В славянской культуре нередко принято жалеть вместо того, чтобы любить. На самом деле за жалостью в отношениях стоит вовсе не любовь, а созависимость.
Обычно созависимыми называют жен и родителей алкоголиков и наркоманов. Но на самом деле проблема созависимости в отношениях гораздо шире. Если в семье есть алкоголик, наркоман, игроман, трудоголик, тиран, то есть кто-то, чье поведение разрушительно влияет на всю семью, а она продолжает функционировать - практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в этой семье есть и созависимые.
Валентина Москаленко, ведущий специалист в области созависимости, определяет созависимого человека как «того, кто полностью поглощен управлением поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». Это ли не то самое благородное самопожертвование, которым принято гордиться в нашей культуре?
Жизнь в треугольнике
Жалость обязательно выражается в заботе о другом человеке, при этом такая забота превышает все разумные рамки и потребности того, о ком заботятся. Созависимые искренне верят в то, что они ответственны за чувства, мысли, действия другого человека, за его поступки, в целом за его жизнь. При этом собственная жизнь полностью перестает их интересовать, они часто говорят: «Мне ничего не нужно». Все направлено на то, чтобы спасать близкого человека, в этом весь смысл их жизни. Таким людям крайне невыгодно благополучие того, ради кого они живут, - иначе их собственная жизнь потеряет смысл: они окажутся не нужны.
Однако чрезмерная забота - лишь одна сторона медали. Опекающий человек требует «адекватной» отдачи от другого - а именно полного соответствия своим требованиям. Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, по каким правилам должна жить семья, как остальные должны выглядеть, вести себя, что должны чувствовать и о чем думать. Делают все для того, чтобы события не развивались спонтанно, стремятся все предугадать, потому что так им самим спокойнее. Любая попытка членов семьи выйти за рамки контроля вызывает всевозможные санкции - от уговоров и морализаторства до угроз и принуждений. Таким образом, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием «треугольник Карпмана». Из спасателя они превращаются в преследователя, а когда партнер уходит из-под контроля - в жертву.
Как в кино
Кино, как известно, - слепок процессов, происходящих в обществе. В советское время особой популярностью пользовались комедийные фильмы, в которых созависимые отношения обыгрывались как признак нежной любви. Надя и Василий, баба Шура и дядя Митя из фильма «Любовь и голуби», Иван Васильевич Бунша и его жена Ульяна Андреевна из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», Семен Горбунков и жена Надя из комедии «Бриллиантовая рука», Афоня и влюбленная в него девушка Катя из одноименной мелодрамы «Афоня» - все эти пары объединяет созависимость героинь и несамостоятельность, пьянство и инфантильность мужчин. Жены постоянно контролируют своих супругов, проверяют карманы, следят, принюхиваются, требуют отчета и послушания. Мужья же совершают нелепые иррациональные поступки, как будто демонстрируя протест против контроля своих благоверных.
В фильме «Любовь и голуби» баба Шура в прямом смысле постоянно вынюхивает, не пьет ли дядя Митя, выслеживает его, грозит наказанием. Дядя Митя же почти все время пьян. Надя следит за тем, чтобы Василий не тратил деньги на покупку голубей, чтобы не пил с дядей Митей, Василий же полностью отдается своей голубиной страсти и не в силах противостоять настойчивому другу-алкоголику. Весь фильм пронизан преследованием женщинами своих мужей, затем страданиями женщин и, наконец, превращением в спасительниц.
Казалось бы, Семен Горбунков не пьяница, обычный советский труженик. Тем не менее его жена Надя постоянно контролирует его поведение. Она не позволяет ему давать интервью, следит, проявляя таким образом «заботу» о муже. В конце концов она становится обманутой жертвой именно потому, что к этому и стремилась, после чего благородно «прощает» заблудшего мужа, становясь спасительницей.
Девушка Катя из кинофильма «Афоня» вовсе демонстрирует созависимое поведение в отношениях, даже не начавшихся. Она совершенно отрицает проблему алкоголизма у Афони, идеализирует его, постоянно спасает, играя роль «доброго ангела». Она совершенно жертвует своими потребностями, бросает любимую работу. Можно с точностью до жеста и слова прогнозировать, как будут складываться отношения в этой паре: Катя начнет следить за тем, чтобы Афоня не общался с собутыльниками и не пил, а когда он снова и снова будет попадать в вытрезвитель - спасать его, потом плакать, страдать и снова следить. Круг замкнется.
Экстремальное детство
Откуда берутся такие Кати, «не замечающие», что выходят замуж за алкоголиков, тиранов, игроманов?
Чаще всего созависимость формируется в детстве. Причиной, как правило, являются дисфункциональные отношения в семье. Это может быть алкоголизм родителей, гипоопека, физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку и многие другие факторы. Во всех подобных случаях ребенок уже в детстве проявляет признаки созависимого поведения, характерного для взрослых. Он пристально и настороженно следит за настроением и поведением своих родителей, чтобы в случае опасности спрятаться или защищаться. Пытается бороться с причиной негативного поведения взрослых - выливает алкоголь, прячет острые предметы и так далее. Ребенок стремится быть всегда удобным и приятным для взрослого, чтобы избежать негативной реакции, обвиняет себя в происходящем, скрывает от окружающих то, что происходит в семье, и стыдится своих родителей. В результате у него формируется низкая самооценка и фокусировка на внешней оценке себя и своих поступков.
Своя чужая жизнь
Одна из особенностей созависимых - их низкая самооценка. Именно поэтому обращать внимание на свою никчемную жизнь для них невыносимо. А поскольку они считают, что «не заслуживают хорошей жизни», то и не могут позволить себе удовольствия, отдых, развлечения, что нивелирует ощущение проживания собственной жизни.
Из низкой самооценки проистекает и тотальная зависимость от внешней оценки. Пока их одобряют - они чувствуют себя комфортно. Как только они слышат осуждение в свой адрес - моментально присваивают его себе, становятся «плохими» в собственных глазах. Они испытывают стыд, когда слышат осуждение в адрес близкого для них человека, поэтому стремятся скрывать пороки своих любимых.
Из-за того, что в формировании созависимости огромную роль играют психологические защиты, особенно отрицание, созависимые редко сами приходят к тому, что они страдают этим недугом. Как правило, на эту мысль их наталкивают психологи, сердобольные подруги или осознание невыносимости собственной жизни, поиск истины в психологической литературе. К сожалению, старое отечественное кино скорее формирует представление о том, что созависимое поведение - нормально и социально одобряемо. Но фильмы последних лет дают надежду на то, что созависимые начнут узнавать себя в героях современных драм, что позволит им пережить катарсис и осознание необходимости менять свою жизнь.
(с) Надежда Навроцкая