
— Иди, Стас. Ты знаешь, что я почувствовала, когда ты сказал, что женишься на Татьяне? Я сначала даже не поняла, о чем ты говоришь. А после ваша свадьба, ее счастливое лицо, ты рядом с ней.
А потом я четыре года сидела с ней в одной аудитории, мы даже здоровались, и она имела наглость одалживать у меня конспекты... Ей словно удовольствие доставляло постоянно мелькать у меня перед глазами. Что я чувствовала, ты знаешь? А каково мне было по ночам? Я представляла себе, что в эту самую минуту ты занимаешься с ней любовью и шепчешь ей то, что когда-то говорил мне? Так как мне было, Стасик?
— Но ты... Ты восприняла все очень спокойно.
— Спокойно? А что я должна была делать? Биться в истерике, чтобы меня все жалели, а за глаза злорадствовали? Я должна была еще и этим себя унизить, словно не хватало мне того унижения, которому ты меня подверг своим предательством! Ты не знал меня никогда, не знал, что я чувствую, да тебя это и не интересовало. Но будь уверен: с тех пор я уже ничего не чувствую. Все перегорело, я запретила себе чувствовать. Я теперь не умею ни любить, ни ненавидеть, ни даже презирать, мне все равно. Жизнь зачем-то идет, и я доживу ее как есть.
— Лиза, послушай...
— Я устала, Стас. Ты иди, пожалуйста.
Наши глаза встречаются, и он отступает. Может, хоть сейчас он что-то поймет?
— Лиза... это не твои глаза.
— Теперь — мои.
— Послушай, ты больна. Давай поедем ко мне, ты отдохнешь, придешь в себя, я приглашу хорошего врача, он осмотрит тебя... ты совершенно истощена.
Он говорит это скороговоркой, может быть, боится, что я буду его перебивать, но я просто обхожу его и иду своей дорогой — на выход. Прогулка испорчена. Вот непруха! Приспичило же ему выяснять отношения именно сейчас! Той Лизы давно нет — она исчезла, умерла, от горя или от ветрянки, неважно... неужели это так трудно понять?
— Я жду вас. — Остапов поднимается со скамьи. — Отвезу вас домой, не возражаете? Где ваш приятель, почему не помогает вам?
— Рыжий на дежурстве, а я вполне способна позаботиться о себе, и он это знает, как никто другой.
— Садитесь в машину, женщина не должна быть такой упрямой. У вас хоть иногда бывает хорошее настроение?
— Не понимаю, чего вы от меня хотите?
— Вы никогда не улыбаетесь.
— Иногда я даже смеюсь. Но сегодня мне как-то нехорошо... наверное, из-за погоды.
Я сажусь в салон разбитого белого «Москвича». Этот хлам пора выбросить на свалку, но, как ни странно, он исправно едет. Правда, в салоне воняет бензином, замасленными тряпками и табаком, но расстояние, отделяющее меня от дома, понемногу сокращается. Я почему-то страшно устала и хочу спать. Хорошо, что мне дали на работе два дня отпуска.
— Я собрал на вас досье. — Остапов искоса смотрит на меня. — И там оказалось много интересного. У вас удивительная судьба!
— Я все о себе знаю, капитан.
— Меня зовут Алексей. Давайте оставим пока официоз, это ни к чему.
— Я не собираюсь заводить с вами неофициальные отношения. И не надо пересказывать мою биографию, я в ней ориентируюсь не хуже вас.
— Думаю, что лучше, — он как-то странно смотрит на меня. — А знаете ли вы, что ваш бывший любовник Стас Дорохов — один из местных криминальных авторитетов? Известно ли вам, что он подозревается в...
— Мне это неинтересно, я не имею к нему никакого отношения уже много лет.
— Ладно. Но мы к этому еще вернемся. И я теперь знаю, за что вы так предвзято относитесь ко мне. Я узнал о вашем друге из Березани, выяснил, что с ним случилось.
— Я тоже это знаю.
— Я понимаю ваши чувства и признаю, что такое бывает. В последние годы даже слишком часто, к сожалению... А известно ли вам, что те двое, убившие вашего приятеля, через год умерли? И вот ведь какое совпадение: погибли так же, как и ваш друг! То есть кто-то забил их до смерти, причем в одну ночь. Убийц так и не нашли.
— Я в курсе. И мне их не жаль.
— Еще бы вам не знать... Вас и ваших друзей допрашивали в связи с этими убийствами. И вам бы не удалось избежать наказания, если бы не показания гражданки Петровой. Это вам известно? И ей поверили, потому что у нее не было никаких оснований выгораживать именно вас, Элиза, — в документах интерната зафиксировано, что ваши с ней отношения всегда были откровенно враждебными, долгие годы.
— Зачем вы мне рассказываете все это? Я в курсе.
Танька не выдала нас. Она смотрела мне в глаза — и врала на очной ставке, она ненавидела меня — и вынуждена была врать следователю, и от этого еще больше ненавидела, но она нас не выдала.
— Я хочу разобраться в этой темной истории.
— Я не убивала Сашку и никого не нанимала для этого.
— Я не о том. То, что вы его не убивали, для меня аксиома, вы слишком умны, чтобы совершить такую глупость. Вашего соседа с кем-то перепутали. С кем?
— Я еще раз вам говорю: не знаю.
— А я думаю, знаете. Послушайте, Лиза, вы мне очень симпатичны, и я не хотел бы, чтобы с вами случилась беда. Я надеюсь, что мы сможем стать добрыми друзьями.
— Когда ад замерзнет, да.
— Я вам так неприятен?
— Дело не в вас. Поймите, капитан, простую вещь: я не способна ни на какие отношения. Я не потерплю рядом никого, кто претендует на какие-то мои чувства или эмоции, я просто живу, но если бы мне сейчас сказали, что на завтра назначен конец света и я могу спасти мир, чуть пошевелив пальцем, я бы сжала руки в кулаки.
— Я начинаю понимать...
— Спасибо, что подвезли. Очень мило с вашей стороны, правда. Но вам с вашей внешностью и обхождением совсем нетрудно найти себе полноценную женщину. Советую.
— Это из-за Стаса Дорохова, да?
— Прощайте, капитан. Заболят зубы — обращайтесь.
Я не собираюсь вести с тобой задушевные беседы.
— Лиза, я насчет мебели...
Матвеевна поджидала меня в коридоре. Проклятая кикимора, только тебя мне и не хватает! Я не в том настроении, и больше всего мне сейчас хочется кого-то хорошенько пнуть, зима все ближе, и в мою жизнь снова пытается просочиться Стас. А еще один надоедливый тип в погонах преследует меня, и дома ждет темная лошадка — Андрей... или Андерс, и насчет него у меня есть не очень приятные догадки...
— Лиза, ты слышишь? Отдай мне мебель Антоновны.
— Почему?
— А зачем она тебе? Да и не твоя это мебель.
— Но и не ваша.
— Отдай, слышишь?
А не пошла бы ты... нет, туда тебе сходить уже не светит. Не в этой жизни. Разве что геронтофил какой найдется.
Андрей спит сном праведника, укрывшись пледом. Что мне с тобой делать? Откуда ты только взялся на мою голову? Все-таки добрые дела осложняют жизнь. Собственно, я могу сейчас получить десять тысяч евро, но что-то подсказывает, что не видать мне этих денег как своих ушей. Как ты оказался здесь? Уж слишком запутан твой рассказ, такой провал в памяти могут вызвать некоторые препараты, но вот что странно: я помню, как мыла тебя и не видела никаких следов от инъекций. Сотрясение мозга у тебя легкое, провала памяти вызвать не могло. Что же происходит?
Я иду в ванную. Мне хочется посидеть под горячим душем и подумать, а лучше всего мне думается под шелест воды, потому я люблю дождь, только летний, когда тепло и влажно, и дышится легко. Что же происходит? Если этот парень говорит правду... хотя нет, есть куча расхождений. Например, он сказал, что машина подпрыгнула на выбоинах и багажник открылся. Но это была «Мазда», у нее багажник не мог открыться, это технически невозможно. Ну разве что предположить, что его специально не закрыли, но тогда похитители точно спятили — кладут в багажник такой груз и не закрывают крышку как следует. Нет, не сходится.
И рассказ о жене Клауса Вернера Анне. Что-то не верится мне в ее благородство. Как Андрей сказал — теперь предприятие принадлежит ему? А что же получает Анна? Что там, в завещании Клауса Вернера? И почему его убили, а Андрея — нет? Я не понимаю, на что он делает ставку. Разве что он сам все устроил, но зачем? Чтобы получить деньги и бизнес? Но у него и так все было... или он врет? Как он оказался в нашем городе? Нет, что-то не сходится во всей этой истории. И потом... Сашку-то зачем убили? Если Андрея ищут, то он нужен им живой, зачем убивать? Или они везли его куда-то, чтобы убить? А не проще ли было убить там, где допрашивали, и загрузить в багажник труп, который бы уже никуда не сбежал? Я точно знаю, у кого есть ответы на эти вопросы. Деберц, психопат и придурок, вот кто должен знать, что случилось. Но я не могу прийти к нему и велеть: расскажи-ка мне, что за парня ты держал в подвале. Не знаю, что делать, но у меня плохое предчувствие.
Хотя мне может помочь... Ирка. Все время мне казалось невероятным, что Жора прислал Деберцу больную проститутку. Он же не совсем спятил? Тут тоже что-то не сходится. И как-то вся эта история вокруг меня вращается, а это уж совсем глупость. Стас прав, я никто, человек из толпы. Кому могла понадобиться столь сложная интрига вокруг меня? Невозможно.
— Ты уходишь?
— Спи, пойду куплю новый детектив. — Лежи тихо, мой таинственный гость, а я тем временем попробую понять, что происходит.
— Ты любишь детективы?
— А то. А ты разве нет?
— Ну, даже не знаю... Наверное, не очень. Лучше кино посмотреть.
Какая ограниченность! Никакое кино не заменит книгу — потому что вместе с текстом возникают образы. Это то же кино, но в голове, и я никогда, припомнив какой-то сюжет, точно не скажу, смотрела я такой фильм или читала книгу.
Я всегда удивлялась, какой злой гений построил больницу для больных туберкулезом в самом задымленном районе города. Окруженный промышленными предприятиями корпус стоит закопченный и неприветливый. Но внутри чисто, резко пахнет хлоркой, пол блестит.
— К кому? — спрашивает худая высокая медсестра примерно моего возраста, но уже увядшая и усталая. Платят им тут копейки, а риск огромный. Туберкулез — страшная инфекция.
— К Ирине Кулик.
— Она в соседнем корпусе, в изоляторе, но вас туда не пустят.
Ладно, сама разберусь. Мне нужна Ирка, потому что у нее может оказаться ответ на мой вопрос.
Вот небольшой домик во дворе, это изолятор — так написано на табличке.
— Сюда нельзя.
Молодой парень, похоже, недавно из института. Что, коллега, несладко тебе здесь? Да, работать среди таких больных — это подвиг, на который лично я не способна.
— Я к Ирине Кулик.
Он как-то странно смотрит на меня, потом отводит взгляд. Что ты мнешься, как целка на сеновале? Мне не надо говорить то, что я и сама уже знаю. У Ирки нет шансов, да? Но она умрет не на улице, среди грязи и мрази, а в чистой постели.
— Вы кто ей?
— Сестра. Только узнала о ее болезни...
— Вот как? И что вы знаете? — его взгляд становится острым, как бритва. — Ваша сестра очень больна.
— Это мне известно.
— И вам придется приготовиться к худшему.
— Молодой человек, худшее уже было. Где Ирина?
— Вам нужно надеть халат и респиратор.
Ирка лежит в небольшом боксе. Ирка? Нет, то, что от нее осталось. Обтянутое желтой кожей лицо — когда-то красивое, смуглое, а теперь просто голова мертвеца, а глаза... Когда-то они были большие, искристые и карие, в них метались молнии и смеялось солнце. Теперь это два мертвых мутных шарика, которые ничего, похоже, не видят.
— Ирка!
Она переводит на меня взгляд. Узнала. Я сажусь на стул около кровати и беру ее за руку, прозрачную и маленькую, с тонкими пальчиками. Острая жалость сжимает мое сердце. Как же так? Почему это случилось именно с ней?
— Ира...
— Ты все-таки пришла... — Ей тяжело говорить, но вскоре навсегда предстоит замолчать. — Я знала, что ты придешь. Я ждала тебя.
— Не надо, малыш, тебе трудно говорить.
— Нет. Мне тяжело жить, но уже скоро, похоже, полегчает. Ты лучше слушай, что я скажу...
— Ирка...
— Слушай, не перебивай. Я соврала тебе, потому что мне велели. Меня уже давно не держат для клиентов, я мою полы в квартире, где... живут девочки. Меня выставляли только тогда, когда ты должна была идти, две недели назад стали вывозить.
— Зачем?!
— Я не знаю. Просто меня привезли к Деберцу, и он расспрашивал о тебе. Какая ты, какой характер — обо всем.
— И ты?..
— Я не дура. Я мало что ему рассказала, тогда он приказал, чтобы я возобновила общение с тобой и с Рыжим, потому вы на меня и натыкались. Я не могла тебе тогда сказать! А сейчас могу, слава богу.
— Почему он не спросил обо мне у Стаса?
— Деберц о нем не знает. То есть ему известно, что вы знакомы, но только то, что вы вместе учились. Потом Стас бросил институт, женился. Он теперь тоже большой человек, но о нем и тебе никто не знает, а я не сказала. Они, кажется, в Березань ездили, но там уже нет интерната, так что с тем и ушли... Не перебивай меня! Слушай, они что-то затевают против тебя, и не только Деберц, кто-то приказывает ему, я поняла...
— Но почему?
— Я не знаю.
— А Стас? Ему что-нибудь известно?
— Нет, вряд ли. У него с Деберцем дела какие-то, ни во что другое он не впутывается, но кто там знает, как оно... Стас ради денег готов на что угодно...
— Кто тебе приказал соврать мне о телефонном разговоре Деберца?
— Я сама его слышала, клянусь! У него так противно телефон пищит — помнишь, когда-то песня была «Интернационал». Я разговор сама слышала...
...«Интернационал». И Андрей говорил, что у того, кто держал его в подвале, такая мелодия на сотовом. Нет, все равно не сходится. Я-то здесь каким боком?
— Лиза...
Ирка смотрит на меня, как из колодца. Я уже видела такой взгляд — когда-то давно, на больничной практике. Она не выживет.
— Лиза, мне так жаль... Почему я не послушала вас? Я все время спрашиваю себя — почему? И не нахожу ни одной причины. Сама виновата.
— Не надо так. Все будет хорошо, ты вылечишься, а летом — наступит лето, теплое, солнечное, и мы с Рыжим повезем тебя на море, и все будет хорошо, совсем. Все станет как раньше.
— Не надо, Лиза. Ты умеешь врать, но не стоит. Я знаю, что мне конец. Помнишь, я ушла тогда от вас? Мне квартиру снял тесть Стасика. Негодяй был еще тот, а у меня глаза разгорелись на все: одежда, цацки, ночные клубы, шикарная жизнь... А потом я ему надоела и он пристроил меня в ночной клуб — танцовщицей.
— Стас знал?
— Да. Он отговаривал меня, хотел помочь, просил вернуться к вам, но я, дура, уперлась... Все мне казалось, что никто ничего не понимает, одна я умная.
— И что?
— Прогнала Стаса и пошла в клуб. Там было уже меньше денег, а мне хотелось доказать всем, и вам с Рыжим, что я взрослая и знаю что делаю. А потом предложили работу в Голландии — тоже танцовщицей. Мы, дуры, номера готовили, костюмы, а приехали — и словно в болото нырнули: публичный дом, клиенты... А ведь накануне отъезда Стас приходил и говорил мне, что так будет, уговаривал одуматься, а я... Дура, как есть — дура! Едва вырвалась — заболела, тогда меня отпустили. Потом Жора подобрал, а в последний год я только полы мыла да презервативы подметала — за еду и место в углу, потому что ни кола ни двора. Все хотела выше головы прыгнуть, чтобы на халяву получить весь мир в кармане, а Старик говорил — так не бывает. Вы с Рыжим послушали его, и Стас послушал, хоть и устроился на свой лад, а я нет, вот и получила теперь.
На ее лице проступили красные пятна, она начала задыхаться.
— Ирка, ты что? Доктор!
Молодой врач и несколько сестер забегали вокруг Ирки, кровь текла у нее из горла, почему они не остановят ее, почему?! Господи, ну дай ей выжить, она расплатилась за свою глупость сполна, пусть она останется с нами, мы отвезем ее к морю, на теплый песок, только пусть она выживет...
— Время смерти — восемнадцать часов тридцать три минуты.
Врач смотрит словно сквозь меня. Он видел смерть, но он не знает, что я тоже видела ее и потому не плачу. Всему на свете есть объяснение.
— Мне очень жаль, болезнь была сильно запущена.
— Когда я могу забрать тело?
— Завтра. Зайдите ко мне в кабинет, я выпишу вам свидетельство о смерти, иначе вы не сможете ее похоронить.
Небольшой кабинет, письменный стол и кушетка — и все.
— Вот, прошу. Завтра приезжайте забрать тело.
— Хорошо.
— Вы с сестрой не были близки?
— Нет. Она убежала из дому еще подростком и жила как умела. Я знаю, о чем вы думаете. Но так сложилось, я не могла на это повлиять. Мне жаль ее. Скажите, к ней кто-нибудь приходил?
— Только ваш брат, доктор Якоб. У вас разные отцы?
— Нет, док, у нас разные матери, а отец один. И я должна сообщить ему, что его дочь умерла. Не представляю, как он это переживет.
— Сочувствую. Кстати, сегодня о ней справлялся еще один человек. Высокий очень красивый брюнет, в темном пальто...
— Да? Спасибо, коллега. Я прошу вас... Если будут спрашивать, не сообщайте никому, что я успела с ней повидаться и поговорить.
— Как это?
— Говорите, что я пришла, когда она уже умерла. Так будет лучше, поверьте.
— Хорошо, как скажете.
Алла Полянская. Прогулки по чужим ночам |