вторник, 4 февраля 2014 г.

Иван Федоров. Подвижник просвещения

Своим указом, появившимся в 1563 году, царь Иван IV поручал Ивану Фёдорову выпустить первые печатные книги. Так на Руси началось великое дело книгопечатания.

На ушедший 2013 год выпало несколько памятных дат, связанных с деятельностью первопечатника. 450 лет назад в Москве появилась первая типография, приступившая к работам по изданию первой отечественной печатной книги — «Апостол». Прошло 435 лет со времени выпуска первого славянского букваря — «Азбуки». А в декабре 2013 года исполнилось 430 лет со дня смерти Ивана Фёдорова — фигуры, занявшей особое место в истории российского просвещения.

КТО ОН, ИВАН ФЁДОРОВ?

Книгопечатание — как любое новое и большое дело — принесло своему основателю в России не только историческую славу, но и немалые лишения. Однако пренебрегая материальными благами и житейской устроенностью, первопечатник Фёдоров с редкой настойчивостью искал любую возможность выпустить очередную книгу. За 20 лет он издал 12 книг: первые две напечатал в Москве, остальные — за пределами отечества — в Заблудове, Львове и Остроге.


Нет никаких документальных свидетельств, которые бы раскрыли нам, каким был Иван Фёдоров. Лишь из характера его поступков да из нескольких послесловий, написанных им к изданным книгам, можно сделать некоторые выводы. И они таковы. В этом человеке не было одержимости, пламенности или готовности взойти на костёр за свои убеждения. Глубоко верующий, внешне он был кроток и сдержан. Но обладая неким внутренним энтузиазмом, стремился к повседневной, кропотливой и упорной работе. Он предельно чётко ощущал себя носителем христианских ценностей, книжной грамотности и просвещения и определял своё призвание как обязанность «рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу...» (Здесь и далее цитируется перевод послесловий к «Апостолу», выполненный М. В. Щепкиной.)

Историки ничего не знают ни о происхождении, ни о месте рождения Ивана Фёдорова. Правда, его собственные слова о причинах отъезда из Москвы, приведённые в послесловии к львовскому «Апостолу», однозначно указывают на Москву как на отечество и колыбель рода. Особый вес этим словам придаёт ещё и то, что высказаны вдали от Москвы, когда они не могли дать их автору никаких преимуществ. Однако, находясь вне пределов Московского государства, Иван Фёдоров неизменно добавлял к своему имени: «из Москвы» или «Москвитин».

Генеалогические признаки типографского знака Ивана Фёдорова, обнародованного во Львове, указывают, по мнению специалистов, на его возможные белорусские, польские или украинские корни. Но вряд ли это имеет отношение к реальному положению дел. Скорее всего, став известным типографом, Иван Фёдоров сделал подобающий новому положению шаг, включив в свой типографский знак наиболее распространённые гербовые атрибуты.

Исследователь жизни первопечатника советский историк Евгений Немировский, опираясь на обнаруженную им запись в документах Краковского университета, относящуюся к 1532 году (в ней речь идёт о присвоении степени бакалавра «Ивану сыну Фёдора Москвитину»), делает вывод, что Фёдоров родился около 1510 года. Между тем другие историки называют иные даты его рождения (вплоть до 1530 года). И эти даты больше соответствуют реалиям Средневековья. Трудно представить человека в возрасте за семьдесят, активно перемещающегося по странам Европы, как делает Иван Фёдоров в 1580-х годах— и это при тех-то средствах передвижения и дорогах, которые даже для молодых людей превращали дальние путешествия в крайне обременительные мероприятия.

В 1563 году Фёдоров служит дьяконом в церкви Николы Чудотворца Гостунского в Московском Кремле. То факт достоверный. А рядом с ним — предположение некоторых исследователей о том, что Иван Фёдоров уже в 1550-е годы работал в некой московской типографии. И хотя прямых доказательств существования таковой никто не приводит, нельзя и отрицать, что он был знаком с печатным делом ещё до 1563 года.

У ИСТОКОВ ПЕЧАТНОГО ДЕЛА

Само время благоприятствовало миссии Ивана Фёдорова. Пройдя десятилетия бурного роста, Московское государство в середине XVI века вступило в новую эпоху. Одни княжества и города, традиционно тяготевшие к Москве, были присоединены относительно мирно, другие — военной силой. Как бы то ни было, но освоение новых территорий требовало глубоких реформ в сфере государственного управления. И венчавшийся в 1547 году на царство Иван IV Васильевич приступил к ним, стремясь уничтожить раздробленность русских земель и сформировать централизованную систему управления растущим государством. Наступало время людей новой формации, способных созидать просвещённое будущее.

Реформы проводились в жизнь под влиянием так называемой Избранной рады, состоявшей из близких к царю людей — митрополита Макария, священника московского Благовещенского собора Сильвестра, князя Андрея Курбского, окольничего Алексея Адашева и других. Круг ближайших советников царя в конце 1540-х — начале 1550-х годов по своему влиянию на государственные дела фактически равнялся Боярской думе.

В 1551 году Стоглавый собор определил задачи церкви в новых условиях и стал инициатором образовательной реформы — в городах начали создавать «книжные училища». Указание царя Ивана IV и благословение митрополита Макария ускорили строительство церквей. А после завоевания Казанского царства встала задача укоренения в нём православия. И в 1555 году учреждается Казанская епархия, потребовавшая много богослужебных книг и учебных пособий, — их начали собирать по всем монастырям и церквам. Царь даже повелел скупать книги «на торжищах».

Тогда тиражированием книг занимались исключительно переписчики. В стране существовала своего рода «индустрия» рукописного мастерства. По словам современника, «...занимаясь этим делом, человек достигал сразу трёх целей: питался от своих трудов, разного беса изгонял и с Богом беседовал».

Однако быстро выяснилось: рукописные мастерские не могут выпустить нужное количество книг, да и ярче проявилась застарелая беда рукописного производства: обилие ошибок, путаницы, искажений и прямых извращений, появлявшихся при многократном переписывании рукописей. Царь Иван IV сетовал: «Божественные книги писцы пишут с не исправленных переводов, а написав, не правят же; описка к описке прибавляется... и по тем книгам в церквах Божиих читают и поют, и учатся, и пишут с них».

Просвещённые люди в окружении царя всё более настаивали на переходе к книгопечатанию. Их главный аргумент — возможность не только контролировать содержание печатной продукции, но и исключить искажения канонических текстов. Конечно, книгопечатание требовало большой работы. Надо было привлечь специалистов из Европы, набрать учеников и подготовить собственных мастеров по широкому кругу типографских операций, изготовить необходимое оборудование...

Однако царское решение всё откладывалось. Иван IV был занят событиями начавшейся Ливонской войны. И тем не менее широкое распространение печатных книг в Европе (к 1500 году их общий тираж там превысил 10 миллионов экземпляров) делало неизбежным книгопечатание в Москве. В 1491 году в Кракове выходят из типографии первые книги на церковнославянском языке, немного позднее появляются книги на южнославянском. В 1517—1525 годах выпускник Краковского университета Франциск Скорина напечатал (сначала в Праге, а потом в Вильно) уже 26 книг на белорусском варианте церковнославянского языка.

НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА - ПУТЬ В ПРОСВЕЩЁННОЕ БУДУЩЕЕ

Итак, Московское государство — на пороге книгопечатания. Уже хорошо известна его технология. Во многих монастырях и крупных городах на высоком уровне стоит искусство оформления и украшения рукописей. Налажено переплётное дело. Хорошо развиты ремёсла по работе с металлом, в том числе гравировка, чеканка и литьё. Оставалось сделать последний шаг.

И Иван IV принимает исключительно важное решение. В послесловии к московскому «Апостолу» об этом решении сказано так: «...он (Иван IV. —Прим. авт.) начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Руси.

Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение Богу, сказал царю, что мысль эта ниспослана Богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело. И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунского Ивану Фёдорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению...»

Дом для печатного дела заложили на Никольской улице. И 19 апреля 1563 года энтузиасты начали готовить к изданию книгу «Деяния Апостольские и Послания Соборные и Святого апостола Павла послания», кратко называемую «Апостол». К 1 марта 1564 года весь тираж был отпечатан.

Никольская улица, получившая своё название от находившегося рядом Никольского монастыря, впервые упомянута в летописях под 1547 годом. Волею судеб она на долгие времена оказалась связана с российским просвещением. Именно здесь, как уже сказано, был построен Печатный двор, где Иван Фёдоров выпустил первую печатную русскую книгу— знаменитый «Апостол». Проходили века, здание неоднократно горело, ветшало, но каждый раз отстраивалось, сохраняя своё предназначение.

В 1645 году для типографии поставили новые каменные палаты с башней высотой 13 саженей, внешне схожей со Спасской башней Кремля. Пётр I передал Печатный двор в ведение Святейшего Правительствующего синода. Последняя же постройка Печатного двора, выполненная в 1814 году в готическом стиле, сохранилась до наших дней (сегодня в ней размещается Российский государственный гуманитарный университет). С Никольской улицей и Печатным двором неразрывно связаны и деятельность Славяно-греко-латинской академии, и выпуск первой русской газеты «Ведомости», и работа первых в Москве книжной лавки и публичной библиотеки...

Почему первой печатной книгой в России стал именно «Апостол»? В ответ можно назвать две очень серьёзные причины. Первая. Эта книга была своеобразным учебником для духовенства, и большой её тираж сразу решал важнейшую задачу подготовки новых священников. И вторая. «Апостол» включал толкование Священного Писания учениками Иисуса Христа, которое в рукописных книгах накопило за долгие времена множество искажений, порождавших «ереси». Лишь выверенный, канонический текст мог устранить эти трудности, представив образец для последующих переизданий «Апостола».

Однако ценность «Апостола» не только в том, что он первенец нашей печатной продукции. Стиль его оформления стал на многие годы образцом для типографских книг, получив название старопечатного стиля.

Разумеется, Иван Фёдоров исходил в своей работе из сложившихся традиций и правил оформления русских рукописных книг. В заставках и инициалах, украшенных вьющимися растениями, и в других орнаментальных решениях легко проследить влияние школы известного мастера Феодосия Изографа.

«Апостол» открывался фронтисписом с изображением евангелиста Луки. За основу шрифта взят московский рукописный полуустав XV—XVI веков с небольшим наклоном вправо. Использованы два цвета: черный и красный (киноварь). Обе краски очень высокого качества — не случайно текст книги хорошо сохранился.

Приведу слова одного из выдающихся русских историков Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) об «Апостоле»: «Сия книга редка; я видел её в московской типографской библиотеке. Формат — в малый лист, бумага плотная, чистая; заглавные буквы напечатаны киноварью; правописание худо». Это последнее замечание Карамзина, скорее всего, справедливо. Иван Фёдоров, видимо, и сам сталкивался с подобными мнениями. Недаром в послесловии к львовскому «Апостолу», упреждая возможные упрёки, он не без иронии обращается к читателям: «Если наше в чём погрешение будет, Бога ради исправляйте, благословите, а не кляните, поскольку писал не Дух Святой или ангел, но рука грешная и бренная...»

В московском «Апостоле» 534 страницы, а тираж его, к сожалению, не известен. Современные исследователи, исходя из возможностей типографии XVI века, полагают: было выпущено около 600 экземпляров (до наших дней дошла 61 книга).

Второй книгой, отпечатанной в следующем, 1565 году, стал «Часовник» — первое в Москве малоформатное (в восьмую долю листа) издание. «Часовник» —чрезвычайно распространённый тип домашнего молитвенника, где молитвы расписаны по часам суток. Использовали его и как пособие для обучения детей чтению. Наименование — «Часовник» — происходит от названия главной части книги «Часы Девы Марии». Эта часть, в свою очередь, делится на ряд периодов: Заутреня (до 6 часов утра), Первостатейные часы (с 6 часов до 9 часов утра), Третьи часы (с 9 часов до 12 часов дня) и т.д.

Огромный спрос на такого рода книгу сделал «Часовник» по тем временам бестселлером. Иногда её оформляли с особой изысканностью — с обилием миниатюрной живописи, с цветным шрифтом (письмом), с многоцветными буквицами и т.п. Такие «Часовники» стоили очень дорого и служили хорошим подарком.

Всего в XVI веке «Часовник» издавали дважды. До наших дней дошли (во всяком случае, известны) два экземпляра первого издания (оба дефектные). От второго издания — пять экземпляров.

ИЗГНАНИЕ

В Средние века профессия печатника во многих странах Европы была весьма рискованной: за невинную ошибку можно было попасть в застенки Святой инквизиции. В Москве инквизиции не было. Но с первых же шагов Иван Фёдоров столкнулся с предрассудками «тёмных» людей, что не менее страшно. Даже имея поддержку царя и его просвещённых соратников, первопечатник чуть ли не ежедневно преодолевал мощное сопротивление ретроградов — консервативной части высших сановников и церковных деятелей. Весьма влиятельные, они порой оказывались способны повернуть время вспять (пусть и ненадолго).

Мракобесы клеймили книгопечатание только за то, что оно изобретено иноземными «еретиками» (в ком-то, видимо, говорила заурядная зависть). Против книгопечатания работала и сложившаяся традиция, когда к созданию рукописных книг приступали только после молитв и благословений. А что такое типографский станок? Его воспринимали как бездушное порождение «нечистой силы». На самом деле и первопечатники выполняли ритуал: перед началом печатания каждой книги служили торжественное молебствие, а мастерам выдавали деньги «на калачи».

Воспротивились книгопечатанию и переписчики книг, боясь лишиться работы и средств к существованию. Однако мотивы конкуренции тут явно надуманны: на первых порах печатные книги оставались значительно дороже рукописных и на протяжении XVI—XVII веков не смогли их окончательно вытеснить.

В конце концов энтузиастов печатного дела в лучших традициях того времени обвинили в ереси, волшебстве и связи с нечистой силой. Поддерживавшие первопечатников Сильвестр и Адашев оказались в опале, митрополит Макарий ещё до завершения работ по изданию «Апостола» умер. А высокообразованный и поначалу прогрессивный реформатор Иван IV превратился в подозрительного и жестокого Ивана Грозного, развернувшего большую войну с влиятельными боярскими родами.

Замечательный русский историк Василий Осипович Ключевский (1841—1911) привёл свидетельство современника тех событий, очень точно говорящее о произошедшей перемене в характере царя: «А потом — словно страшная буря, налетевшая со стороны, смутила покой его доброго сердца, и я не знаю как, перевернула его много-мудренный ум в нрав свирепый, и стал он мятежником в собственном государстве».

Начались демонстративно жестокие расправы с представителями правящей элиты. Знатнейшие люди, даже самые приближённые к царю, отъезжали из Москвы в Литву.

Настоящим потрясением для Ивана IV стало бегство к королю Сигизмунду II Августу когда-то близкого друга, князя Андрея Курбского — царского наместника в Ливонии, четыре года командовавшего русскими войсками в Прибалтике. В декабре 1564 года царь выехал из Москвы на богомолье и в начале следующего года остановился в Александровой слободе, которая почти на десятилетие стала фактической столицей страны. Начался период, называемый опричниной.

Но интересная деталь. Царь забрал из Москвы Государев печатный двор и книгописную палату. Из выпущенных в Слободе книг до нашего времени дошли две, в том числе единственный экземпляр «Часовника», ныне хранящийся в Российской государственной библиотеке.

Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец, оказавшись беззащитными перед своими влиятельными недругами, выехали из Москвы в период между концом 1565 и серединой 1568 года. Позднее, находясь во Львове, Иван Фёдоров рассказал о причинах, вынудивших его покинуть Москву. С присущей ему кротостью он говорит, что царь Иван IV непричастен к этому: «Все это не напрасно начал я вам излагать, но по причине великих преследований, часто испытанных нами, не от самого государя, но от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей... Эти обстоятельства привели нас к изгнанию из нашей земли и отечества и от нашего рода и заставили переселиться в иные, незнаемые страны...»

ГЕТМАН ХОДКЕВИЧ И «БОЕОСПАСАЕМЫЙ ЛЬВОВ»

Очень своевременным оказалось приглашение Верховного гетмана Великого княжества Литовского Григория Ходкевича. И изгнанники направились в Литву, в его имение Заблудово, чтобы выпускать православные книги.

В марте 1569 года из типографии выходит «Евангелие учительное» — сборник бесед и поучений с толкованием евангельского текста. В «Евангелии» на титульном листе был воспроизведён фамильный герб гетмана Григория Ходкевича, а в предисловии в самых возвышенных выражениях упомянуты Иван Фёдорович Москвитин и Пётр Тимофеевич Мстиславец как исполнители типографских работ. В издании 814 страниц, шрифт и заставки аналогичны тем, что были использованы в московских изданиях (до наших дней дошли 44 экземпляра).

Далее пути первопечатников разошлись. Пётр Мстиславец уехал в Вильно и на средства православных купцов основал там типографию. Вторую заблудовскую книгу, «Псалтырь с Часословцем», Иван Фёдоров печатал уже один и закончил её в марте 1570 года. «Псалтырь» оказался последней книгой, изданной в Заблудове. Покровитель Ивана Фёдорова, гетман Ходкевич, столкнувшись с финансовыми трудностями, не мог больше его поддерживать. И снова Иван Фёдоров на перепутье, в поисках нового покровителя. Дорога в Москву была закрыта, по каким-то причинам не поехал он и в Вильно, где находился его многолетний сподвижник Пётр Мстиславец...

Осенью 1572 года Иван Фёдоров оказался во Львове, крупнейшем городе Галиции. Здесь его никто не ждал, жизнь приходилось начинать «с нуля». Он решил основать свою типографию. Об этом он написал: «И многократно обходил богатых и благородных мирян, прося от них помощи и кланяясь и припадая к ногам их, и склоняясь до лица земли, омывал ноги их от сердца идущими слезами. И не раз и не два, но многократно делал это. И священнику велел в церкви во всеуслышание объявить всем... И нашлись только некоторые из меньших людей священнического чина да незнатные из мирян, которые подавали помощь».

На собранные деньги Иван Фёдоров создал первую на территории нынешней Украины типографию. В феврале 1574 года «в богоспасаемом городе Львове», как назвал его Иван Фёдоров, он отпечатал книгу «Деяния Апостольские и Послания Соборные и Святого апостола Павла Послания». Львовский «Апостол» выпущен тиражом около 3000 экземпляров, из которых до наших дней дошло 100.

Это первая книга с послесловием первопечатника, где он говорит о некоторых фактах своей жизни последних десяти лет. Книга очень красиво оформлена, в ней три полностраничные иллюстрации: изображение апостола Луки, герб гетмана Григория Ходкевича и композиция из герба города Львова и типографского знака Ивана Фёдорова.

В том же году он издал первый печатный восточнославянский учебник, который известен под разными названиями: «Азбука», «Букварь», «Грамматика». В книге 40 листов, украшенных художественно выполненными заставками. Её открывает алфавит Кирилла и Мефодия, приведены примеры спряжений и склонений существительных и прилагательных. Знакомит книга и с кириллическими цифрами (на Руси цифры и числа традиционно обозначались буквами, над которыми ставился специальный знак «титло»). В конце «Азбуки» приведены выдержки из Библии нравственно-поучительного характера: «не сотвори насилия убогому», «на поле сироты не вступай», «послушай отца твоего, он тебя родил», «приложи сердце твоё к учению» и другие. Сейчас известен только один экземпляр этой книги, — он находится в библиотеке Гарвардского университета США.

И снова отсутствие денег вынудило Ивана Фёдорова прекратить книгопечатную деятельность.

ОСТРОЖСКИЙ ПРОРЫВ

Поздней осенью 1576 года князь Константин Острожский предложил Ивану Фёдорову переехать в город Острог и возглавить местную типографию. Константин Острожский — известный магнат Польско-Литовского государства, владелец удельного княжества с богатейшими землями на Волыни. Он показал себя последовательным защитником православия и активным сторонником просвещения в западнорусском крае. Это время оказалось самым продуктивным периодом в жизни Ивана Фёдорова: из двенадцати изданных за свою жизнь книг шесть он напечатал именно в Остроге, где ему уже помогал сын Иван.

В это время в городе открылась православная школа с училищем. И свою первую в Остроге книгу Иван Фёдоров напечатал в 1578 году для начального училища. В книге три раздела. В первом представлены греческий алфавит и параллельные тексты основных молитв православной церкви, размещённые в два столбца — на греческом и славянском языках. Во втором повторен текст Львовской «Азбуки». В третьем разделе приведено сказание черноризца Храбра «О письменах», повествующее о создании Константином (Кириллом) Философом славянской азбуки. Сегодня известны два экземпляра этого издания — за пределами России.

В 1580 году Иван Фёдоров выпускает в Остроге «Новый Завет с Псалтырью» — небольшую изящную книгу, набранную мелким, хорошо читаемым шрифтом. В том же году издаёт алфавитно-предметный указатель к Новому Завету — «Книжка Собрание вещей нужнейших», включавший афоризмы и крылатые выражения.

В августе 1581 года первопечатник закончил издание самого главного своего труда — полной славянской Библии. Она вошла в историю под названием «Острожская Библия».

Подготовка Библии к печати заняла много времени. Ещё в 1493 году в Новгороде под началом местного архиепископа Геннадия была выпущена рукописная Библия на основе лучшего перевода библейских текстов на церковнославянский язык (древнейший список, дошедший до нас, датируется 1499 годом). Князю Острожскому пришлось доставать эту Геннадиеву Библию в Москве, и лишь после внесения поправок Фёдоров приступил к её печати.

Историк Карамзин дал впоследствии любопытную оценку этому событию: «Царь уступил славу издать всю Библию Волынскому Князю Константину Константиновичу, одному из потомков Св. Владимира. Сей Князь, ревностный сын нашей Церкви, с любовию приняв изгнанника, Ивана Фёдорова, завёл типографию в своём городе Остроге; достал в Москве же (чрез Государственного Секретаря Литовского, Гарабурду) полный список Ветхого и Нового Завета, сверил его с Греческою Библиею, присланною к нему от Иеремии, Патриарха Константинопольского, исправил (посредством некоторых Филологов) и напечатал в 1581 году, заслужив тем благодарность всех единоверцев».

В Библии 1256 страниц большого формата («в лист»), она отпечатана крупным шрифтом, в ней нет лишних деталей, орнаментальные украшения и текст очень тесно связаны между собой. Это уникальный памятник восточнославянской культуры и полиграфического искусства Ивана Фёдорова. Острожская Библия быстро приобрела широкую популярность во многих странах: в Литве, Белоруссии, на Украине и Балканах, в Московском государстве. Несколько книг получил и Иван IV. Из 1500 экземпляров первоначального тиража до наших дней дошло 275 книг.

Интересна судьба «Острожской Библии», хранящейся в Британском музее. На её заглавном листе — надпись: «Эту Библию, на славянском языке, получил из царского книгохранилища Джером Горсей в 1581 г.», сделанная рукой получателя. Разумеется, царь Иван Грозный мог сделать подарок только хорошо известному ему человеку имеющему заслуги перед престолом. Дж. Горсей вполне удовлетворял этим требованиям. В 1572 году он приехал в Москву представителем английских торговцев и со временем наладил доверительные отношения с влиятельными вельможами в царском окружении, прежде всего с Борисом Годуновым.

Иван Грозный и наследовавший ему царь Фёдор Иоаннович неоднократно направляли Дж. Горсея к английской королеве Елизавете с серьёзными и деликатными поручениями. Но в какой-то момент его деятельность в Москве вызвала недовольство консерваторов, и в 1591 году его выслали из России. Он в спешке покинул Москву, не успев даже закончить свои дела, но сохранил подаренную царём Иваном Грозным «Острожскую Библию». В российскую историю Дж. Горсей вошёл как автор очень интересных записок о жизни Московского государства в конце XVI века.

В конце 1581 года Иван Фёдоров выпустил своё последнее печатное издание — «Хронологию» Андрея Рымши. Это первый печатный календарь в виде двухстраничной листовки с краткими рассказами о событиях, достойных упоминания в каждом из 12 месяцев.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Закончив работу в Острожской типографии, Иван Фёдоров начал активно искать средства для устройства новой типографии во Львове, для чего ему пришлось много поездить по Европе.

Как оказалось, первопечатник не только владел типографским делом, но и хорошо знал мастерство литья пушек. В январе 1583 года Иван Фёдоров приезжал в Краков и получил деньги на отливку пушки. Историк Немировский обнаружил запись в казначейской книге о том, что по указанию короля Польского и великого князя Литовского Стефана Батория «Ивану Фёдоровичу друкарю Москвитину посланному Его Королевским Величеством во Львов по делу отливки малой войсковой пушки, на путевые расходы выплачено 45 золотых. Ему же на медь и на другие расходы, связанные с литьём малого орудия по образцу, хранящемуся у львовского старосты, в соответствии с квитанцией ассигновано 70 золотых и 50 денаров». (К этому времени Ливонская война закончилась, и Иван Фёдоров счёл возможным сотрудничать с недавним противником Московского государства.)

Летом 1583 года Иван Фёдоров приехал в Вену, где показал императору Священной Римской империи Рудольфу II своё изобретение — образец многоствольной пушки. Но никаких решений о новом виде оружия принято так и не было.

Иван Фёдоров вернулся во Львов. И 5 декабря 1583 года скончался в кругу семьи. Его похоронили на кладбище при Онуфриевском монастыре. Через год после смерти сын первопечатника Иван Друкаревич (так его называли во Львове) установил на могиле отца каменное надгробие с выбитым на нём типографским знаком Ивана Фёдорова. Под знаком сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных». Сегодня могила Ивана Фёдорова потеряна, а потому во дворе церкви сооружено символическое надгробие.


Когда-то Иван Фёдоров сказал: «Всё земное проходит, подобно тени; и доброе и злое рассеивается, как дым в воздухе, как поучает апостол во время скорби, потому что скорбь ведёт к терпению, терпение — к надежде, а надежда не обманет».

И действительно, его надежды на народную память и силу просвещения оправдались. В 1870 году Московское археологическое общество вышло с инициативой увековечить память великого первопечатника Ивана Фёдорова. Была объявлена подписка на сбор денег, и к началу XX века удалось собрать 29 тысяч рублей. Конкурс на проект памятника выиграли скульптор С. М. Вол-нухин и архитектор И. П. Машков.

В 1909 годупамятник был установлен рядом с Никольской улицей, в том месте, где в XVI веке находился Печатный двор. Поскольку ни портрета Ивана Фёдорова, ни описания его облика не сохранилось, художник С. В. Иванов с помощью историка И. Е. Забелина создали обобщённый образ печатника XVI века. А сто лет спустя, 25 декабря 2009 года, Русская православная церковь учредила ежегодный День православной книги — 14 марта по новому стилю, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова — «Апостола».

(с) Юрий Ходырев