среда, 29 октября 2014 г.

Тэд Уильямс. Грязные улицы небес

Тэд Уильямс. Грязные улицы небес
Долориэль по прозвищу Бобби Доллар - ангел-адвокат, чья задача на Земле — встречать души умерших людей и выступать в качестве их защитника на Последнем суде. Неожиданно одна из душ пропадает прямо перед слушаниями. Событие привлекает внимание высших чинов ангельской и демонической иерархий, а Бобби оказывается втянут в хитросплетение интриг.

Тэд Уильямс - автор для российского читателя не новый, а потому предвкушения от нового цикла городского фэнтези у автора этих строк были сформированы задолго до того, как книга попала ему в руки. Что общего у всех предыдущих книг Уильямса? Что объединяет эпическое фэнтези «Орден манускрипта» и «Марш теней» с «Иноземьем» — НФ о виртуальных реальностях? Все эти книги очень медленные, неторопливые тягучие... Какую книгу Уильямса ни возьми, его манеру письма невозможно перепутать ни с какой другой.

Так вот, забудьте всё, что было раньше! «Грязные улицы небес» по стилистике не имеют ничего общего с предыдущими работами автора. По большому счёту, если бы на обложке не стояла его фамилия, невозможно было бы догадаться, что роман написан именно им. Простые предложения, динамичное повествование, не слишком тщательно проработанные герои - это не Тэд Уильямс, а Саймон Грин какой-то! Однако постепенно в тексте начинают звучать фирменные нотки автора, а по мере раскрытия сюжета становится понятно, что умения выстраивать интересные миры писатель не потерял.

Майкл Маршалл. Запретный район

Майкл Маршалл. Запретный район
Человека, который привык решать проблемы самого разного рода, нанимают для того, чтобы отыскать похищенного чиновника. Дело происходит в громадном мегаполисе, разбитом на отдельные Районы; каждый из них существует по своим законам, порой весьма причудливым. Проблема, однако, заключается в том, что наш герой понятия не имеет, кто и зачем похитил упомянутого чиновника..

У каждого в жизни наверняка была хотя бы одна книга-призрак. Книга, о которой вы услышали задолго до того, как взяли её в руки. Книга, которую представляли себе в деталях, в подробностях; о чём она, какая она. Книга, которая в равной степени могла вас в итоге разочаровать или очаровать, но навсегда оставалась для вас «той самой»...

У отечественных любителей фантастики за последние годы таких томов накопилось — впору отдельный умозрительный шкаф заводить. Многострадальный роман «Только вперёд» Майкла Маршалла Смита стоит в этом шкафу уже шесть лет - с того самого момента, когда впервые стали известны планы на серию «Сны разума». Увы, этот роман в ней так и не вышел и появился лишь теперь - уже в «Эксмо», в качестве «Запретного района», написанного неким Майклом Маршаллом (под этим псевдонимом у Смита на русском выходили триллеры из цикла «Соломенные люди»). 

Поскольку «Сны разума» изначально были заточены под «твёрдую» НФ, чего-то подобного ждёшь и от «Запретного района». И, в общем-то, получаешь с лихвой: первая половина романа - это динамичный «крутой» детектив в футуристическом антураже. Главный герой по имени Старк живёт в причудливом Городе, который занимает громадную территорию. Мы стартуем с места в карьер: фантастические пейзажи, интригующее задание, таинственные враги, экзотические друзья...

Чак Паланик. Обречённые

Чак Паланик. Обречённые
Мёртвая девочка Мэдисон Спенсер в Хэллоуин застревает на Земле и узнаёт, что родители восприняли её советы с того света всерьёз, основав новую безумную религию.

Первую книгу трилогии о Мэдисон Спенсер, «Проклятые», Чак Паланик задумал, когда ухаживал за своей матерью, умиравшей от рака лёгких. Понимая, что совсем скоро он останется на Земле в одиночестве, без обоих родителей, писатель придумал девочку, которая скучает по своим собственным родителям - с той разницей, что умерли не папа с мамой, а сама девочка. А потом, что называется, «Остапа понесло»: Паланик понял, что одним романом дело не закончится. Во-первых, скорбь по родителям — сложная для проработки вещь, это вам любой психотерапевт скажет. А во-вторых, писатель замыслил - ни много ни мало - создать новую теологию, рассказать миру, что он думает о Боге, дьяволе, предопределении, грехе и искуплении. И заодно - иначе бы он не был Палаником - ядовито высмеять все теологии, которые существовали до него.

Многие излюбленные темы писателя-нон-конформиста нашли себе место в «Проклятых» и «Обречённых»: лицемерие «фабрики звёзд», опасность религиозного фанатизма, бесцельность существования «общества потребления» и его скорый конец. Но сюжет о Мэдисон Спенсер отличается от историй прочих паланиковских Фриков и неудачников. Он неожиданно тёплый и трогательный - автор явно симпатизирует этой несчастной толстой девочке, воспитанной в мире искажённых ценностей и представлений о добре и зле. В конце концов, тяжело остаться нормальной, когда гламурные папа и мама, в прошлом хиппи, одной рукой запихивают в тебя экологически чистую еду, а другой - антидепрессанты. Да, собственно, уже с именем «Мэдисон Дезерт Флауэр Роза Паркс Койот Трикстер Спенсер» быть нормальной крайне сложно.

Хелен Уэкер. Голем и Джинн

Хелен Уэкер. Голем и Джинн
1899 год. На прибывшем в Нью-Йорк пароходе «Балтика» данцигский торговец Отто Ротфельд оживляет Голема, но вскоре умирает от перитонита, и существо, призванное защищать и подчиняться, оказывается без хозяина посреди незнакомого города. А в квартале Маленькая Сирия местному жестянщику приносят на починку старый кувшин. И стоило повредить узор на сосуде, как в комнате появился странный обнажённый человек. Так Нью-Йорк получает своего собственного Джинна. Этим необычным созданиям было суждено встретиться...

«Голем и Джинн» прекрасно подходит как для любителей фантастики, так и для тех, кто обходит её за версту. Это неторопливый и спокойный роман, который подробно, без лишней суеты описывает жизнь двух совершенно разных существ в городе с чужими и непривычными для них социальными взаимоотношениями и моральными ценностями, культурой и ритмом жизни. Уэкер не пытается сделать из своих персонажей супергероев, хотя выстраивает их сильные и слабые стороны практически по лекалам комиксов. Так, Голем, которую встретившийся ей раввин нарёк Хавой, обладает своего рода телепатией, способностью воспринимать желания и чувства окружающих людей, а ещё невероятными силой, скоростью и точностью. Правда, стоит ей попасть в экстремальную ситуацию, как Големом овладевает жажда убийства. Джинн может очаровывать людей, плавить руками металлы, но боится воды.

Весь роман - это описание того, как главные герои ищут место в новом мире, пытаются понять его, причём с совершенно разных мировоззренческих позиций. Голем постоянно заботится о ком-то, причём её желание подчиняться, удовлетворяя нужды других людей, доходит до полного самоотречения. Джинн, напротив, горд, не хочет от кого-либо зависеть, к людям относится свысока, не понимая всех условностей человеческого общества, а главное — не принимая их. Для него религия, социальное устройство, брачные взаимоотношения - не более чем ненужные и затрудняющие жизнь сложности. Роман «Голем и Джинн» мог стать исследованием человеческой морали с одинаково чуждых, крайних точек зрения, необычным взглядом на формирование культуры XX века, которая стала ареной борьбы этих совершенно противоположных взглядов на жизнь. Беседы между Големом и Джинном, которые они ведут, гуляя ночью по Нью-Йорку, во многом сосредоточены именно вокруг этих вопросов, и процесс примирения, сближения, взаимного обогащения главных героев показан здесь достаточно тонко. Тем не менее эта идея реализована не до конца.

Дуглас Хьюлик. Свой среди воров

Дуглас Хьюлик. Свой среди воров
В криминальном мире Дорминиканской империи, известном как Круг, обитают преступники всех калибров — от мелкой рыбёшки до настоящих акул. Авантюрист Дрот — скорее рыбка-прилипала. Он отирается возле одного из самых крутых боссов, головореза Никко, и служит кем-то вроде начальника его разведки. А, значит, шпионит, крадёт и убивает. Однако от прочих мутных типов Дрот всё же отличается — не зря и друзья, и враги считают его человеком чести. И именно от этого «благородного» бандита зависит судьба империи...

В зазывающих надписях на обложке роман относят к тёмному фэнтези. Пожалуй, это не совсем верно, хотя «тьмы» на страницах книги вдоволь. Перед нами скорее фэнтези авантюрно-интриганское с изрядной толикой нуара. И роман не зря награждён несколькими премиями за лучший дебют — Дуглас Хьюлик имеет все шансы встать вровень с такими мастерами фэнтезийной авантюры, как Скотт Линч или Крис Вудинг.

Приятные сюрпризы начинаются буквально с первых страниц, когда автор дозированно, но вместе с тем достаточно полно выдаёт информацию о мире и героях. Такой подход радует - уж слишком часто дебютанты ударяются в крайности: то сразу заваливают читателей бездной ненужной информации, то, наоборот, выдавливают её по капле, словно воду посреди пустыни. Впрочем, Хьюлик — тот ещё хитрец. О некоторых сюжетообразующих вещах герой поначалу умалчивает, открывая нам глаза по мере развития событий. А кое о чём Дрот и сам не знает - и правду читатель постигает одновременно с героем. Как бы там ни было, мир, придуманный автором, раскрывается перед нами «с умом». И мир получился очень правдоподобный и живой, хотя автор вроде ничего особо оригинального и не придумал. Разве только смешал в одном флаконе Византийскую империю и елизаветинскую Англию - с толикой магии, естественно. Представьте затянутых в шелка головорезов времён Шекспира, пускающих друг другу кровь на знойных улочках средневекового Константинополя! Звучит бредово, но Хьюлик сумел придать этому гибриду достаточную степень реалистичности.