среда, 29 января 2014 г.

Нил Гейман. Океан в конце дороги

Мужчина, квартирующий у родителей главного героя, сводит счёты с жизнью и тем самым приводит в наш мир древние злые силы. Справиться с ними могут только «женщины Хэмпсток», живущие на ферме у пруда, который на самом деле — океан. Запутанно, правда?

«Я написал роман. Нечаянно», - примерно такое письмо сопровождало рукопись «Океана в конце дороги», которую Нил Гейман переслал своему издателю. Этой книги действительно не было в планах писателя. Просто однажды он захотел поведать жене Аманде о своём детстве и начал писать рассказ, тот перерос в повесть — и в конечном итоге превратился в некрупный роман.

Сразу и не скажешь, кому он предназначен. С одной стороны, его главный герой — семилетний мальчик. С другой стороны, многие вещи в тексте - совсем не для детей, да и сам рассказчик - уже взрослый человек, который, вернувшись в город своего детства, вспоминает эту давнюю историю. Так что, пожалуй, стоит поверить издателям, назвавшим «Океан...» первым за несколько лет «взрослым» романом Геймана. Эта история о тех детях, которыми мы никогда не перестаем быть, и о памяти, которая всегда возвращает нас в родные места.


Для одинокого, погружённого в книги ребёнка мир наполнен волшебством. И только в детстве эта уверенность в чуде может обернуться реальностью - неудивительно, что единственная подружка мальчика Лэтти Хэмпсток вместе со своими мамой и бабушкой оказывается одной из тех. кто защищает наш хрупкий мир от хтонических сил. А молодая самоуверенная нянька, соблазняющая отца мальчика, становится воплощением этих сил. Маленький чёрный котёнок — талисманом и защитником. Ну и, конечно, пруд на соседней улице — на самом деле предвечный океан, с которого начинался мир.

Искусно совмещая пласты реальности так, как это возможно только в детском воображении, автор добивается «эффекта присутствия» в самых жутких сценах романа: встрече с кошмарным существом «с той стороны», нападением Чистильщиков, уничтожающих всё сущее... Пугать Гейман умел всегда. Но страшнее любых монстров оказывается ощущение ребёнком собственной беспомощности, брошенности взрослыми, которые совсем не так всесильны, как обычно кажется малышу. А когда ты видишь, какие ужасные вещи творят эти самые взрослые, тут никак не обойтись без помощи сказочных волшебниц.

Троица женщин Хэмпсток напоминает скандинавских норн или богинь из кельтской мифологии: Старуха, Мать и Дева. Их вечная борьба с существами из-за грани мира — ещё один мифологический сюжет: сражение богов и героев с древними чудовищами, изначально чуждыми и враждебными человеку. Языческое ощущение единства всего сущего, магической силы, скрепляющей всё воедино, — прочный фундамент, на котором выстроен мир «Океана в конце дороги». Это мир, в котором все суеверия вполне реальны: в «круге фей» действительно можно спрятаться от злых сил, а принесённая жертва способна эти силы призвать. Кстати, о жертвах: эпизод с самоубийством квартиранта, чья смерть пробудила силы тьмы, заставляет вспомнить машину из «Американских богов», которую каждую весну топили в озере. С этим романом «Океан...» связан теснее всего, хотя размах у него, конечно, не такой. Кажется, будто мы увидели в замочную скважину лишь кусочек огромного волшебного мира...

В оригинале роман написан очень простым, прозрачным и ясным языком, каким рассказывают сказки. К сожалению, эту особенность не удалось передать в русском переводе — время от времени спотыкаешься о шероховатости и неуклюжие конструкции «русского английского». Ощущению волшебства, происходящего на наших глазах, это не мешает, хотя не покидает чувство, что впечатления могли бы быть ещё ярче.

Самая личная и потому самая трогательная и эмоциональная книга Геймана на сегодняшний день. Если вы не ожидали от писателя новых «Американских богов», приятное послевкусие обеспечено.

(с) Александра Королёва

Нил Гейман. Океан в конце дорогиНил Гейман. Океан в конце дороги