среда, 28 августа 2013 г.

Близкая Шамбала


Людям свойственно искать что-то, чего, возможно, никогда не было на свете. В разное время искали Землю обетованную, Атлантиду, царство пресвитера Иоанна - да мало ли что еще. Иногда возникала путаница, ибо люди способны фантазировать и обладают речью, а слова меняют смыслы, то есть не только люди «играют словами», но и слова, в том числе названия мест, можно сказать, «играют людьми».

В конце XIX века у людей появился новый объект для поисков: Шамбала. В Европе про Шамбалу впервые услышали в 1627 году от двух иезуитов. Они бродили по Южной Азии, развлекая туземцев рассказами об Иисусе и потустороннем мире, а им отвечали, что, дескать, спасибо, у нас уже есть Шамбала, место пребывания Великих Учителей. И показывали пальцами на север. В дальнейшем Шамбалу искали в пустыне Гоби, в Гималаях и на Памире, но в те времена эти места не только не были изучены, но даже не были открыты, а потому ни испанские, ни португальские и никакие иные власти отправлять неведомо куда экспедиции ради поиска иноверческого рая не стали.


В погоне за мечтой

Но люди мечтательные, склонные к философствованиям, заинтересовались! А если есть спрос, то рано или поздно поступит предложение. В XVIII веке появилась инструкция о том, как попасть в буддийский рай: «История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Сочинил ее тибетский лама Лобсанг Палден Еше.

Надо овладеть искусством созерцания и медитации, учит лама, потому что путь в Шамбалу не внешний, а внутренний. Давно забывшие, что когда-то их собственные жрецы тоже «уходили в себя», ради вящей медитации откушав баюн-травы, европейцы как откровение приняли, что на пути увидят чудовищ, крылатых львов, демонов и прочие ужасы. Они не поняли, что это о внутреннем, о путешествии к потустороннему миру во снах, а решили, что и на самом деле где-то в Азии живут крылатые львы и демоны. Умозрительная «страна» стала в умах людей приобретать черты «реальности».

Алиса Бейли, одна из первых, кто ввел Шамбалу в эзотерические построения, не считала ее обычной страной в ряду других, а полагала, что это название места на Земле, где планетарный Логос фокусирует свои энергии. Елена Блаватская учила, что здесь родится грядущий Мессия, имя которого неизвестно, а прежде его звали Вишну, Будда, Христос и пр., и что в Шамбалу попасть можно, но путь открыт не каждому.

Судя по писаниям этих теоретиков, поиски на Земле «реальной Шамбалы» имели бы не больше шансов на успех, чем поиски христианских ада или рая.

Поисковики-практики

В XIX веке Азию начали активно исследовать: с севера в ее центр Русское географическое общество и Главный штаб Российской армии отправили более двадцати экспедиций. Пржевальский, Обручев, Грумм-Гржимайло, Семенов-Тян-Шанский и другие не искали Шамбалу, а занимались маршрутной съемкой, астрономическими и прочими наблюдениями, собирали коллекции растений и минералов.

А с юга Азию колонизовали англичане, и вопрос, кто будет контролировать центр континента, обострялся год от года. Едва не доходило до перестрелок.

В 1904 году британцы вторглись в пределы Тибета, взяли Лхасу. Далай-лама бежал в Монголию, где обсуждал с русскими планы эмиграции в Бурятию. Между тем Петербург после поражения от британского союзника, Японии, свернул активность в регионе и признал многие земли британской сферой влияния. О Шамбале, разумеется, и речи не было, и вдруг новый поворот сюжета: буддисты объявили Шамбалой... Россию!

В России буддизм был признан официальной религией в 1741-м указом императрицы Елизаветы Петровны. И вот в XX веке бурятский монах Агван Доржиев, советник тринадцатого далай-ламы, ввиду давления англичан, убедил своего шефа обратиться к царю за помощью, уверяя его, что Шамбала - это и есть Россия. Ведь Шамбала, по легенде, расположена к северу от Тибета - и Россия тоже!

Обратились к Николаю II, но к этому времени Россия и Англия сговорились о Тибете так: вместе поддерживать его независимость и нейтральность, вступая в отношения с далай-ламой исключительно при посредничестве китайского правительства. И хотя Англия этот договор явно нарушала, буддисты не добились в Санкт-Петербурге политических успехов. Зато получили разрешение строить здесь свой храм (дацан).

Дацан открыли в 1915 году, а в комитет по его строительству входил русский художник Николай Рерих.

Экспедиция Николая Рериха

Николай Рерих «заболел» Шамбалой и в 1924-1928 годах, в компании с сыном Юрием и женой Еленой, побывал в Китае, Монголии, Тибете и много где еще. По ходу дела он изучал растения и языки, писал картины, но прежде всего искал Шамбалу. Он имел старинный «путеводитель по Шамбале», где говорилось, что это внутренний духовный поиск, но при этом все же расспрашивал всех встречных-поперечных, где тут у них Шамбала, и позже писал, что лично слышал бесчисленные истории о ней. Конечно, если многих спрашивать, от многих и услышишь.

Рерих прибыл в Тибет как представитель американской буддистской организации. Ожидая встречи с далай-ламой, он просил изготовить и прислать ему из Америки орден «Будды Всепобеждающего», чтобы наградить первосвященника. Но осенью 1927 года экспедицию задержали тибетские власти, пришлось несколько месяцев терпеть снег и морозы, а встреча с далай-ламой не состоялась! Как только художник вырвался в цивилизованные места, так сразу отписал Буддистскому центру в Нью-Йорке, что лама неправильный и надо бы от него отмежеваться.

Шамбалу Рерих не нашел. Это не помешало ему в своей книге описать ее как святой город к северу от Индии. Ну и заодно, чтобы не пропали зазря бесчисленные истории встречных-поперечных, он отметил явное сходство Шамбалы с Туле - страной, скрытой на Северном полюсе, и о несомненной связи Шамбалы с подземным царством Агарти, куда идет подземный тоннель под Гималаями. Философа совсем не смущало, что никто и никогда не видел Туле и того царства, и не бродил по выдуманному тоннелю.

В отличие от Америки, Россия в тот момент не могла посылать в Азию экспедицию на десятках верблюдов, а потому в путь отправился один человек, зато какой: чекист Яков Блюмкин, полиглот и авантюрист. О проекте знала верхушка ВЧК, а главным идеологом выступал Барченко, фанатик Шамбалы. Он даже пытался заинтересовать Политбюро ЦК ВКП(б), наверное, из тех соображений, что пролетарскую революцию в Азии устраивать некому из-за отсутствия пролетариата -так почему бы не опереться на монахов? Позже эту идею похоронили вместе с большинством причастных.

Блюмкин, прикидываясь то дервишем, то бродячим буддистом и собирая разведданные, дошел до Тибета, присоединился к экспедиции Рериха и произвел на него столь сильное впечатление, что получил прозвище «молодой лама». Художник даже написал картину «Весть Шамбалы», где изображен «лама Яков».

Известный борец с большевиками барон фон Унгерн-Штернберг в 1920-м увел свое войско из России в Монголию. Там ламы рассказали ему об Агарти - подземном царстве, находящемся под Монголией. Барон идеей проникся и уже полагал, что понял душу местного населения. Но противостоявший ему Сухэ-Батор, просоветский вождь монголов, оказался более продвинутым мистиком: поднимая своих бойцов на битву с «черным бароном», он обещал им, что, погибнув в битве, в следующей жизни они переродятся воинами Шамбалы. Такая перспектива вдохновила героев, и они, разгромив Унгерна, взяли столицу Монголии Ургу (ныне Улан-Батор). Правда, им немного помогла Красная армия.

(с) Леонид Москвин