Колючую проволоку должны были изобрести в Америке. Ведь именно эта страна остро нуждалась в таком изобретении для решения вставших перед ней проблем. Так оно в конце концов и случилось.
Закон о наделах
Все началось в 1862 году, когда президент Авраам Линкольн подписал свой знаменитый Гомстед-акт. Согласно этому указу каждый белый американец, достигший 21 года, мог получить от правительства надел в 160 акров (1 акр = 0,4 гектара) и построить на нем дом. После пяти лет пользования он приобретал право собственности на свой участок. Так американское правительство начало целенаправленно стимулировать заселение неосвоенных земель на Великих равнинах, особенно поощряя развитие фермерства и скотоводства.
После того как в стране закончилась Гражданская война, тысячи северян и южан, еще недавно сражавшихся друг с другом, начали строить дома на землях, предоставленных им правительством.
Забор - дело серьезное
На Диком Западе ковбоям, привыкшим к кочевой жизни, незачем было делать загоны для своих коров - при необходимости несколько всадников могли сбить скот в гурт и перегнать его к месту продажи.
Однако с развитием земледелия и раздачи земли в собственность фермерам ситуация изменилась: пастбища нуждались в защите от потравы, в первую очередь бродячими животными. Для этого были нужны изгороди. Но во второй половине XIX века в США территории больших скотоводческих ранчо просто нечем было огораживать. Строить заборы из жердей - очень дорого (лесов поблизости не было). К тому же такие заборы легко преодолевались животными, тем более конскими табунами. Никаких источников добычи камня на Великих равнинах не было. В этих условиях для изготовления ограждений могла быть использована только гладкая проволока, уже тогда выпускаемая в больших объемах. Но, как показал опыт, проволока тоже не решала проблемы, потому что для скота не была серьезным препятствием.
Стало ясно, что нужна другая конструкция проволоки, которая обладала бы способностью отпугивать животных. Вместе с тем такая изгородь должна была стоить дешево и быть разборной.
Первая проволока такого типа была запатентована американцем Люсьеном Смитом из Кента, штат Огайо, 25 июня 1867 года. Колючки торчали из небольших деревянных колодок, примотанных к проволоке. Не сохранилось ни одного куска проволоки, изготовленной по патенту Смита, и вообще неизвестно, производилась ли она когда-нибудь промышленным способом.
Однако через год после Смита Майкл Келли, кузнец из Нью-Йорка, получил патент на двухрядную проволоку с ромбовидными колючками, закрепленными непосредственно на проволоке. Заборы, построенные из колючей проволоки, изобретенной Майклом Келли, до сих пор можно встретить в некоторых штатах США.
Другой изобретатель, школьный учитель из Иллинойса Джозеф Глидден, в J874 году запатентовал проволоку, названную «Победитель». Он использовал идею Келли и развил ее, получив патент на «стальную проволоку, на которую надеты заостренные отрезки этой же проволоки, свитые в форме пружин». Интересно отметить, что в 1930-х годах колючку, сделанную в СССР, так и называли - «тип Глидден».
Глидден совместно с компаньонами создал фирму по изготовлению колючей проволоки. Набранные им коммивояжеры были энергичными и предприимчивыми людьми. Особенно выделялся среди них Джон Гейтс, который проявлял чудеса изобретательности, чтобы доказать скотопромышленникам, что покупка его проволоки решит все их проблемы. Так, в 1876 году он специально выстроил на площади в городе Сан-Антонио, штат Техас, показательный загон из восьми рядов колючей проволоки Глиддена. Гейтс заключил пари с местными скотоводами, что им ни при каких условиях не удастся выгнать из загона своих бычков. И действительно, несмотря на горящие факелы и беспорядочную стрельбу, устроенную Гейтсом и фермерами для того, чтобы испугать животных, ни один из нескольких десятков бычков не захотел продираться через такую колкую изгородь.
Это было блестящей демонстрацией преимуществ предлагаемого товара, и усилия Гейтса не пропали даром: в тот день коммивояжер продал фермерам две сотни катушек своей колючки по 300 метров проволоки в каждой. Некоторое время спустя неугомонный Гейтс основал в Сент-Луисе собственную компанию, ставшую через несколько лет крупнейшим производителем колючей проволоки.
Активисты общественных и религиозных организаций называли колючку не иначе как «веревкой дьявола» и боролись за ее запрет. Они обосновывали свое требование тем, что домашний скот получает травмы, если пытается преодолеть такую изгородь. Их поддерживали некоторые скотопромышленники, имеющие небольшие земельные наделы и ратующие за свободный выпас скота.
И все-таки колючая проволока, дешевая и надежная, в конце концов, победила. Цифры, говорящие о росте производства колючки в США в конце XIX века, действительно впечатляют. Если в 1875 году в стране было изготовлено 270 тонн, то в 1900-м объем производства уже составлял 150 тысяч тонн в год.
На полях сражений
В военном деле колючая проволока впервые была использована армией США на Кубе во время испано-американской войны 1898 года.
На полях сражений начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение, например при защите крепости Порт-Артур в Русско-японской войне 1904-1905 годов.
Звездным часом колючей проволоки стала Первая мировая война. После короткого периода маневренных действий (с осени 1914-го по зиму 1915 года) фронты «зарылись в землю», и началось долгое, изнурительное позиционное противостояние. Миллионы снарядов тратились на то, чтобы пробить бреши в заграждениях из колючки.
В начальный период Великой Отечественной войны колючая проволока еще широко использовалась для построения рубежей долговременной обороны. Однако танки, применение которых стало по-настоящему массовым, прорывали заграждения, создавая проходы для пехоты. На тех участках фронта, где танков не хватало, эту работу выполняли саперные части, которые, создавая проходы на минных полях, должны были сделать такие же через полосы колючих заграждений, специальными ножницами разрезая проволоку и убирая ее с направлений атаки пехоты.
В Великую Отечественную войну гитлеровцы, строя на оккупированной территории концентрационные лагеря, обносили их рядами колючей проволоки, через которую пропускали электрический ток. По документам немецких архивов, в одном из таких лагерей погиб сын Сталина Яков Джугашвили, взятый в плен гитлеровцами в 1942 году. Он покончил жизнь самоубийством, бросившись на колючую проволоку, окружавшую лагерь. Этот факт был описан в рапорте начальника лагеря верховному командованию в Берлине.
Музейные редкости
В музее колючей проволоки со зловещим названием «Веревка дьявола», расположенном на ее исторической родине, в городе Маклин штата Техас, можно полюбоваться удивительными экспонатами. Музей был основан в 1991 году. Он посвящен различным событиям из истории колючей проволоки.
Экспонаты рассказывают о военном применении колючки, приспособлениях и инструментах, которые используются для изготовления и монтажа проволочных заграждений. В музее представлена наиболее полная коллекция редких экземпляров колючей проволоки, изготовленных во второй половине XIX века. В фондах музея имеется справочная библиотека с обширной патентной и другой информацией по тематике экспозиции.
Здесь вы обнаружите очень красивые, но и опасные экспонаты, например воронье гнездо, сделанное из нитей колючей проволоки самими пернатыми, ковбойскую шляпу, фрагменты колючки в форме букв латинского алфавита.
В Америке существует и другой музей колючей проволоки, созданный в небольшом городке Ла-Кросс, штат Канзас, в 1966 году. В музее есть даже «Зал славы» колючки. Там демонстрируются фрагменты Берлинской стены с колючкой наверху и фрагменты проволочных заграждений времен Первой мировой и вьетнамской войн. Создатели музея убеждены в следующем: «Колючая проволока сделала Америку Америкой. Без неб Дикий Запад остался бы навсегда диким».
Американцы изобрели и первыми применили колючую проволоку. Но еще они были первыми, кто стал ее коллекционировать. Специалисты различают свыше 1500 разновидностей. Некоторые редкие образцы ценятся на аукционах очень высоко: так, минимальные коллекционные размеры отдельных видов проволоки длиной 0,5 метра могут стоить до 250 долларов США.
Как совсем недавно выяснилось, колючую проволоку не только коллекционируют, но и... крадут. В аэропорту Кракова задержали туриста из Франции, в багаже которого были обнаружены два куска старой колючки. Турист объяснил ее наличие тем, что он взял это «на память» из ограждения в лагере Освенцим, где в настоящее время размещен мемориал. Украденная проволока и любитель сувениров после его задержания были отправлены в Освенцим для выяснения всех обстоятельств этой кражи, и впоследствии турист был приговорен польским судом к штрафу и выдворен из страны.
В Европе людей, коллекционирующих колючую проволоку, почти нет. Нет и музеев колючей проволоки. Так что это чисто американское хобби.
Европейцев, переживших ужасы двух мировых войн, можно понять: им не хочется иметь в своих домах вещественные свидетельства тех трагических лет.
(с) Генрих Тумаринсон