Согласно различным социологическим опросам, свыше 70%, или 100 миллионов, россиян смотрят телевизионные сериалы. Сегодня по российскому телевидению в среднем транслируется около 50 сериалов в день. Учитывая, что телевидение обеспечивает полный охват населения страны, не удивительно, что 10 из 13 россиян находятся в «сериальной» зависимости.
Удобный концентрат эмоций
Смотря сериалы, играя в компьютерные игры, ползая ночами по социальным сетям - что мы ищем? На что надеемся? В чем нуждаемся?
Кто-то скажет, что хочет просто отвлечься, но мы-то знаем - просто так ничего не бывает, у всего есть причина, и в данном случае она настолько глубокая, что нам самим абсолютно невидима. Если мы хотим отвлечься, почему тогда выбираем столь разные способы? Одни предпочитают мелодрамы, другие - криминальные детективы, третьи - фантастику, драму, мыльные оперы, боевики или порнофильмы. Потребляя все это, независимо от жанра мы получаем концентрат эмоций, которых зачастую не можем испытать в реальной жизни.
Клерк не может отравить своего начальника или коллегу, но очень, очень хочет. Накопленная злость просто раздирает его, но может найти себе примирение только в криминальном или детективном сериале, герои которого расправляются с обидчиками, а наш герой может кайфовать от этого, лежа на диване с пивом и бутербродом.
Одинокий мужчина может удовлетворить свое сексуальное желание только при помощи порно, потому что «живая» партнерша ему недоступна в ближайшие несколько месяцев или даже лет. Глупо говорить ему, что он неправ, бездарно распоряжается своей жизнью и должен обязательно пойти искать девушку своей мечты. Пока он будет ее искать, нереализованное сексуальное напряжение доведет его до такого состояния, что любая потенциальная пассия испугается его напора, сопровожденного внутренним надрывом.
Вампирские фэнтези и прочее мракобесие погружает зрителя в придуманный мир и помогает пережить те эмоции, которые ему недоступны в реальности, а если доступны, то явно не в таких «повышенных дозах», как на экране.
Мелодрамы и драмы приковывают внимание женщин, девушек и бабушек. За 20-40 минут герои переживают столько чувств, сколько обычный человек не испытает за несколько месяцев и даже лет. Рутинность и ответственность в повседневной жизни делают наши эмоции слабее, мы вынуждены продумывать, предсказывать, анализировать. И главное - «платить» за позитивные эмоции, полученные от других людей. Если в жизни у нас есть друг, который уделяет нам время, то и мы должны помогать ему, и зачастую - когда нам это совсем не удобно.
Сериал же мы можем в любое время включить и выключить, то есть дружить, сопереживать, увлекаться, смеяться, интересоваться только тогда, когда нам это удобно. Такое препровождение времени еще и совершенно бесплатно, не требует ничего взамен. И главное - мы знаем, что те, кто на экране, нас не обидят, не предадут, не подставят. Мы полностью контролируем общение с экранными друзьями, любовниками, мужьями и детьми, в то время как реальные персонажи, населяющие нашу жизнь, порой приносят нам много боли, тревог, опасений и далеко не всегда веселят, расслабляют и возбуждают.
Тьфу на тебя три раза!
Современным людям в мегаполисе нет друг до друга дела, поэтому новые технологии так гармонично вписались в нашу жизнь. Возможно, появись они лет сто назад, люди не заинтересовались бы ими, но сейчас, в эпоху тотального индивидуализма и эгоизма, каждый хочет сам решать, чем ему заняться. При этом желания двух и более людей редко совпадают. Но ты всегда можешь написать в социальные сети, а через два дня получить комментарий от того, кто совпал с твоим настроением. Или включить сериал, которой готов развлечь тебя, в то время как все другие заняты своими проблемами.
Если углубиться в эту параллельную реальность, мы поймем, что она не с небес на нас свалилась, ее создают люди, такие же, как мы. Все компьютерные игры, социальные сети и сериалы созданы людьми из самой жизни. С развитием эволюции социальная коммуникация от индивидуальной переходит к массовой, один человек, написавший сериал или игру, вступает в контакт с тысячами и миллионами людей одновременно. Так же, как раньше писатель. Он одним махом удовлетворяет потребность большого количества людей в контакте.
Если говорить словами Карла Роджерса, то независимо от того, с чем или с кем контактирует человек, он все равно общается сам с собой. Для нашего подсознания неважно, реально мы «замочили» старуху процентщицу или виртуально, болтаем мы с реальной подружкой или вымышленной, экранной.
Смотря на свои виртуальные зависимости с этой стороны, мы можем легко понять, что же нам действительно нужно: внимание других, когда мы каждый час пишем про своего кота в соцсетях, сильные любовные чувства, дружба и соучастие, или кровавая расплата с обидчиками, или, может, вампирский слет.
Теперь, узнав о своих потребностях, мы можем понять, реально ли испытать эти эмоции в жизни. Можно ли постоянно заводить новые страстные романы, чтобы испытывать любовный адреналин? Или действительно замочить начальника? Слетать с ведьмами на шабаш? Пережить еще раз первую любовь? Или все-таки испытать эти эмоции в безопасной среде?
Кривая призма восприятия
Раньше у людей не было выбора. Они были вынуждены жить с тем, с кем не нравится, общаться с соседями по коммуналке. И если в этом кругу не суждено было встретить кого-то по душе, то человек был обречен мучиться всю жизнь или писать длинные любовные письма в другой город тому, кого видел один-единственный раз в жизни и, может, больше не увидит никогда. То ли дело сейчас: зашел в «Фейсбук» - и, пожалуйста, выбирай, кого хочешь!
Но парадокс заключается в том, что даже здесь человек находит только тех, кто отражает его. Если кто-то привык носить черные и серые цвета, то в какой бы магазин он ни зашел, везде будет видеть только их. Остальные для него просто не существуют как подходящие и привлекающие внимание. Наша призма восприятия как трафарет: если она квадратная, то другие формы через нее не проходят и, следовательно, незаметны нам.
Говоря языком гуманистической психологии, важно не то, на что мы смотрим, и то, с кем контактируем, а то, как мы это воспринимаем. Мы не только живем с нашими паттернами и установками, с ними же мы и играем в компьютерные игры, и смотрим сериалы.
Если человек страдает от каких-то назойливых неприятных убеждений, идей или людей в своей коммуналке, то он найдет их и в экранном мире. Так что совсем убежать от реальности все равно не удастся. И сам человек достаточно быстро понимает это.
Наркотические зависимости и алкоголь столь опасны, потому что меняют восприятие. «Под кайфом» человек по-другому видит мир, и его больше не волнует то, что сильно беспокоило в трезвом состоянии. Но никакая внешняя, пусть даже полностью искусственная среда не способна изменить восприятие. Если, конечно, мы не говорим о детях и подростках, чье восприятие формируется под воздействием любой внешней среды, будь то реальность или экран.
Единственный вред, который может причинить виртуальность, - это социофобия (боязнь контактов с реальными людьми) и банальная лень.
В Японии создаются целые государственные программы по выводу людей из дома. Люди не хотят покидать обжитые виртуальные миры у экранов компьютеров и телевизоров. Возможно, это и есть новый виток эволюции, ведущий к большей независимости индивидуума? Говоря о деградации, стоит вспомнить греческих философов пятого века, твердивших о деградации общества еще тогда. Между тем человечество продолжает развиваться, и пути назад нет.
Медитация иди зависимость?
Если мы ассоциируем себя с какими-то героями, то в сериале можем найти решение своей жизненной задачи, спонтанно получить ответ на злободневный вопрос, выйти из замешательства, переключив внимание со своей проблемы на что-то иное.
Ученые доказали, что просмотр одной серии сериала сродни медитации, вы сидите на одном месте неподвижно, не думаете, не анализируете, а просто созерцаете.
Было установлено, что у заядлых зрительниц происходит стойкое изменение суточного стереотипа поведения: в строго определенное время в течение многих месяцев они переключаются от повседневной деятельности в вымышленный мир. Перед просмотром сериала проводилась запись 100 кардиоинтервалов - пауз между сокращениями сердца, а затем во время просмотра через каждые 10 минут записывали еще по 30 кардиоинтервалов у каждой обследованной женщины. Изучались также работа пульса, индекс напряжения - показатель, свидетельствующий об активации системы гипофиза - надпочечников и выбросе стрессовых гормонов в кровь. После просмотра серии организм приходил в нормальное состояние, а индекс стресса снижался.
Конечно, следует отметить, что экранный контент бывает качественный и не очень. Качественные сериалы поддерживают наши понятия о добре и зле, напоминают про основные ценности, могут развить чувство юмора и расширить палитру восприятия сквозь призму разных характеров и судеб. Некачественный контент создается для массы, так сказать для поддержания зависимости. Экранная зависимость похожа на алкоголизм тем, что алкоголик употребляет спиртное любого качества и вкуса, лишь бы не трезветь. Так же зависимый от экрана готов потреблять любую сериальную, игровую и фейсбучную гадость вплоть до пересылки писем счастья, лишь бы не возвращаться в реальность, к своим чувствам, проблемам и потребностям.
Народная терапия
Виртуальные сети профессионалы давно уже именуют «народной терапией».
Здесь есть и сообщества по интересам, и поддерживающие в проблемах группы, знакомства, даже троллинг для выброса негативных эмоций и стимуляция творчества, которое именно здесь может найти своих почитателей. Издатели уже несколько лет публикуют тех авторов, которые состоялись в Сети. Кстати, Пауло Коэльо - один из них. По результатам опросов, новостные личные блоги у людей вызывают больше доверия, чем новости по телевизору, именно они формирует независимую позицию гражданского общества.
Получая подтверждение своих мыслей и идей в Сети, человек становиться более уверенным в реальной жизни, а виртуальные знакомства перерастают в браки и бизнес-партнерство.
Социальные сети - отражение реальных потребностей людей на данный момент. Ханжеское осуждение их говорит о том, что другие люди не хотят меняться в ногу со временем, расширять горизонты общения и восприятия.
Поэтому, увидев, что ваш виртуальный друг каждый час бросает в свой твиттер пост про кота, не считайте его сумасшедшим, а задумайтесь, почему он это делает. Возможно, именно этот контент воспринимается дружелюбно сообществом и получает от него одобрение. В противном случае через день пользователь меняет тематику постов, чтобы его заметили. Дополняя свою реальность виртуальным измерением, мы уже живем по ее правилам.
(с) Анна Андрианова