пятница, 31 января 2014 г.

Элли Гриффитс. Камень Януса

Под порогом старого ветхого дома строители обнаружили кости убитого ребенка. Что это — дело рук садиста? Или древний, жестокий ритуал жертвоприношения? Детектив Гарри Нельсон, ведущий расследование, снова обращается за помощью к известному археологу Рут Гэллоуэй — знатоку религиозных культов прошлого. Однако пока их единственная зацепка — рассказ настоятеля католического сиротского приюта, располагавшегося в доме много лет назад. Когда-то из этого приюта при загадочных обстоятельствах пропали двое детей — их следы так и не удалось обнаружить. Возможно, под порогом зарыли останки кого-то из этих детей? Но тогда — кто же убийца?

Отрывок из книги:

Рут извлекала кости. Скелет был полностью обнажен, зарисован и сфотографирован со всех ракурсов. Теперь предстояло увезти кости, но так, чтобы они были пригодны для патологоанатомического исследования. Рут работала не спеша, укладывала каждую кость в маркированный пакет, а затем сверялась с тем, что называла «картой скелета» — схемой с размерами и местоположением каждого элемента. «Уважение и тщательность» — вот что она говорила своим студентам. К человеческим костям, какие бы они ни были старые, надо относиться с таким же уважением, как к телу. Изъятие может продолжаться целый день — чтобы не утратить ни одной косточки и чтобы ничего не украли. Все нужно спасти, зафиксировать и сохранить. Рут работала на раскопках военных могил в Боснии, где множество скелетов были перемешаны друг с другом. Процесс их разъединения был очень трудоемким. А здесь всего один скелет и тот маленький. Рут обращалась с костями с нежностью, даже благоговением.

Иэн Рэнкин. Не может быть мертв

Шотландец Иэн Рэнкин, создатель прославленного Джона Ребуса, продолжает знакомить читателей с новым, необычным героем. “Не может быть мертв” — второй роман с участием Малькольма Фокса, инспектора полиции, который по долгу службы расследует жалобы на своих коллег-полицейских. Рутинное на первый взгляд дело о злоупотреблении служебным положением полицейским Полом Картером неожиданно оказывается связано с таинственной гибелью политика-националиста Фрэнсиса Вернала в восьмидесятых годах прошлого века. Теперь Фокс должен суметь разобраться во всех делах одновременно — от этого зависит не только его репутация, но и жизнь.

Отрывок из книги:

Глава 1

— Его нет на месте, — отрезал дежурный по отделению.

— И где же он?

— На вызове.

Фокс впился немигающим взглядом в дежурного, отдавая себе отчет в том, что это абсолютно бессмысленно. Дежурный принадлежал к числу тех “старых волков”, которые уверены, что все на этом свете повидали и их уже ничем не удивишь. Фокс опустил глаза на следующую фамилию у себя в списке.

— Хелдейн?

— На больничном.

— Майклсон?

— На вызове вместе с инспектором Скоулзом.

Тони Кай стоял за левым плечом Фокса. Слово еще не сорвалось у него с языка, а Фокс уже точно знал, что именно скажет его напарник.

— Нет, это просто цирк, да и только.

Generation XYZ


«Люди разных поколений...» - говорим мы, если не понимаем подросших детей или людей старшего возраста. Исследователи Нейл Хоув и Вильям Штраусс изучили пятнадцать поколений и нашли в их смене определенные закономерности. Оказывается, траектории поколений X, Y и Z могут очень неожиданно пересекаться.

Поколение - это группа людей примерно одного возраста, разделяющая схожие ценности. Авторы теории поколений, американские исследователи Нейл Хоув и Вильям Штраусс, выделяют четыре исторических «сезона», последовательно сменяющих друг друга. Зима - кризис, весна - подъем, лето - пробуждение и осень - распад. Возраст формирования поколения - от рождения до 10-12 лет. Именно в это время ребенок бессознательно и некритично воспринимает установки и ценности, а те стратегии поведения, которые сформировались у него в это время под влиянием окружения и воспитания, он с небольшими изменениями пронесет через всю жизнь. В зависимости от того, в какой из исторических сезонов сформировалось поколение, выделяются четыре «архетипа» - Кочевники, Герои, Художники и Пророки.

Все под контролем?


Специалисты в области психического здоровья все чаще говорят о том, что чума XXI века вовсе не СПИД и не грипп новой разновидности, а эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные состояния, фобии, панические атаки. Что стоит за этой эпидемией? Неужели наши эмоции вышли из-под контроля разума?

Разумный атавизм

Термин «эмоции» происходит от латинского emovere - «возбуждать, волновать». Эмоции - это особые состояния, которые проявляются в переживании значимых событий. Исходя из правил приличия, человек должен сдерживать гнев, но его лицо багровеет, кулаки сжимаются, ноздри раздуваются - и вот уже на собеседника едва ли не обрушивается поток ругательств. И даже если он смог сдержать гнев, то собеседник, скорее всего, догадается, что вызвал приступ ярости. И кто останется виноватым? Тот, кто разозлился! Эта великая иллюзия о том, что человек способен контролировать свою эмоциональную сферу, существует уже много столетий.

четверг, 30 января 2014 г.

Адам Данн. Реки золота

Героиновый трафик становится все активнее — а у полиции Нью-Йорка, пытающейся перекрыть поток «белой смерти», все меньше шансов на успех. Наконец, копам дают новых напарников — людей, прошедших ад «локальных войн» и верящих, что цель оправдывает средства.

Одна из таких команд — детектив Сиксто Сантьяго и его партнер Мор — молчаливый мастер боевых искусств, не расстающийся с оружием. Их цель — особый наркодилер, который разработал новый, уникальный канал сбыта. В Нью-Йорке на него работают десятки, сотни курьеров. И никто не может понять — как его людям удается избежать любых полицейских засад и при любых обстоятельствах вовремя доставить «товар» клиентам…

Отрывок из книги:

Я сижу в копировальной мастерской, служащей прикрытием для конторы Резы. Сегодня день выплат — значит, я отдам «легкие сорок» и получу десять процентов комиссионных. Обычно это дело быстрое — не люблю болтаться в конторе. Реза в эти дни очень напряженный, однако непохоже, что здесь больше иностранных бандитов, чем обычно. Один из них, накачанный монголоид, здоровенный, как дом, в последнее время постоянно торчит в конторе. Не знаю, чувствует ли Реза опасность из-за смерти Эйяда — полицейские, должно быть, ее расследуют, но им не найти улик, которые приведут сюда, — или он зол из-за ситуации в точках. Слишком много драк, слишком много передозировок. Я торгую только «особыми», вызывающими эйфорию, — когда вы видели, чтобы кто-то становился драчливым от экстази? Но как знать, кто подторговывает чем-то еще? Принц Уильям понемногу продает кокаин, это мне точно известно. Я нет — ни разу не касался этого порошка, не употреблял и не продавал. Кроме того, есть марихуана, героин, еще какие-то таблетки, но не «особые». Вот что происходит, когда вечеринка затягивается; то, что вначале было хорошо, становится неприятным на непредсказуемом уровне.

Светлана Храмова. Контракт

Фраки и смокинги не гарантируют честной игры. Признание в любви не защитит от предательства. У самой выгодной сделки есть своя цена, сможешь ли ты ее заплатить? Уверен ли ты, что твой контракт подписан не с дьяволом?

Молодой пианист Дмитрий Вележев способен сыграть самую сложную пьесу — клавиши покорны ему, но в жизни нет ничего черно-белого, и виртуозу придется играть сложную партию, в которой одна фальшивая нота может разрушить всё…

Отрывок из книги:

Илона все утро не находила себе места от ожидания. В последнее время суета, хлопоты, необязательные встречи — да, люди вокруг стали казаться ненужными, лишними, ее перестала интересовать привычная сутолока, порой приятно щекочущая самолюбие — и только. Съемки в дурацкой утренней программе, ее по телику показывают, Илона советы дает, как мужчинам нравиться, домохозяйки в восторге. Сколько можно, в конце концов! Наверное, она действительно капризна и взбалмошна, как часто говорят. Но скука, и надоело. А тут еще повод для расстройства, с такой проблемой она столкнулась впервые — Митя так воодушевленно, так искренне уверил, что она может на него рассчитывать, внутренний голос в тот же миг припечатал: верь! Она поверила. Прошло несколько дней, Митя на звонок не откликнулся. Дальше ждать не имеет смысла, уедет на конкурс и потом… да какое «потом», ничего уже не будет «потом», есть только «сейчас». Сейчас или никогда. Так с ней никто не обращался. Потеха, прилежный читатель эпистолярных наследий ведет себя как записной дон-жуан! Этого еще не хватало. Она сейчас позвонит и скажет все, что думает. Прямо сейчас.

Олег Верещагин. Песня горна

Попытка ООН расчленить Россию завершилась глобальным ядерным конфликтом. Гибель большей части человечества, изменение климата и геологические катастрофы – вот цена безумной вражды и бездумного падения морали и культуры. Инстинкт самосохранения заставил уцелевшие страны объединиться в две основные и на этот раз больше не враждующие империи: Российскую и Англо-Саксонскую. Немалая ответственность в борьбе с уцелевшими бандами и бывшими «хозяевами жизни» легла на плечи входящего в жизнь поколения. Мальчишки и девчонки возрождают Пионерию и во имя счастливого будущего готовы на любой подвиг…

Глава из книги:

Валерия Вадимовна подходила к дому рано, вопреки обычному – и, так же вопреки обычному, не одна, а вместе с мужем.

Когда Борис Игоревич Третьяков как ни в чём не бывало, словно делал это ежевечерне, встретил жену около новенькой больницы и без слов подал ей руку кренделем со словами: «Разрешите-ка пройтиться?» – та даже слегка опешила.

– Борь, ты чего?

– Да ничего, – пожал плечами штабс-капитан. – А что, мне уже родную жену нельзя встретить? Напомню, кстати, что ты – моё движимое имущество.

– Да-а-а-а?! – восхитилась Валерия Вадимовна. И предложила: – Ну давай.

– Что? – уточнил Третьяков-старший.

– Двигай меня. – Женщина всем своим видом изобразила счастливое ожидание.

– Да запросто, – пожал плечами Борис Игоревич.

Керстин Гир. Таймлесс. Изумрудная книга

Что делать, если твое сердце разбито, а чувства растоптаны? Часами болтать по телефону с лучшей подругой? Есть шоколад и валяться в кровати, обливаясь слезами? Как жаль, что у Гвендолин совершенно нет на это времени. А все потому, что на семнадцатом году жизни у нее совершенно случайно обнаружился ген путешественника во времени. Голова идет кругом: хронограф, круг крови, Тайна Двенадцати, все эти балы, суаре, схватки и путешествия по темным лабиринтам прошлого, а теперь еще кто-то за ней охотится, и единственное, о чем ей действительно стоит думать, так это о том, чтобы выжить! Все нити ведут в прошлое, к таинственному графу Сен-Жермену, который ведет опасную игру, чтобы заполучить источник вечной жизни. А тут разбитое сердце!

Гидеон, кто же ты — друг или враг? Что значат твои признания в любви — шутка, разыгранный как по нотам план графа или все же настоящее чувство? Разгадать все тайны Гвендолин помогут ее верные друзья. Добро пожаловать в мир путешественников во времени, приключения начинаются.

Глава из книги:

С таким комфортом, как сегодня, я не элапсировала раньше никогда. Мне дали с собой корзинку, в которой был термос с горячим чаем, фирменными пирожными (естественно!) и мелко нарезанными фруктами в пластиковой коробочке.

Уютно устроившись на зелёном диванчике, я даже почувствовала некоторые угрызения совести. Несколько секунд я раздумывала: не вытащить ли мне из тайника ключ и не отправится ли наверх, но что могло принести мне это путешествие, кроме ненужных осложнений и опасности быть обнаруженной хранителями? Я находилась где-то в 1953 году, точную дату я решила не узнавать, нужно ведь было поддерживать роль безразличной больной гриппом.

Шарль Левински. Геррон

Когда-то Курт Геррон был звездой, а теперь он — заключенный в концлагере. Известного артиста прямо из съемочного павильона отправили в гетто Терезиенштадта, где он должен в последний раз продемонстрировать свой талант — снять фильм, который изобразил бы земным раем унизительное существование евреев в гитлеровской Германии.

Курту Геррону предстоит нелегкий выбор — если он пойдет против совести, то, возможно, спасет и себя, и свою жену Ольгу, которую любит больше жизни.

В этом блестящем, трогательном романе Шарль Левински рассказывает трагическую историю своего героя, постоянно балансирующего между успехом и отчаянием, поклонением и преследованием.

Отрывок из книги:

Курт Геррон. Произносить с раскатистым „р“, пожалуйста.

Было время — с тех пор минуло десять лет, но эти десять лет длятся уже десять веков, — было время, когда им приходилось раз в несколько месяцев допечатывать мои открытки для автографов. Тогда Геррон был продавец, как говорили в УФА. Если я значился на рекламном плакате фильма, все билеты разлетались. В любом кафе Берлина меня усаживали за лучший столик. В такси мне достаточно было сказать „Домой!“ — и шофер знал: Паульсборнер-штрассе. И это знали не только таксисты компании „Крафтаг“, которая мне платила за то, что я делал рекламу ее автоизвозчикам.

Это было мое лучшее время. Мои великие времена, как сказал бы директор старших классов Крамм. Во множественном числе. Когда дела шли на подъем, и чем дальше, тем выше. Когда я ничего не мог сделать неверно.

Без права на ошибку


В том, что рано или поздно роботы займут важное место в нашей жизни, никто, в общем, и не сомневается. Но вот то, следует ли приближать этот момент и к тому же именно так, как происходит сейчас, сомнения вызывает, причем немалые.

Более года тому назад, в середине декабря 2012 г., мир с удивлением узнал, что один из важных руководящих постов в компании Google — директора по инжинирингу — занял известный футуролог и изобретатель Рэй Курцвейл.

Такое кадровое решение, принятое в корпорации-гиганте, многим показалось довольно странным, поскольку вроде бы все в курсе того, какой бизнес обеспечивает для Google гигантские прибыли. Причем все эти дела отнюдь не очевидно пересекались с жизненными интересами нового директора.

Уилбур Смит. Муссон

Увлекательная сага о приключениях отважного капитана Хэла Кортни продолжается! 
Каперский патент от короля - мечта «джентльмена удачи», ибо эта бумага свидетельствует о том, что отныне он состоит на службе великой морской державы. Однако за это Англия требует от Хэла Кортни немало: найти и уничтожить предводителя пиратов, который держит в страхе путешественников, проплывающих мимо берегов Мадагаскара. Снова покраснеет от крови океанская вода... Снова начнется война двух «морских волков»...

Отрывок из книги:

Том приподнялся на одном колене и поверх дюны посмотрел на крепость в двухстах ярдах от себя. Тяжелый пороховой дым рассеивался, его относил дующий с моря муссон. Верх стены усеивали сотни смуглых бородатых лиц под тюрбанами и головными повязками. Защитники крепости размахивали мушкетами и приплясывали, выражая свое торжество. Том слышал их голоса и даже разбирал отдельные оскорбления, которые они выкрикивали двум кораблям:

— Пусть Господь зачернит лица неверных.

— Аллах велик! Он дал нам победу!

Том начал вставать.

— Что-то пошло не так. К этому времени они уже должны были взорвать ворота.

Аболи схватил Тома за руку и вернул на место.

— Спокойно, Клиб! Самое трудное в битве — ждать.

Проклятие центра


Огромные города, которые называют мегаполисами или агломерациями, растут по всему миру. Как правило, они состоят из центра, где сосредоточены рабочие места, развиты транспорт и индустрия развлечений, и бесконечной периферии, унылых «спальных районов». Должно ли так быть всегда, или мегаполисы будущего станут принципиально иными?

За последние лет двести доля городских жителей в общей численности человечества выросла фантастически. От ничтожных нескольких процентов до более чем половины населения Земли. В XIX веке промышленный переворот запустил стремительную урбанизацию в Западной Европе, в XX веке пришел черед остального мира. В лидеры выбились мегаполисы и агломерации Азии и Латинской Америки.

Все большему количеству людей жизнь в крупном городе кажется привлекательной: тут больше перспектив, рабочих мест, есть инфраструктура торговли и услуг, культуры и развлечений. Обратной стороной медали гиперурбанизации становится теснота, забитый до отказа общественный транспорт, пробки на дорогах и ухудшающаяся экологическая обстановка.

среда, 29 января 2014 г.

Мать извела меня, папа сожрал меня. Папа сожрал меня, мать извела меня


Почти все в детстве любят сказки. Но что становится с тягой к волшебным историям, когда дети вырастают? Цель этой антологии — наглядно показать, что вечные сказочные сюжеты будоражат воображение взрослых дяденек и тётенек ничуть не меньше. Сказка вездесуща и многолика — просто нужно знать, куда смотреть, и двери в Страну чудес раскроются сами собой...

Сборники вроде этого напоминают альбомы-трибьюты, распространённые в мире музыки. Как правило, лучшие перепевки получаются у двух категорий участников: у тех, кто трепетно любит «Кино» («Нирвану», «Блестящих»...) и подчас способен прочувствовать песню даже глубже, чем её создатели... И у тех, кто попал в проект едва ли не по случайности и просто делает то, что умеет, выдавая в итоге неожиданные и дерзкие решения, о которых излишне преданный поклонник и подумать бы не посмел. Хотя в конечном счёте всё зависит от старого доброго таланта и чувства меры. И слишком робкие, и чересчур самонадеянные остаются обычно ни с чем.

Ли Кэрролл. Взлёт чёрного лебедя

Молодая женщина Гаррет Джеймс продаёт картины. Однажды она приобретает в антикварном магазине серебряную шкатулку, на крышке который изображён лебедь — в точности как на медальоне Гаррет, полученном в подарок от давно пропавшей матери. В ту же ночь грабители уносят из дома Джеймсов дорогие картины и ту самую шкатулку. В поисках украденного девушка обнаруживает таинственную связь между изображениями лебедей на шкатулке и на своём медальоне...

Сюжет романа пытается развиваться динамично: главная героиня перебегает из одной части Манхэттена в другую через каждые несколько страниц. Нас мимоходом знакомят с обыденной жизнью Гаррет — показывая её друзей, которые так и останутся в памяти как шаблонные статисты, введённые в повествование лишь для того, чтобы героине было с кем попить чайку. Потом является герой-любовник, окутанный флёром таинственности и притягательности, затем - стандартный злодей с коварными намерениями. Конечно, не обошлось и без маленькой семейной тайны, а героиня, само собой, рано или поздно осознаёт факт своей избранности. На протяжении всего романа Гаррет узнаёт всё больше подробностей о прошлом своих предков по материнской линии и непосредственно о своих способностях. У девушки появляются наставники, которые в сверхкороткие сроки должны обучить её управлять четырьмя магическими стихиями. Перед ней предстаёт мир фэйри, сильфов и духов. А злодей весь роман копит силы - видимо, для финальной битвы.

Э. Б. Хадспет. Химера

Спенсер Блэк вырос в семье профессора анатомии и после школы избрал ту же стезю, что и отец. Наука манила его, но в результате увела на узкие и кривые тропки, где таится настоящий ужас. Спенсер Блэк решил, что мутации человеческого организма суть проявление его памяти о тех временах, когда Землю населяли химеры, церберы, кентавры и русалки...

Ещё со времён «Франкенштейна» Мэри Шелли истории об одержимых учёных - одна из любимых тем фантастов. В XIX веке наука продемонстрировала, что мир подчиняется закономерностям, которые человеку зачастую непонятны — и придают ему, хомо вроде-бы-сапиенсу, совершенно иной масштаб относительно вселенной. Прямо скажем: мизерный.

Как и автор «Франкенштейна», Э.Б. Хадспет в своей «Химере» также обращается к теме непостижимого и ужасного - однако выбирает довольно оригинальную форму. Перед нами мистификация: якобы научный труд некоего анатома, снабжённый биографической статьёй. Собственно, статья занимает треть от объёма книги - остальные страницы отданы под детальные схемы: скелеты, мышцы и внешний вид мифических существ, воссозданных Спенсером Блэком. Все нюансы анатомических изысков сможет оценить, очевидно, только специалист, — а простому читателю остаётся лишь история жизни самого доктора Блэка. Она во многом напоминает сочинения Лавкрафта - за тем лишь вычетом, что написана без каких-либо претензий на интригу.

Джоан Виндж. 47 ронинов

Япония начала XVIII века - страна многочисленных ритуалов. Чтобы погубить крупного феодала, его необязательно убивать - достаточно опозорить перед сегуном, и потерявший лицо сам добровольно совершит обряд ритуального самоубийства, сеппуку. Именно так поступил враг с князем Асано: лиса-оборотень навела на него морок, а властолюбивый соперник проделал всё остальное. Но самураи покойного, в одночасье ставшие бродягами-ронинами, обратились за помощью к юноше-полукровке, полудемону-полуевропейцу. И даже выступили под его началом против узурпатора...

Российская премьера фильма Карла Рииша «47 ронинов» состоялась 1 января 2014 года. Но уже в середине декабря 2013-го на полках книжных магазинов появилась одноимённая новеллизация, сочинённая известной американской писательницей Джоан Внндж, двукратным лауреатом премии «Хьюго».

Весь сюжет романа, растянутый автором аж на четыреста страниц, достаточно незатейлив. А ведь Джоан Виндж фантаст не из последних: её «Снежная королева» успела прогреметь в начале 1980-х и получить несколько серьёзных литературных наград. Увы, прежние заслуги не идут в зачёт — по крайней мере, когда дело касается книги, написанной на основе не самого сильного голливудского сценария. Опереточные злодеи и столь же опереточные герои, сентиментально-романтические клише, усреднённый, блёклый язык, разбавленный плохо переваренными японизмами, постоянные попытки приписать японцам типично европейские мотивы и побуждения...

Сара Дж. Маас. Право на месть

Четыре истории из жизни ассасина Селены Сардотин, предшествующие событиям романа «Стеклянный трон».

На родине автора эти повести не выходили единым сборником их можно купить только в электронном виде и по отдельности. Неплохой коммерческий ход: поклонники «Стеклянного трона» будут рады узнать предысторию полюбившейся героини, а незнакомые с циклом смогут без особого ущерба для кошелька решить, стоит ли читать другие книги серии. Вариант, выбранный отечественными издателями, в первую очередь нацелен на фанатов цикла.

Каждая из четырёх небольших повестей — законченное приключение, но у них есть и общий сквозной сюжет: отношения Селены Сардотин с её наставником Аробинном и «коллегой по ремеслу» Саэмом. Любовь, ненависть, ревность, вражда, интриги и предательство - клубок страстей, который запутывается вокруг главной героини, достоин телесериала. Обиднее всего, что автор и сводит всю историю именно к мыльной опере — это довольно узнаваемый сюжет «главная героиня как объект соперничества», пусть и с трагическим финалом. Разумеется, героиня прекрасна, отважна, добра, темпераментна и талантлива в своём деле. От полной «мэрисьюшности» её отделяет только то, что автор ей не подыгрывает - провалов у Селены не меньше, чем успехов. Всё потому, что она, увы, не может похвастаться интеллектом. Суть интриг, которые плетутся вокруг Селены и приводят к катастрофическим последствиям, для наивной и порывистой девушки совершенно недоступна.

Роберт Хайнлайн. Нам, живущим

Военный инженер Перри Нельсон, попав в автокатастрофу в 1939 году, приходит в себя в теле американца 2086 года - в мире, где большая часть экономических и социальных проблем его времени успешно решена.

Ценность этой книги в том, что это первый опыт Роберта Хайнлайна в крупной форме: написанный в 1938-1939 годах роман был случайно обнаружен в виде рукописи и впервые издан в 2003-м. Правда, романом «Нам, живущим» можно назвать с натяжкой, ведь сюжета у него практически нет. На протяжении почти всего текста герой постигает законы прекрасного нового мира (безо всякой иронии) и пытается в него вписаться. Подзаголовок «Комедия обычаев» определяет жанр книги как нельзя лучше. Ну а то, что за полторы сотни лет в Штатах почему-то совершенно не изменился язык, - дань условности: для автора главное - поделиться своими идеями улучшения мира, а не смоделировать правдоподобное будущее.

Юный Хайнлайн предлагает два основных рецепта того, «как нам обустроить Америку»: изменение экономической системы и новый взгляд на частную жизнь людей. Он рисует модель экономики, вроде бы далёкую от социалистической и в то же время подозрительно на неё похожую. Тут и вмешательство правительства в функционирование рынка, и обеспеченность каждого гражданина прожиточным минимумом вне зависимости от того, работает он или нет.

Дэн Браун. Инферно

Профессор Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице во Флоренции и выясняет, что в него стреляли, события последних двух дней полностью стёрлись из его памяти, а в потайном кармане пиджака находится ключ к спасению мира...

«Инферно» скроен по тем же лекалам, что и любой роман из цикла о Роберте Лэнгдоне, очередной бодрый гибрид остросюжетного детектива с Википедией. Сюжет развивается по принципу полевой ролёвки: герои бегают от одного квеста к другому, а чтобы читатель мог перевести дух и преисполниться ощущением, что он не зря теряет время, автор излагает энциклопедическую информацию по истории искусств, биологии, географии и другим школьным предметам. Иногда эти сведения вложены в уста героев, в основном супермена-интеллектуала Лэнгдона, но порой Браун даже не заботится о том, чтобы как-то оформить их подачу. Рассказывать читателям об истории стамбульского рынка специй прямо во время динамичной погони, важной для сюжета, — это уже выглядит как самопародия.

Читать «Инферно», впрочем, довольно увлекательно. Талант, конечно, купить нельзя, но наработать мастерство вполне реально. К новой книге Дэн Браун отточил свои излюбленные приёмы до бритвенной остроты и выучил парочку новых — скажем, он умело прячет среди героев романа истинного виновника всего происходящего, а также несколько раз показывает читателю события и действующих лиц в неожиданном свете. Герои и злодеи сменяют амплуа в головокружительном темпе, враги становятся союзниками и наоборот, и только Роберт Лэнгдон остаётся всегда в белом.

Нил Гейман. Океан в конце дороги

Мужчина, квартирующий у родителей главного героя, сводит счёты с жизнью и тем самым приводит в наш мир древние злые силы. Справиться с ними могут только «женщины Хэмпсток», живущие на ферме у пруда, который на самом деле — океан. Запутанно, правда?

«Я написал роман. Нечаянно», - примерно такое письмо сопровождало рукопись «Океана в конце дороги», которую Нил Гейман переслал своему издателю. Этой книги действительно не было в планах писателя. Просто однажды он захотел поведать жене Аманде о своём детстве и начал писать рассказ, тот перерос в повесть — и в конечном итоге превратился в некрупный роман.

Сразу и не скажешь, кому он предназначен. С одной стороны, его главный герой — семилетний мальчик. С другой стороны, многие вещи в тексте - совсем не для детей, да и сам рассказчик - уже взрослый человек, который, вернувшись в город своего детства, вспоминает эту давнюю историю. Так что, пожалуй, стоит поверить издателям, назвавшим «Океан...» первым за несколько лет «взрослым» романом Геймана. Эта история о тех детях, которыми мы никогда не перестаем быть, и о памяти, которая всегда возвращает нас в родные места.

Алексей Лукьянов. Бандиты. Ликвидация

В начале XX века в Эрмитаж поступил скромный дар от смиренного монаха: полтора десятка предметов туземного культа, фигурок из серебристого металла. Кто тогда мог подумать, что после смуты 1917 года бандиты всех мастей, с мандатами и без, начнут рвать друг другу глотки за право обладания этими амулетами?..

Петроград после Октябрьской революции (или, если угодно, переворота) - город мифообразующий. Горький и Чуковский создавали здесь знаменитую советскую школу литературного перевода, Мейерхольд разрабатывал биомеханическую теорию сценических движений, а Николай Гумилёв писал свои последние стихи. Здесь гулял в шалманах Ленька Пантелеев с подельниками, а эсэры готовили антибольшевистский заговор. Сюда стекались самые свежие новости с фронтов Гражданской войны и съезжались щипачи и медвежатники со всей России. Послереволюционному Петрограду посвятил свою новую книгу и Алексей Лукьянов, лауреат Пушкинской премии за повесть «Спаситель Петрограда», участник небезызвестной встречи писателей с президентом РФ, состоявшейся в 2007 году.

Василий Маханенко. Барлиона

«Барлиона» — онлайн-игра, получившая статус государственной. И если ты нарушил закон, берегись, ибо в мире больше нет тюрем. Есть рудники, дневная норма добычи и — что самое страшное — отключенные фильтры ощущений в твоей игровой капсуле. Пусть вокруг виртуальные люди и нарисованные пейзажи — боль, которую ты испытаешь, будет самой настоящей.

Практически у всех книг новомодного жанра LitRPG имеется одно общее качество - нездоровое внимание к деталям, желание автора расписать каждую мелочь, каждую характеристику персонажа, за которого играет протагонист. Эта особенность существенно портит впечатление от романа для обычного читателя, не геймера. Вот и «Барлиона» прямо-таки пестрит бесконечными пометками о повышениях характеристик, расовых бонусах, снижении уровня жизни и тому подобных вещах, отчего чтение изрядно затрудняется.

При этом история имеет очень даже неплохую завязку. Сама система заключения преступников в виртуальные вселенные кажется более-менее оригинальной, да и мир будущего проработан достаточно интересно. Автор рисует своеобразную антиутопию, где высочайшие достижения технологического прогресса не могут замаскировать нравственное убожество общественной системы. В этом плане «Барлиона» напоминает классические произведения киберпанка. А вот вымышленная автором игра не отличается особой оригинальностью. Истоки её берут своё начало в классической World of Warcraft, откуда автор заимствовал не только многие игровые механизмы, но и расы.

Андрей Хуснутдинов. Господствующая высота

Война меняет человека, выворачивает его наизнанку. Иногда заставляет возненавидеть себя, иногда помогает не то чтобы понять, но кожей прочувствовать какие-то важные вещи, непостижимые «на гражданке». Но немногим из тех, кто убивает и умирает на передовой, удаётся взглянуть в лицо демонам войны, как случилось с героями повести Андрея Хуснутдинова «Господствующая высота», которые исполняли в Афганистане «интернациональный долг»...

Андрей Хуснутдинов прибился к фантастическому обозу на самой заре своей писательской карьеры, в двадцать лет с небольшим, впервые заявив о себе в 1991 году, на страницах сборников «Необъятный двор» и «Цех фантастов» — как говорит ныне сам автор, дебютировал он рассказами, написанными ещё в школе. И вот что любопытно: по природе своего таланта Хуснутдинов литератор скорее «толстожурнальный», его книги мало приспособлены для комфортного, расслабленного, ненапряжного чтения. Но так уж повелось, что печатается он преимущественно в фантастических журналах и книжных сериях — за очень редкими исключениями. Особенно поучительная история приключилась с самым известным его романом. «Столовая гора» вышла сперва в альманахе Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век», потом отдельным томом в рижском издательстве «Снежный Ком». Книга попала в лонг-лист «Русского Букера», и Хуснутдинов поспешил заключить договор с серьёзными, «мейнстримовскими» литагентами. На волне успеха роман переиздало «Эксмо», но «интеллектуальным бестселлером» «Столовая гора» не стала, а другие издатели связывать свои планы с именем алма-атинского литератора не спешили. Короче, как говорил один ушлый латинянин, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

Алексей Бобл. Туман войны

Денис Ковач, боец армии Ворнет, находит кристалл, внутри которого высвечивается бинарный код. И всё идёт наперекосяк: в кристалле обнаруживается смертельный вирус, отряд Дениса отправляют на заведомо провальное задание, среди друзей появляется предатель, а предполагаемый противник оказывается вовсе не тем, за кого его выдаёт командование Ворнета.

«Туман войны» куда лучше воспринимался бы во вне-серийном издании. Правда, по формату книга идеально вписывается в субжанр LitRPG и логично развивает тенденции, заявленные в других произведениях серии: выживание в виртуале, взаимодействие с игровыми интерфейсами, переложение механик MMORPG в текстовую форму и так далее. Но сам термин LitRPG на обложке этого романа становится спойлером и настолько обесценивает эффект неожиданности, заложенный в текст, что просто руки опускаются. Ведь невозможно сопереживать герою, который на протяжении двух третей книги изумляется тому, что вокруг него, оказывается, виртуальный мир читатель-то, в отличие от персонажа, вовсе не удивлён!

Также не поражает новизной «главный враг»: автор воспользовался изъезженным сюжетом про злой искусственный интеллект, который однажды взбунтовался и решил стереть человечество с лица Земли. Терминатор, как говорится, ему в помощь.

Андрей Лавин. Эпик. Игра ассасина

Герой попадает в игру, не помня ни своего имени, ни собственного прошлого, ни зачем он сюда отправился. Более того, он не может выбраться в реальный мир — интерфейс не отпускает. Остаётся только придумать себе имя и отправиться в путь, выполняя квесты, убивая монстров и надеясь, что по ходу память вернётся и станет ясно, кто виноват и что делать.

Мотив избранности весьма популярен в современной коммерческой фантастике. Приятно ассоциировать себя с персонажем, который в обычной жизни был вполне заурядным, а потом оказался в другом мире и стал единственным, кто может спасти принцессу, предотвратить апокалипсис, встать во главе армии — нужное подчеркнуть. Герой по имени Шад как раз такой избранный, причём в наличии все каноны жанра: отсутствие памяти, осознание важности своей миссии, намерение спасти мир и, главное, удачное прохождение любых квестов.

Эта шаблонность, с одной стороны, не позволяет всерьёз сопереживать герою, а с другой - даёт контраст между «пустым» персонажем и детально, с любовью выписанным постапокалиптическим миром игры. Сеттинг романа проработан на славу локации и монстры запоминаются гораздо лучше, чем сам путь героя. Порождения игрового интеллекта — мутант-альтруист Вага, железный пёс Гудвин, в котором живут слитые воедино сознания человека и собаки, безногий Карло — психологически достовернее, чем Шад, всё эмоциональную палитру которого можно обобщить в трёх фразах: «не хочу умирать», «я выжил, я крутой» и «что же с моей памятью?».

Дмитрий Быков, Валерия Жарова. Сигналы

11 июня 2012 года из аэропорта города Серова вылетел «кукурузник» с подгулявшим начальником местного ГИБДД на борту — и пропал, как в воду канул. На поиски самолёта было потрачено несколько миллионов рублей и тысячи человеко-часов, однако обломки нашли только через год, случайно, всего в восьми километрах от города. Именно эта подлинная история дала неутомимому Дмитрию Быкову толчок к созданию пародийной фантасмагории «Сигналы»...

У Дмитрия Быкова есть хорошая традиция: раз в пятнадцать лет он отправляет своих героев незнамо куда на поиски неведомо чего. То ли приключений духа, то ли смысла жизни, то ли национальной идеи. Ведь эта самая национальная идея рождается не в кабинетах московских чиновников и не на кухнях представителей «креативного класса», а в полупустых деревнях и вымирающих провинциальных городах, разбросанных по всей России, далеко от столичных автострад и фейсбучных баталий. В первом романе Быкова «Оправдание» герой отправился в поход по таким медвежьим углам, чтобы проверить теорию, оправдывающую сталинские репрессии с рациональной точки зрения. Ничего он, естественно, не нашёл, но кое-какие принципиально важные вещи понял. Новый роман «Сигналы» (написанный при участии Валерии Жаровой) Лев Данилкин из журнала «Афиша» назвал пародией на «Оправдание» — и Быков с этим отчасти согласился. Пародия не пародия, но «сходство прослеживается», тут не поспоришь.

Олег Попов. Первый психоаналитик в космосе

Массовая литература на девяносто процентов состоит из трэша, как человек из воды. А вот самоиронии её авторам явно не хватает. Этот дефицит отчасти восполняет Олег Попов на страницах сборника ёрнически-трэшевых рассказов с выразительным названием «Первый психоаналитик в космосе».

Олег Попов - филолог по образованию, музыкант групп «Гринкисс» и «Рашей Бразерс», лауреат премии «Тенёта» и финалист «Антибукера», автор (совместно с Владимиром Белобровым) первого в России полноценного вампирского трэша «Красный Бубен» и десятка других, не менее занимательных книжек. «Первый психоаналитик в космосе» — его дебютный «сольник»: Попов впервые выступает на литературных подмостках сам, без ансамбля. Впрочем, есть основания полагать, что поклонники дуэта Белобров-Попов не будут разочарованы. Это по-прежнему лубочная, карнавальная, бесхитростно-глумливая проза - в хорошем смысле, разумеется. Источником сюжетов всё так же служит «жёлтая» пресса - в самом кондовом, бульварном изводе. Юная москвичка ждёт ребёнка от дьявола! В канализации нашли Шамбалу! Призрак завода Михельсона предупреждает сторожа о грядущих несчастьях! Американские астронавты обнаружили цивилизацию разумных зайцев с круглыми ушами!.. В общем, хоть сейчас на первую полосу газеты «Аномальные новости».

Юлия Зонис. Биохакер

Животные-химеры захватывают Землю, андроиды поднимаются на борьбу за независимость, на дне моря пробуждаются чудовища, а в подмосковном городке уже выпустили на волю субстанцию, которая грозит пожрать всё живое на планете, не подавившись ни людьми, ни андроидами, ни химерами. Сможет ли новый мир родиться на обломках старого?

«Биохакер» - вторая часть цикла «Время химеры», в котором начинается новая фаза эксперимента биолога-маньяка Алекса Вечерского: читатель увидит, насколько успешно герои смогут противостоять «сходящей с ума» биосфере Земли. Опасность наступает по всем фронтам — несколько сюжетных линий закручиваются в тугую пружину и держат в напряжении с самых первых страниц. Много вопросов, на которые хочется как можно быстрее узнать ответ. Спасутся ли? Кто победит? Подерутся или помирятся? Найдут ли друг друга?

Персонажи, образы и символы пляшут, как марионетки на канате, повинуясь искусному кукловоду-автору, всё туже сплетаясь - не оторваться. Ни им друг от друга, ни читателю от завораживающего мира «Биохакера». В этом мире на удивление гармонично сочетаются «твердая» научная фантастика, осколки мифов и разнообразные аллюзии. Сложный пазл складывается не на логическом, а на интуитивном уровне — реальность ведёт себя как безумный кизовский Элджернон, по наитию создающий инструмент для телепатического общения с людьми и древними тварями из глубин. Рождается новый порядок, при котором правят странность, ущербность, уродство, страх — временами кажется, что погружаешься в дурной сон, где нет ни одного положительного героя.

Конец света с вариациями

Отечественные авторы рассматривают разные варианты гибели цивилизации - от юмористических до безнадёжно трагических.

Удивительно, но при всей любви наших читателей к постапокалиптическому жанру (об этом красноречиво говорит хотя бы бешеная популярность разнообразных «сточкеров») отечественные издатели до сих пор не додумались составить тематическую антологию о том, как именно мы все умрём и что будет после этого. «Конец света с вариациями» — первый такой эксперимент. И не состоявшийся в декабре 2012 года конец света по календарю майя — только повод для него. О настоящих причинах — о том, почему у нас так любят этот жанр, — один из составителей антологии Василий Владимирский подробно рассказывает в послесловии.

Антология обращает на себя внимание не только темой, но и авторским составом. О конце света рассуждают и известные фантасты разных поколений (Кирилл Бенедиктов, Далия Трускиновская, Михаил Успенский, Юлия Зонис, Владимир Аренев), и авторы «боллитры», стоящие на грани между фантастикой и мейнстримом, такие как Дмитрий Быков, Андрей Рубанов, Мария Галина. При этом вторые совсем не теряются на фоне первых, а первые вполне достойно соперничают со вторыми на стилистическом поле - литературный вкус составителей не подвёл.

Генри Лайон Олди. Дикари Ойкумены. Волк

Помпилианский солдат Марк Тумидус попадает за край Ойкумены — туда, где не действуют привычные ему законы и правила. Марк и его чудом выжившие сослуживцы садятся на планету, населённую могущественной расой энергетов, которых невозможно поработить. Тем временем за экипажем «Дикаря» снаряжают спасателей... Но не потому, что империя настолько ценит своих сынов. Просто рабы «пропавших без вести» слишком странно себя ведут, и, наблюдая за ними, отец Марка делает выводы: там, на краю мира, спрятано оружие, способное уничтожить цивилизацию помпилианцев.

В романе «Волк», второй части новой трилогии Олди, читателя вновь ждёт мир, о котором авторы уже сыграли космическую симфонию («Ойкумена») и космическую сюиту («Urbi et Orbi, или Городу и Миру»). Теперь звучит космический марш. Вступление исполнено, тема задана; если следовать музыкальной аналогии, во второй части стоит ожидать расстановки смысловых акцентов, лишь намеченных в предыдущем томе.

Если в «Волчонке» мир трилогии казался разобщённым, персонажи толкались локтями, а их поступки порой выглядели нелогичными, то теперь «музыкальные линии» сводятся воедино. Шпионские игры — в сторону, не до них. Забываются старые ссоры — перед лицом угрозы, которая не по зубам даже могущественным антисам, способным путешествовать в космосе без звездолёта. А детские драки «волчонка» превращаются в изнурительную борьбу за выживание в чужом краю.

Книжные новости

Краудфандинг ныне весьма востребован. Этот своеобразный вариант народной благотворительности, основанный на принципе «с миру по нитке», активно используется для создания самых разнообразных творческих продуктов - фильмов, книг, игр, комиксов. Да чего угодно! Таким путём, как правило, можно собрать вменяемую сумму - и довольно быстро. Правда, очередной проект, имеющий самое непосредственное отношение к фантастическому жанру, выглядит чересчур амбициозно. Группа американских поклонников НФ основала специальный благотворительный фонд для создания масштабного музея научной фантастики в столице США Вашингтоне. Планируется целое здание площадью в три тысячи квадратных футов, где будут размещены коллекции, посвящённые всем основным направлениям научной фантастики. Обещаются отдельные экспозиции по «Звёздным войнам», «Звёздному пути», «Доктору Кто», модели звездолётов и машин времени, галереи разноликих инопланетян из фильмов и книг и много чего ещё. При всей своей «фантастичности» проект выглядит вполне продуманным - его предварительной подготовкой в течение полугода занималось около полусотни специально нанятых профессионалов: архитекторов, инженеров, дизайнеров. Так что инициаторы этой идеи вовсе не голодранцы с улицы, у них уже имеются кое-какие средства и возможности. Первоначальный сбор денег продлится полтора месяца с целью «поднять» 160 тысяч долларов - но это так, пробный камень, не более. Основные сборы займут гораздо больше времени, зато уже к концу 2014 года инициаторы проекта обещают продемонстрировать временную экспозицию. Сам же музей в окончательном виде планируется открыть в 2017 году.