понедельник, 17 февраля 2014 г.

Письмо молодому психотерапевту


Каким должен быть хороший психотерапевт? Этот вопрос задают все чаще. В поисках ответа мы обратились к книгам Ирвина Ялома (Irvin D. Yalom) и представили себе письмо, которое он мог бы написать начинающим коллегам. А затем попросили дополнить его экспертов.

Дорогой коллега, дорогой друг, вы только начинаете свою карьеру. А для меня это сорок шестой год практики, и моим пациентам снится, как покрывается паутиной моя шляпа, оставленная в кабинете. Время идет. Время не ждет. Поэтому я хотел бы поделиться своими знаниями, и как можно скорее. Даже если все, что я могу вам посоветовать, - это «созревать в своем темпе, серьезно, спокойно», не ожидая извне «ответов, которые могут родиться только из вашего самого сокровенного чувства, в час глубокого сосредоточения», как писал Рильке в «Письмах к молодому поэту», которые я так люблю.


Постарайтесь отказаться от диагнозов и медикаментозного лечения - этих навязчивых идей, которые сегодня искажают нашу профессию. Разработки фармацевтов не дадут ответа на главные вопросы бытия, которые беспокоят тех, кто приходит к нам за советом. Мы не найдем этих важных вопросов в учебниках по психиатрии среди схем и таблиц, замысловатых, как меню в китайском ресторане. Наша работа - помочь пациенту постепенно раскрыться: перед нами, но прежде всего перед самим собой. Диагноз сужает ноле зрения и мешает видеть человека. Пытаясь найти универсальный подход, который годится для всех, мы упускаем из виду творчество и индивидуальность, забываем о том, что психотерапия - не только лечение, но и приключение.

Помните, секрет успеха не столько в том, чтобы разрешить загадки жизни, сколько в том, чтобы создать прочные отношения с тем, кто сидит в кресле перед нами. Эти отношения и станут настоящим средством исцеления. Да, именно так! Я убежден, что отношения с другими людьми воздействуют на человека ничуть не меньше, чем его собственные внутренние импульсы, открытые Фрейдом. Установите контакт - и вы увидите, как пациент обнаруживает свои трудности, тревоги, подавляющие его запреты и нереализованный внутренний потенциал. Не придавайте слишком большого значения прошлому пациента: «здесь и сейчас» имеют в доверительных отношениях ничуть не меньшее значение. В любом случае он заново отыграет в отношениях с вами то, что его когда-то затронуло. В этих отношениях все обязательно всплывет: и текущие проблемы, и глубоко запрятанные травмы...

Не упускайте из виду цель: устранение симптомов, облегчение страданий пациента, с одной стороны, и его личностное развитие, значительные перемены в характере, во взгляде на самого себя и окружающее - с другой. Ради этой цели соблюдайте рамки, придерживайтесь правил, которые вы установите в работе с ним, но не зацикливайтесь на теории. Скажите «нет» формальностям! Каждая жизнь уникальна, и в терапии необходим особый подход к каждому пациенту. Многие писали о том, что в ходе терапии следует избегать чрезмерной доверительности. Однако по опыту я знаю, что, когда терапевт открыто отвечает на личные вопросы, которые пациент захочет ему задать, это позволяет значительно продвинуться в терапии. Помните об этике нашей профессии: никогда не вступайте в интимные отношения с пациентом. В остальном ни от чего не отказывайтесь. Наблюдайте: как пациент ведет себя, входя в кабинет, какие замечания делает насчет обстановки, или вашей внешности, или гонорара. Отвечайте ему: расскажите, как вы относитесь к его замечаниям и к тому, что он делает, дайте ему представление о том, какие реакции он вызывает своими словами и действиями. Зачем? Смысл вот в чем: так вы покажете пациенту образ его самого, отличный от того, который у него сложился (или не сложился); вы поможете ему осторожно заглянуть за то зеркало, в которое он давно уже упирается.

Прислушивайтесь к снам пациента: берите от них что только можно, собирайте их. Это бесценный источник для исследования творческого потенциала, фантазии, поэзии человека. Расставляйте акценты: в конце сессии спросите пациента, что он пережил, что произошло за истекшее время, по его мнению.

Работайте! Очень полезно делать заметки но ходу сессии - темы разговора, впечатления, моменты сомнений - и перечитывать их накануне следующей встречи. Сделайте паузу между пациентами, чтобы подготовиться к предстоящему приему. Я бы советовал минимум 10 минут перерыва. Вы не робот. Не сковывайте себя, не поддавайтесь соблазну заработать больше, не разбрасывайтесь. Эмпатия - ваше призвание, вы не имеете нрава относиться к нему небрежно. Не истощайте своих сил. Не доводите себя до изнеможения. Регулярно проходите курс психотерапии, чтобы восстановить свои внутренние ресурсы, а также не забывайте о пище для ума и души, дорогой коллега. Живопись, скульптура, музыка, философия, поэзия... Хороши все средства, особенно те, которые раздвигают ваш горизонт, увеличивают знания, открывают перед вами глубины человеческой психики, в которой скрываются неисчислимые возможности исцеления. Потому что мы - хранители тайн. А тайны способны причинять боль.

Искренне Ваш.

* * *

Общаться на равных
Вадим Петровский, психолог-консультант

Существует, мне думается, четыре слоя консультирования. Первый я называю «креатив-партнерством». Это совместный ответ на вопрос «Что делать (сегодня, завтра)?». Уже после первой встречи клиент почувствует: дело идет. Второй -формирование «общего тезауруса», «информации к размышлению». Вы кое-что знаете сверх того, что известно умному попутчику с верхней полки в вагоне поезда дальнего следования. Факты и знания должны работать; они - нетривиальны, информативны, экзистенциально значимы. Третий - «моделирование ситуаций» и «новая драматургия общения». Иногда важно вернуться в ситуации, где складывались деструктивные сценарии поведения, и перерешить устаревшие решения. Четвертый - это общение «Я - Ты». Не рассказывайте о себе в форме притчи. Рассказывайте именно о себе. Конечно, что значит «Я -Ты», не знает никто... Но... Помедитируйте на эти слова: «Я - Ты»! Может быть, что-то почувствуете... Совет начинающим: на сеансе не нервничайте! Если вам показалось, что ничем не помогли, и ваш клиент думает так же, откажитесь от материального вознаграждения.

Избегать роли Спасателя
Людмила Петрановская, возрастной психолог

Отечественным психологам и людям помогающих профессий важно учитывать: в нашем коллективном бессознательном роли Спасателя и Агрессора сближены. При слове «забота» на группах многие берутся рукой за горло, будто их что-то душит. Наши системы помощи и поддержки долго были системами насилия, с концлагерными нравами, унизительными правилами -вспомнить хоть роддом, хоть больницу, хоть пионерлагерь. От каждого, кто ассоциируется с помощью - а значит, с нашей беспомощностью и зависимостью, - мы ждем насилия. Любой помогающий опасен. А если это его профессия, опасен вдвойне, ведь он «приемчики знает». Отсюда неприязнь к психологам, с которой приходится сталкиваться. С другой стороны, и сами хелперы часто попадают в эту ловушку, начиная «причинять добро» всем, кто не успел убежать. Важно это в себе отслеживать. Спрашивать себя: я сейчас кого бегу спасать? меня просили? если просили, то о чем конкретно? Договорные отношения трудно даются в нашем краю патернализма и стертых границ. Тут нужна профессиональная бдительность и ответственность.

Слушать и слышать
Виктор Каган, психотерапевт, доктор медицины

Не интересен сам себе - не садись в кресло терапевта. Пациент не носитель симптомов, а сгусток переживаний. Реальность терапии - переживания, они гибнут в холоде рассудочности. Искусством терапии овладеть нельзя, но овладевать нужно. Путь к искусству терапии лежит через ремесло. Ремесло не набор техник, а умение свободно и творчески использовать их. Главный инструмент терапии - умение слушать и слышать, что на самом деле говорит пациент. Не мешай пациенту слушать и слышать себя самого. Не смотри на пациента сквозь очки морали и не учи его жить. Иди вместе с пациентом, не ходи вместо него, не будь Тяни-толкаем. Тайна, неопределенность - воздух терапии. Не знаешь, что делать? Сделай тишину и послушай ее. Уважай право пациента на боль и страдание - они огонь жизни: помогай пациенту поддерживать его так, чтобы он не становился пожаром. Главная ошибка - не взятые у ошибки уроки. За успех отвечаешь на 100% ты и на 100% пациент: не перекладывай на него свою ответственность - Боливару не вынести двоих. Тебе платят не за время, а за то, что ты в это время сделал. Много ты умеешь или мало -делай хорошо, что умеешь.

Соблюдать методику
Анна Варга, системный семейный психотерапевт

Помните: работая с семьей, вы имеете дело с реальной группой людей. Это не то же, что терапевтическая группа, которая собралась специально для участия в психотерапевтическом проекте, или один человек, обратившийся за помощью. Члены семьи могут по-разному относиться к психотерапии. Кто-то видит необходимость в ней, кто-то нет. Так что вы имеете дело с мотивированными и немотивированными людьми одновременно. Семья - разновозрастная группа, в ней могут быть и старики, и дети, и подростки. На сеансе они присутствуют все, и вы общаетесь с ними со всеми сразу, это не просто. Не полагайтесь на идею, что психотерапевт работает «своей личностью», используйте методики и техники, изобретенные основоположниками семейной психотерапии. Они помогут вам вовлечь всех членов семьи в общение, создать мотивацию у того, кто не хотел обращаться за помощью, и некое общее рабочее понимание для всех. Обязательно заключайте психотерапевтический контракт. Убедитесь, что всем членам семьи понятно, зачем они посещают психотерапевта и какой цели они достигнут в итоге. 

(с) Ольга Сульчинская