Многофункциональные гаджеты приходят на смену уже не пленочным — цифровым фотоаппаратам. Немного умения, терпения и смекалки — и можно стать настоящим фотографом, фотохудожником, фотожурналистом — кем пожелаешь.
Камеры смартфонов не уступают по качеству традиционным зеркалкам: снимать на них даже проще, веселее, а главное — легче. Произошло некое чудо — смартфон стал продолжением человеческих глаз, мозга и сердца. Он всегда рядом с нами и готов к работе в любой момент. Это устройство может превратить любого человека в художника. Дело лишь за малым — снимать то, что нравится, прислушиваясь к собственному сердцу, а оно подскажет, когда достать телефон из кармана.
Дело случая
Удивительно, что множество отличных фотографий появилось совершенно случайно: фотографу дико повезло, он оказался в нужном месте в нужное время и оперативно отреагировал на происходящие вокруг события.
Чем больше бродишь по улицам, тем больше шансов встретить захватывающие сюжеты. Поэтому смотрите по сторонам и не зацикливайтесь на чем-то одном больше «1/125 секунды» — спешите поймать отличный кадр!
Конечно, важно продумать композицию, попробовать разные ракурсы... Хотя снимать спонтанно — намного интереснее.
Сюжеты под ногами
Самое удивительное иногда лежит буквально под ногами. Так что будьте внимательны. Может, разглядите выползающее из проржавевшей железной двери чудовище или отражение пришельца на мокром асфальте. А может, найдете нечто притягательное в обыкновенной трещине на стене, в канализационном люке или луже.
Фотообман
Снимок не обязан рассказывать зрителю о том, что вы снимали; важно, что у вас получилось. Фотография может как быть честной, так и обманывать, «трансформируя» реальность. Легендарный стрит-фотограф Гарри Виногранд/Garry Winogrand говорил, что снимает для того, чтобы посмотреть, как «это» будет выглядеть на фотографии. Пользуйтесь противоречием, и пусть каждый зритель обманывается по-своему!
Никаких одиночных объектов
Какой самый простой сюжет для фото-графии? Листик на земле, дорожный знак, кружка. Это объекты. Они интересны, когда вы замечаете их впервые. Удивительно, но порой самые привлекательные вещи становятся не так интересны, если многие их видели и много раз снимали. Поэтому смотрите дальше: фотографируйте не сам объект, а его окружение, взаимосвязь с миром.
Эффект присутствия
Камера смартфона не похожа на серьезный фотографический инструмент —обычно на нее не обращают внимания. Это позволяет оставаться незамеченным, растворяться в толпе и безнаказанно ловить прекрасные моменты. Свободно наблюдайте за людьми через камеру мобильника, но все-таки будьте осмотрительны и время от времени прикладывайте телефон к уху.
Без третей
О художественных канонах хорошо помнить, когда учишься. Но если вдруг каждый новый снимок становится похож на предыдущий, забудьте обо всем, что усвоили раньше, и познайте фотографию заново. Отбросьте правила — они не уголовный кодекс, их можно нарушать. Оставьте в стороне «наработанные схемы» — это для новичков. Ищите новые возможности самовыражения.
Трезвый взгляд
После удачной съемки мы торопимся вернуться домой поскорее посмотреть результат. Бывает, что нам нравятся все новые кадры или не нравится ни один. Но поспешные выводы основаны лишь на нашем настроении. Поэтому лучше отложить анализ и вернуться к отснятому через несколько дней.
Чтобы здраво взглянуть на фотографии, сначала встряхнитесь: посмотрите фильм, почитайте книгу или побродите в одиночестве.
* * *
Если приглядеться, фотографии всегда не о том, что снимает автор, — они о нем самом, о его настроении и мыслях. Работы фотографа — это своеобразный калейдоскоп жизни; вольно-невольно автор пишет свою историю, создает свой мир.
(с) Михаил Рыжов