Город - невероятное изобретение человечества, а большой город -просто захватывающее дух создание. И у каждого жителя есть свои открытые и интимные отношения с местом, где он живет.
Наблюдать за людьми в городе - занятие бесконечно увлекательное и познавательное. С одной стороны, каждому кажется, что он уникален, но наше поведение в большей мере зависит от обстановки и других людей. Давайте пройдемся по бульварам и проверим те исследования, которые успели сделать в мегаполисе психологи.
Тротуары, тротуары
Это место наших пешеходных прогулок или банальная дорога от офиса к офису. Когда-то пешеходам тут уделялось большее внимание, но с начала XX века ширина тротуаров неизбежно уменьшалась. А как мы по ним ходим? По правилам мегаполиса - быстро. Но, заметим, мужчины стремительнее женщин. А вот последним на заметку: чем быстрее движется вероятный объект интереса, тем выше его социально-экономический статус. Все мы в полдень идем медленнее, чем утром и вечером, а в холодный день ускоряемся на 35%. Проверено: в Нью-Йорке люди с покупками идут из магазинов быстрее, чем на других улицах. С чем это связано - непонятно. Может быть, как ближайшие сородичи-приматы, пытаются скрыть добычу?
Мы не любим идти рядом с незнакомцами и стараемся либо обогнать их, либо замедлить шаг. Если два пешехода проходят слишком близко друг к другу, то большинство женщин отворачивается от проходящего, а большинство мужчин поворачивается к нему. Это и понятно - встречать потенциальную опасность лицом к лицу свойственно представителям сильного пола. Не лишне знать при пеших «маневрах», что люди начинают вас обходить на расстоянии от 5 метров до 50 сантиметров.
Если вы видите большую и нелепую компанию, которую трудно обойти, то это, скорее всего, туристы, изучающие окрестности. «Группообразование» в городах не так уж и спонтанно. Известно, что на каждого одинокого пешехода приходится группа из двух и более людей, то есть каким-то невероятным образом создается особый уличный «ритм».
Именно на улицах у вас есть возможность развить свою наблюдательность. Вот, например, как определить, что человек в наушниках слушает собеседника по телефону, а, скажем, не музыку? Оказывается, просто: когда люди говорят по телефону, они замедляют шаг, а когда слушают музыку - ускоряют.
А еще мы не любим банки. Ученые выяснили, что мимо одного магазина в центре Нью-Йорка проходит 39 000 пешеходов. Но по мнению хозяина магазина, в этом нет ничего хорошего для бизнеса: «Дело в том, что по соседству находится вход в банк, а когда люди идут мимо банка, они ускоряют шаг». И только пройдя еще три-четыре магазина после банка, пешеходы возвращаются к нормальному ритму ходьбы. Присмотритесь внимательнее, может быть и вы обнаружите интересные закономерности.
Переправа, берег левый - берег правый
Перекресток-важнейший элемент города. Он тоже имеет для нас особое значение. Обычно именно на перекрестках мы прощаемся с другом, с которым шли вместе по пути. Чаще всего именно на углу одного из зданий люди разговаривают по мобильному. Это место для паузы при красном свете светофора. В восточных городах именно здесь кучкуются люди, желающие себя показать и других посмотреть.
В неблагополучных районах американских городов уличные банды оккупируют перекрестки, потому что они дают хороший обзор, имеют больше путей отхода в случае полицейской облавы. Если вы занимаетесь торговлей, то тут самое удачное место для раздачи листовок.
Ваш ход - пешеходный переход
Вы замечали, что некоторые светофоры в Москве сделаны не для пешеходов? Красный свет горит, например, 120 секунд, а зеленый - 15. Математическое моделирование показало, что когда время ожидания светофора достигает 90 секунд, при плотности, превышающей 7 человек на квадратный метр, пешеходы чувствуют себя дискомфортно. Оптимальный интервал - примерно 45 секунд ожидания. Однако лучше определять период ожидания локально для каждого перекрестка. Кстати, учтите: обычно люди для избегания столкновения со встречным принимают вправо. Но на переходе через улицу работает другой алгоритм: две группы встречаются в центре и расходятся, обтекая друг друга диагональными линиями.
Переведи меня через майдан
Журналист и урбанист Уильям Уайт в течение нескольких десятков лет изучал городскую жизнь. Он разговаривал с людьми, делал заметки, измерял скамейки и ограды, лужайки и подсчитывал людей на площадях. Ученый заметил, что возможно создавать такие места, где люди улыбаются, становятся счастливее, невзирая на урбанистическую мрачность жизни. Уайт участвовал в проектировании Брайан-парка в Манхэттене. Он знал, какие публичные пространства становятся работающими, будто притягивающими людей, а какие - убивают активность.
Вот некоторые из его наблюдений из книги «Социальная жизнь небольших публичных пространств»:
- Самые популярные места отмечены социальной жизнью: здесь больше групп людей, пар. Если хотите хорошо провести время, отправляйтесь в те места, где число групп составляет около 45%.
- Одинокие люди стремятся в более многолюдные места.
- Будьте внимательны к присутствию женщин. Если в парке или на площади их менее 30% (при распределении по полам в этом районе 50% на 50%), то здесь не все благополучно, а если более 60% - пространство воспринимается позитивно.
- Влюбленные часто сидят на площадках - не обязательно на задних скамейках, но и впереди. Могут на виду у всех целоваться и обниматься.
- Больше всего, как показали наблюдения, нас привлекают незнакомые люди. При опросах многие отмечают, что они устают от общения с коллегами по работе и стремятся отдохнуть от них, однако их поведение противоречит сказанному.
- Люди, разговаривая на ходу или останавливаясь, стараются быть центром толпы. Это происходит неосознанно. Их толкают, обходят, но положение беседующих не меняется. Также им нравится находиться рядом со столбами, статуями, бордюрами и фонтанами. Но большинство очень редко выбирает середину открытого пространства.
- Многие любят сидеть вблизи интенсивного движения людей. Иногда настолько близко, что создают неудобства.
Эти шаблоны поведения делают мегаполисы похожими друг на друга. Главный фактор сходства - размер поселения. В небольших городах плотность меньше, пешеходы ходят медленнее и характеристики социальной активности большого города проявляются слабее. Вопреки культурным различиям люди в больших городах разных стран ведут себя очень похоже, отличаясь от своих соотечественников из небольших поселений.
Как сделать место популярным
Не жителям столицы объяснять, как важны для общения общественные места. Ученые много раз пытались выявить закономерности, которые делают их популярными. Уже известно, что на популярность особенно не влияет размер, форма, эстетика площадок. Выяснилось, что самый главный фактор - сидячие места, они буквально оживляют местность. Этот факт, кстати, отметили не только исследователи, но и жители многоэтажек. Во избежание «тусовок» сомнительных личностей у подъезда они старательно «выкорчевывают» лавки, кресла, пеньки.
Но если вы хотите создать обратный эффект - ставьте их. Места для сидения должны быть удобны и особенно социально комфортны. Люди должны иметь выбор - присесть ли им впереди, сбоку, сзади, в тени, на солнце, с группой приятелей или одному в сторонке.
Кроме скамеек, можно сделать шире различные уступы, чтобы на них можно было присесть. Скамейки лучше выбирать со спинкой и подлокотниками. Стулья вместо скамеек - еще одно интересное решение, потому что их можно легко двигать. Люди обычно так и делают - немного отодвигают кресло прежде, чем сесть на него, а потом придвигают обратно. Эти движения важны для человека: они означают возможность автономии и приносят удовлетворение.
Зафиксированные индивидуальные сиденья - наоборот, воспринимаются гораздо негативнее. Социальное расстояние - вещь очень капризная, неуловимая и постоянно меняющаяся, а расстояние между такими сиденьями неизменны. То, что нравится влюбленным, совсем не подходит знакомым и вообще незнакомым людям. Мы можем сидеть близко друг к другу в театре, но там это признаваемое ограничение, во многих других местах оно не работает.
Не стоит забывать и о воде, которая должна присутствовать в виде фонтанов, ручейков, бассейнов. Люди к ней тянутся, любят трогать ее и слушать звуки тихого журчания или шумного водопада.
Остается еще один шажок - чтобы оживить место, надо добавить туда еды. Магия этого действа проста. Во-первых, продавцы еды сами тестируют места и выбирают лучшие точки. Во-вторых, если расставить пластиковые раскладные кресла, столики, установить зонтики и кафе - общественное место сразу оживет. Достаточно порой просто поставить стол с закусками или аппарат по продаже напитков. Еще немного рекламы, и наслаждайтесь самым любимым делом людей - совместным времяпровождением и общением.