Топ-топ-топ. Хрум... дзыньк! Тук-тук, бульк. Топ-топ-топ. И тишина. Проснувшись утром, сестра поинтересовалась, хорошо ли я спала. «Кажется, у тебя завелась мышь», — сообщила я, представляя себе путь грызуна до мелочей, хоть и спала в темноте. Как это удалось? Неужели звуки несут в себе столько информации?
Окружающая нас среда (воздух) постоянно вибрирует. Когда молот ударяет по колоколу, тот начинает колебаться, сотрясая окружающий воздух. Вибрации передаются соседним частицам, растекается звуковая волна. Закройте глаза и прислушайтесь. Чувствуете пульсации атмосферы вокруг? Уши — датчики давления, и вы улавливаете слабые отголоски пульсаций воздуха вокруг предметов, удаленных от вас. Благодаря слуху вы получаете множество полезной информации об этих предметах — материал, из которого они состоят, и их форма определяют типы вибрации.
Возьмите кружку и постучите по ней ложкой. Даже при самом легком ударе кружка меняет форму (вы чуть-чуть ее деформируете), а затем тут же старается вернуться в прежнее состояние. Она его немного проскакивает, снова возвращается и снова проскакивает, таким образом вибрируя. Вы слышите звон кружки на так называемой собственной частоте. Чем больше кружка и массивнее материал, из которого она сделана, тем больше времени ей нужно, чтобы пройти через один цикл вибраций. И объемные, и массивные предметы звенят глуше — на пониженной частоте. Предметы определенной формы производят волны разного типа, которые, сливаясь, дают звук, улавливаемый нами. Стеклянная кружка звенит дольше пластиковой, потому что пластик быстрее поглощает энергию колебаний. Вы слышите глухой «тук» вместо звонкого «динь». Воспринимая звуки, вы «слышите» физические структуры материалов.
Постучите по ободку кружки в разных местах. Тональность звука будет меняться в зависимости от места, в которое вы стукнете. Ударив напротив ручки, вы услышите низкий звук — сравните его со звуком при ударе под углом 45° к ручке. Это объясняется разными типами вибраций: при ударе под углом та часть, в которой находится ручка, вообще не колеблется, а значит, масса вибрирующего материала меньше, частота колебаний выше и звук звонче. Те же принципы заложены в основу музыкальных инструментов — для воспроизведения приятных слуху звуков используются определенные физические структуры. Вот он, окружающий мир — ну чем не оркестр? Инструменты стоят в тишине, пока их не тронут или не сдвинут, а любое воздействие на них открывает секреты их структуры — по характеру производимых вибраций. Мы настоящие эксперты в интерпретации звуков, просто редко об этом задумываемся.
Нам даже не требуется смотреть на источник звука — а какую массу подробностей мы при этом можем извлечь! Двигаете деревянный стул? Ставите на пол металлическое ведро? Разница очевидна. Уши так чувствительны, что для слышимой вибрации достаточно легчайшего механического воздействия. Грызун-перкуссионист заставляет вибрировать целое ведро. И мышь, таким образом, непринужденно играет партию в оркестре бытия.
(с) Хелен Черски