четверг, 11 июля 2013 г.

Эколог ценой $2,7 млрд


Джон Дорр рано взошел на трон в царстве венчурного капитала. Теперь ему надо придумать, как туда вернуться.

Когда компания Flipboard выпустила новую версию своего популярного мобильного приложения, весь персонал ее офиса в калифорнийском Пало-Альто столпился, следя за показателями трафика на экранах. Как только кривая поползла вверх, несколько десятков сотрудников собрались вместе, чтобы запечатлеть этот момент на групповом снимке. В центре, в футболке Flipboard поверх рубашки, — Джон Дорр, инвестор и миллиардер, долгие годы носивший неформальный титул короля Кремниевой долины.

Flipboard многим обязана Дорру. Его венчурная фирма Kleiner Perkins Caufield & Byers — главная опора этого проекта. Дорр, например, представил одного из основателей Flipboard Майка Маккью Стиву Джобсу, перед тем как приложение стартовало в Apple Store в 2010 году. Однако Flipboard — один из немногих удачных проектов, поддержанных Дорром в последние годы. В этом году в «списке Мидаса» Forbes, включающем ведущих инвесторов в сфере технологий, Дорр опустился с 12-го места на 26-е.

Kleiner — фирма, существующая уже 41 год и поддержавшая несколько крупнейших IPO в сфере высоких технологий. Но она упустила возможности войти в капитал Facebook, Linkedln и Groupon на раннем этапе.

Всемирный стандарт


Рустам Тарико стал вторым в мире производителем главного русского напитка. Он будет бороться за первое место и строить глобальную алкогольную компанию.

Офис Рустама Тарико находится в Барвихе, в окружении особняков, заборов, шлагбаумов и соснового леса. Рустам живет рядом и в суетливую Москву выбираться не любит. Преобладающий цвет интерьеров офиса — белый: мрамор колонн и стен, кресла, столы, повсюду серебристые логотипы «Русского стандарта» с медведем и орлом. Тарико, в белой рубашке и белых брюках, рассказывает о своей крупнейшей сделке — консолидации алкогольного холдинга Central European Distribution Corporation (CEDC).

«Сделка сама по себе сложная получилась, но красивая», — говорит Тарико. Слово «красиво» он в ходе интервью использует постоянно, говоря о вещах или событиях, которые ему нравятся. Действительно красивая по исполнению сделка по CEDC сделала Тарико крупнейшим производителем водки в России и Восточной Европе и вторым в мире. Тарико намерен сделать еще один шаг и стать первым. Описывая личные качества Тарико, сотрудники, знакомые и конкуренты используют эпитеты «хитрый», «властный», «самолюбивый», «бескомпромиссный». Все это помогло уроженцу городка Мензелинска на северо-востоке Татарстана, начинавшему свой путь с торговли вермутом Martini, стать миллиардером (№60 в рейтинге Forbes, состояние $1,75 млрд) и водочным королем.

Хватит кормить Москву

Зачем и для кого московские рестораторы открывают заведения в Лондоне.

По вечерам у входа в ресторан Burger&Lobster выстраивается очередь из хорошо одетых англичан. После семи вечера столики немаленького ресторана в модном районе Сохо в Лондоне уже заняты, места есть только у барной стойки. Заказывать столик заранее в ресторане Михаила Зельмана нельзя. Только живая очередь. Внутри в интерьерах из кирпича и дерева большие компании поглощают лобстеры и бургеры, запивая пивом. Больше в ресторане ничего нет. Но это гостей не отпугивает.


Зельман показывает огромные аквариумы, по дну которых ползают лобстеры. Каждый день в четырех ресторанах он продает их более 2000. По его словам, ни одна сеть магазинов в Великобритании не продает лобстеров больше, чем он в своих ресторанах.

Московский ресторатор и основатель сетей Goodman уже перебрался жить в Лондон. Ресторатор Аркадий Новиков живет здесь пока два месяца в году. Но и он признает: открытый им полтора года назад и разнесенный ресторанной критикой Novikov по выручке является самым масштабным из его проектов и одним из самых крупных в Лондоне ресторанов. В прошлом году выручка составила £25 млн. В Лондоне можно не только проедать деньги, но и зарабатывать?

Звуки прибыли

Как недоучившийся студент из кустаря-одиночки превратился в крупного производителя дорогих гитар.

Владелец фирмы PRS Guitars Пол Рид Смит из Мэриленда так истово борется за качество, что порой забирает у своих мастеров недостаточно качественные инструменты и распиливает их пополам. «Для меня это вопрос выживания, — объясняет он. — Моя компания удержится на плаву, если на стене музыкального магазина будут висеть десять гитар, но клиенту больше других понравится наша».

Выжить на рынке высококлассных музыкальных инструментов действительно непросто. При годовой выручке $43,5 млн PRS Guitars, основанной в 1985 году, трудно тягаться с такими старожилами и гигантами гитарного рынка, как Fender Musical Instruments ($350 млн) и Gibson Guitar Corp. ($325 млн). Поэтому Смит хватается за любую возможность заработать. Например, в январе приобрел своего же дистрибьютора в Великобритании (сумма сделки не раскрывается), чтобы к концу года начать прямые поставки розничным продавцам в Европе и оставлять у себя всю прибыль.

Смиту сейчас 57 лет, а начал он делать гитары, когда был подростком, используя доступные детали и материалы. Никакого специального образования у предпринимателя нет. Его отец играл в джаз-банде, но зарабатывал на жизнь преподаванием математики, так что у Пола не было денег на покупку первоклассных инструментов. «Я мог их получить, только собрав сам», — говорит он. За недостаточное усердие в учебе Пол был исключен из колледжа и, выбирая себе занятие, освоил столярное дело. В том числе научился делать корпусы гитар.

Строго по форме

Играя в войну, бывший офицер и менеджер Дмитрий Крупенников нашел путь к собственному бизнесу.

Основатель группы компаний «Эполет» Дмитрий Крупенников берет с полки красноармейский яловый сапог. Переворачивает и объясняет: сапог современный, сшит в мастерской «Эполета», но подошва подлинная, из старых запасов, списанных со складов Минобороны. Показывает другой новодельный сапог — германский, времен Первой мировой. Стальные шипы, которыми он подкован, настоящие немецкие. Новодельное обмундирование должно максимально соответствовать подлинному, иначе военные реконструкторы и придирчивые кинокостюмеры просто-напросто его не возьмут. Например, для пошива шинелей к новому фильму Никиты Михалкова «Солнечный удар» (по рассказу Бунина) Крупенников заказывал особое сукно на текстильной фабрике.

Специализация фирмы Крупенникова — прокат, пошив на заказ и продажа готовой униформы и обуви российской, советской и некоторых иностранных армий XX века. В обмундировании от «Эполета» снимались актеры в «Брестской крепости» и «Шпионе», «Жила-была одна баба» и «Белой гвардии» — всего более чем в 50 кино- и телепроектах. Между тем 43-летний Дмитрий Крупенников — костюмер-самоучка. Бывший морской офицер, сделавший карьеру от матроса до капитана-лейтенанта, в 2000 году он уволился с должности заместителя командира войсковой части ВМФ. Друзья, такие же отставные моряки, предложили Дмитрию возглавить частное охранное предприятие в Москве.

Вместе с новым делом появились время и средства для хобби. Крупенников еще со школы увлекался историей военного костюма. Став гендиректором ЧОПа, он вступил в «Рабоче-крестьянскую Красную армию» — один из старейших московских военноисторических клубов. Поскольку моряков в клубе не предусматривалось, Дмитрий создал инженерное подразделение. Первая реконструкция, в которой он участвовал, — инсценировка оборонительных боев осени 1941 года на Бородинском поле.