суббота, 16 ноября 2013 г.

Серьезное китайское предупреждение


Если кто забыл или по молодости лет не в курсе: в советские времена мы вволю поиздевались над следовавшими с унылой регулярностью сотнями «серьезных предупреждений», которыми маоистский Китай стращал тогда американских империалистов...

С тех пор много воды утекло, и ныне любое китайское «предупреждение» мир воспринимает более чем серьезно - и не без оснований. Хотя компьютерный мир, кажется, все-таки недооценил появившегося в конце 1980-х нового игрока на рынке - китайскую компанию Legend. А она спустя не полных два десятка лет уже под брендом Lenovo вышла на второе место по продажам компьютеров не в Китае или Азии - в мире!


Обучение китайской грамоте

Нынешний транснациональный гигант - группа компаний Lenovo со штаб-квартирами в Пекине и американском Моррисвилле (штат Северная Каролина) - имеет отделения в более чем 60 странах. И в более чем 160 торгует персональными компьютерами, планшетниками, смартфонами, рабочими станциями, серверами, средствами хранения электронной информации, софтом по IT-менеджменту, новыми поколениями «умных» телевизоров. Но, чтобы оценить роль Lenovo на современном компьютерном рынке, достаточно упоминания всего двух позиций из длинной ассортиментной линейки - одноименных линий ноутбуков и десктопов. Бывших ThinkPad и ThinkCentre соответственно, перешедших к китайской компании от «самой» IBM!

Всех этих впечатляющих успехов компания достигла, повторяю, за какие-то два десятка лет. Потому что правительство КНР, назначая в 1984 году 40-летнего специалиста-компьютерщика Лю Чуанжи «ответственным» за продажи импортных компьютеров, вряд ли могло даже мечтать о временах, когда основанная Лю компания сама будет производить компьютеры и торговать ими по всему миру. К моменту получения новой должности главы технологической компании ученый был недоволен тем, как продвигается его карьера. Его работы по магнитным хранилищам данных были признаны научным сообществом, однако все попытки найти этим результатам практическое применение потерпели крах. Семья Лю росла, а зарплата в академическом Институте компьютерных технологий, куда он пришел работать после окончания военного училища и нескольких лет «полевых работ» в годы «культурной революции», оставалась нищенской (тогда это равнялось примерно $12-15). Поэтому он с радостью принял приглашение заняться бизнесом - пусть даже под жестким госконтролем, как было тогда - и остается по сей день - общей практикой в Китае.

В 1984-м Лю вместе с десятью коллегами, инженера-ми-компьютерщиками, основал компанию New Technology Development, название которой быстро сменили на лаконичное Legend. По-китайски это читалось как «лянксян» (или как-то похоже), а соответствующие иероглифы обозначали не только «легенду», но и «надпись», «связь слов», «ассоциацию» (во всех смыслах) и даже «творчество». Уставной капитал равнялся 200 000 юаней (примерно $25 000), «выбитыми» Лю с помощью его связей из бюджета Академии наук КНР. Кроме денег, достаточно небольших для такого дела, главе компании удалось обеспечить ей сравнительно независимое (от партийно-государственного контроля) существование. Но все равно на первых порах трудностей у компании, ютившейся в комнатке площадью 16 квадратных метров, было хоть отбавляй.

Первые китайские «блины» (или как они там у них называются) вышли у ученых, переквалифицировавшихся в бизнесменов, как положено, комом. Попытки наладить «для раскрутки» импорт японских телевизоров (как и производство собственных электронных часов) закончились неудачей. Однако затем группа Лю разработала оригинальную интегральную схему, позволявшую IBM-совместимым «персоналкам» читать и воспроизводить иероглифы, и дело пошло.

Настолько, что Лю вместе с пятью сотрудниками получил от правительства разрешение на открытие филиала в Гонконге, который тогда еще не перешел под юрисдикцию КНР и оставался анклавом «западного» капитализма на китайской земле. Там же, в Гонконге, проживал отец Лю, который загорелся идеями сына и смог помочь новой компании местными долларами. И все же начало и гонконгского филиала было более чем спартанским - все его топ-менеджеры, включая Лю, экономили на чем могли: добирались на работу пешком, а встречались не в офисе (какового, по сути, не было), а в номерах дешевых отелей.

В мае 1988 года компания разместила объявление о наборе сотрудников на первой полосе официальной молодежной газеты КНР. В ту пору подобные объявления - да еще на страницах партийного официоза - были редкостью. Откликнулись около 500 человек, примерно половину из них ждал письменный «вступительный экзамен», и из числа выдержавших его 120 претендентов были приглашены на собеседование. И хотя первоначально предполагалось отобрать всего 16 будущих сотрудников Legend, в итоге работу получили аж 58! Любопытно, что среди принятых «остепененных» научных работников, аспирантов и студентов (средний возраст - 26 лет) был и 25-летний аспирант Ян Юаньцин - нынешний глава Lenovo.

Начало пути в тысячу ли

В Китае чтут великих мудрецов, и китайский бизнес не исключение. Основатель и глава Lenovo Лю Чуанжи, конечно же, читал философа Лаоцзы и, как всякий китаец, хорошо понимал, как нелегко даются первые шаги на долгом пути. Цитату из Лаоцзы «Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага» в Китае знают и неграмотные. Поэтому не стушевался при первых же неудачах, а, как положено всякому китайцу, усвоившему мудрость древних, постарался извлечь из собственных ошибок некий полезный опыт.

Ошибки были совершены при акционировании Legend. Первичное размещение акций на фондовой бирже Гонконга в 1994-м принесло $30 млн. На сей раз долларов не гонконгских - американских! Что делать с этой кучей денег, приваливших неведомо откуда, тогдашний топ-менеджмент во главе с Лю, как выяснилось позже, попросту не знал - никакого опыта управления акционерной компанией ни у кого из них не было. Так, они искренне полагали, что единственной целью выхода на IPO было повышение капитализации компании, о чем сам Лю с непосредственностью неофита поведал родным китайским газетам перед вторым размещением акций тремя годами позже. За что тут же «получил по шапке» - и от собственного коммунистического начальства, и от гонконгской биржи, где высказывания главы Legend не только не послужили укреплению имиджа компании, но скорее, наоборот, нанесли этому имиджу существенный урон. С тех пор Лю твердо усвоил, что руководитель акционерной компании должен тщательно взвешивать свои слова, общаясь с журналистами и потенциальными инвесторами («...когда я руководил компанией в КНР, у меня был всего один начальник, но он никогда ни о чем меня не спрашивал», - признавался глава Legend позже).

Как бы то ни было, компания продолжала расти и развиваться, и вторичное размещение акций на той же Гонконгской бирже в марте 2000-го принесло Legend уже $212 млн. А спустя два года компания сменила название на Lenovo. Но произошло это уже при новом руководителе - том самом Яне Юаньцине, о котором речь шла выше.

Как и его предшественник Лю, Ян также думал о научной карьере, а вместо этого занялся бизнесом. Сначала его приняли в отдел продаж Legend на зарплату, эквивалентную $30, но был быстро замечен «председателем Лю», который через четыре года предложил Яну пост главы подразделения, занимавшегося производством и продажей персональных компьютеров. А в первом году нового века и тысячелетия, когда Лю покинул свой пост главы Legend, новым CEO компании он предложил опять-таки своего протеже.

И первым делом новый глава Legend сменил название компании на более соответствующее времени, по его мнению. К тому же на глобальном рынке в глазах рябило от многочисленных «легенд», так что неизбежно возникали конфликты с компаниями - носителями этого имени. Так в апреле 2003 года в результате ребрендинга на рынке появился новый игрок, название которого представляло собой гибрид из двух латинских слов: «Le» - от Legend и «Novo» - от латинского Nuovo (новый). Появлению бренда (а о том, что новое название с неизбежностью станет мировым брендом, наглядно свидетельствовали показатели продаж) Lenovo предшествовапа рекламная кампания - самая массированная за всю историю детища «председателя Лю» (на одну только телевизионную рекламу новоиспеченная Lenovo потратила 18 млн юаней, а всего за год на цели приучения «широких масс» к новому названию было потрачено более 200 млн юаней).

Дело, однако, не ограничилось сменой одного лишь названия - «председатель Ян» произвел своего рода маленькую «культурную революцию в отдельно взятой компании».

Хотя уставной капитал пришел из контролируемой правительством Академии наук, Lenovo при новом руководителе быстро превратилась в «почти западную» частную корпорацию, практически не испытывающую какого-либо давления со стороны государства. Многие топ-менеджеры (включая двух CEO) в ней - иностранцы, одна из штаб-квартир находится в США, а один из научно-исследовательских центров -в Японии. Кроме того, официальный язык в китайской корпорации - английский. Любопытно, что сам «председатель Ян» английским владеет неважно, однако перевез свою семью в Северную Каролину - и ко второй штаб-квартире поближе, и можно совершенствовать свой английский во время деловых командировок. И вообще, как заявил глава Lenovo в интервью английскому журналу The Economist, «обещаю приложить все усилия к тому, чтобы в Lenovo иностранные специалисты чувствовали себя как дома». Одним из путей выполнения этой задачи Ян считал трансформацию всей корпоративной культуры в своей компании, переход от традиционной китайской «культуры ожидания, что повелит император» к «культуре творческих свершений».

«Голубые» «желтой сборки»

Надо сказать, дело не ограничилось рекламой - Lenovo изрядно постаралась для укрепления своего имиджа «максимально западной» изо всех компаний Китайской Народной Республики. Под руководством нового финансового директора Мэри Ма была налажена предельно прозрачная финансовая отчетность - насколько это вообще возможно сделать в таком странном и беспрецедентном образовании, как сегодняшняя «коммуно-капиталистическая» Китайская Народная Республика.

Вся существенная информация, касавшаяся деятельности совета директоров, менеджмента, движения акций, слияний и поглощений, доводилась до акционеров и инвесторов быстро и исчерпывающе. Хотя публичные компании, зарегистрированные на Гонконгской бирже, обязаны были предоставлять финансовую отчетность дважды за год, Lenovo первой из китайских компаний перешла к международному стандарту и стала публиковать квартальные отчеты. А еще в структуре компании были созданы специальные комитеты аудита и компенсаций, директорами которых стали люди, не занимавшие постов в ее менеджменте. И впервые в коммунистическом Китае начали проводиться конференции по связям с инвесторами (первая была проведена в Пекине в 2002-м).

И уже в 2005 году Lenovo предприняла одну из самых масштабных, финансово затратных и, как всем тогда казалось, рискованных акций за всю свою двадцатилетнюю историю. Китайцы перекупили «на корню» весь PC-бизнес - и у кого! У компании, первой создавшей «персоналку», - американской IBM. Между прочим, когда нынешний глава Lenovo Ян Юаньцин только начинал свою карьеру, одной из первых задач для молодого руководителя отдела продаж стало участие в тендере на исключительные продажи персональных компьютеров IBM в КНР. Тогда, в конце 1980-х, речь еще не шла о пресловутой «желтой сборке» - только о продажах импортных компьютеров. Legend тогда тендер выиграла, и после его окончания Ян, собственноручно писавший «сумму прописью» и отсылавший ее в запечатанном конверте руководству IBM, с изумлением узнал, что от имени Lenovo предложил американцам сумму, почти вдвое превышавшую ставку ближайшего конкурента! Спустя двадцать с лишним лет, в 2005-м, китайцы, тщательно изучив вопрос и открыв американскую штаб-квартиру в Северной Каролине, выложили IBM за весь ее РС-бизнес $1,25 млрд (в эти деньги вошли и 18,9% акций IBM, переданные китайской компании). Плюс к тому китайцы переписали на себя долги американцев, составлявшие почти полмиллиарда.

«Председатель Ян» прокомментировал эту сделку так: «Мы трижды выиграли от приобретения всего бизнеса «персоналок» от IBM. Во-первых, получили бренд ThinkPad, во-вторых, более передовые компьютерные технологии, которыми, несомненно, обладала IBM. Наконец, в-третьих, мы получили все мировые ресурсы IBM - ее глобальные торговые сети и армию ее квалифицированных сотрудников».

В результате этой сделки Lenovo перебралась на почетную третью строку в рейтинге крупнейших мировых компьютерных компаний. По условиям соглашения на персональных компьютерах серии ThinkPad, выпускавшихся отныне Lenovo, в течение пяти лет с момента подписания должны были сохраняться логотипы «Большого голубого» (как неофициально прозвали IBM на родине - из-за цвета логотипа). Однако китайская компания уже спустя три года эти ярлычки сняла, заменив их другими - с собственным логотипом. Произошла «смена вывески» в самый разгар рождественских распродаж. 7 декабря 2007 года, прямо перед сотнями телевизионных камер, сотрудники компании с детской непосредственностью отдирали от своих ThinkPad три металлические латинские буквы, заменяя их стикерами с логотипом компании Lenovo.

На одном из таких ноутбуков, кстати, был набран и текст данной статьи.

Век Дракона

Не важно, за какие годы по календарю отвечает главный мифологический покровитель всех китайцев, но при беглом взгляде на эволюцию мирового компьютерного рынка в последние полтора десятилетия создается впечатление, что и наступивший новый век весь грозит пройти под знаком многоглавого крылатого существа, у которого, как в сказках, сколько голов ни руби - все новые вырастают.

Все десятилетие «нулевых» и первые годы десятилетия «десятых» Lenovo обрастала новыми «головами». Так, раздумав было заниматься смартфонами и планшетниками, китайская компания в конце 2008 года продала все это направление за $100 млн. Но не прошло и года, как в ноябре 2009-го, спохватившись, вернула «отрезанный ломоть», не пожалев на это сумму, вдвое большую! И уже к началу следующего года занимала третье место в стране по количеству проданных мобильных устройств. И вышла на первое уже к началу прошлого года (хотя в нынешнем и пропустила вперед Apple с ее «айфонами»). Остается только напомнить, что в прошлом году КНР стала самым крупным мировым рынком смартфонов.

Годом раньше, в январе 2011-го, Lenovo создала совместное предприятие с японской компанией NEC - Lenovo NEC Holdings B.V. (зарегистрировано в Нидерландах), сохраняя в нем контрольный пакет акций (51%). Новая «голова» потребовалась китайскому дракону, чтобы усилить свое присутствие на крупнейшем в мире компьютерном рынке -японском. Еще две «головы» нацелились на Германию, где в 2011-м Lenovo купила производителя электронного оборудования Medion (первая крупная немецкая компания, приобретенная китайцами!) и Бразилию, где годом позже была куплена компания Digibras (выпускающая электронную технику под брендом ССЕ). Последнее приобретение было сделано с очевидной целью - завалить местный рынок в преддверии чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016-го.

А еще в том же прошлом году Lenovo осуществила давно лелеемое проникновение на американский рынок. Почти по анекдоту: «Вторгаться будем маленькими отрядами - по миллиону человек, не более!» На сей раз жертвой китайского дракона стала софтверная компания Stoneware, с помощью разработок которой китайцы надеются дать новый импульс собственным облачным проектам. А еще состоялся альянс с крупной американской корпорацией ЕМС - одним из крупнейших мировых поставщиков продуктов, услуг и решений для хранения и управления информацией. В результате альянса появилась компания LenovoEMC...

На сегодняшний день пересчет «драконьих голов» - точнее, «пучков голов» - дает следующий результат.

Во-первых, это смартфоны (линия LePhone - для внутреннего рынка, она же IdeaPhone - на экспорт). К началу нынешнего года все они базировались на ОС Android от Google, но в прессу уже просочилась информация, что Lenovo готова к выпуску мобильных устройств и на базе Windows 8 («если будет запрос рынка»), которые составят конкуренцию моделям Lumia от Nokia. Кроме того, Lenovo прикладывает все усилия к тому, чтобы потеснить главных поставщиков смартфонов на китайский рынок - американскую компанию Apple и южнокорейскую Samsung. Пока же, по данным на ноябрь прошлого года, Lenovo занимает второе место у себя на родине по продаже мобильных телефонов. И не скрывает своих амбициозных планов выйти на первое.

Далее идут «умные телевизоры» (smart television). Иначе говоря, новейшие технологии интеграции Интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения. Первый такой «умный телевизор» от Lenovo - LeTV на базе ОС Android - был продемонстрирован на выставке Consumer Electronic Show 2012 в Лас-Вегасе и в том же прошлом году поступил в продажу (пока только на внутреннем рынке).

И, наконец, это компьютеры (персональные и мэйнфреймы), с которых, собственно, все и начиналось. Как считает «председатель Ян», они по-прежнему необходимы в эпоху, которую глава Lenovo называет «постперсональной» (PC Plus Era). В настоящее время флагманами этого направления являются модели ноутбуков массового спроса (серии IdeaPad) и «ноутбуков для профи» (серия ThinkPad), а также построенные на их базе планшетники и трансформеры (IdeaPad Yoga, ThinkPad Helix и ThinkPad Twist). Особой популярностью модели ThinkPad пользуются в Стране восходящего солнца - говорят, что их черные корпуса напоминают японцам деревянные контейнеры для традиционного «дорожного обеда» - «бенто». Компьютерами ThinkPad пользуются и в космосе - это единственный сертифицированный компьютер для работы на Международной космической станции. В настоящее время компьютеры Lenovo занимают более 40% определенного сегмента («РС под Windows ценой менее $900») компьютерного рынка США.

Кроме того, Lenovo выпускает ориентированные на бизнес десктопы серии ThinkCentre, а также высококачественные мониторы серии ThinkVision.

Все это компьютерное изобилие производится на трех главных заводах компании - в Пекине, Моррисвилле и Сингапуре. А научно-исследовательские центры разбросаны по разным провинциям Китая и в японской префектуре Канагава, куда с прошлого года переведено практически все производство компьютеров ThinkPad. В последние годы Lenovo занимает второе-третье места (данные разнятся) в мире по продаже персональных компьютеров, контролируя около 13,5% мирового рынка и почти треть китайского.

Как видим, дракон еще только разворачивает все свои кольца и поводит всеми своими многочисленными головами, высматривая новые цели. И это очень «серьезное китайское предупреждение»!

(с) Владимир Гаков