Формирование личности начинается с того, что Эрих Фромм обозначил термином «психологический симбиоз». Каждый из нас, появляясь на свет, не имеет даже отдельного обмена веществ. С перерезанием пуповины возникает первый в жизни шаг эмансипации, отделения, заканчивается биологический симбиоз, психологический - остается. Еще долго человек не будет самостоятельной единицей. Его будут носить на руках, учить питаться и передвигаться. Годам к трем ребенок самостоятельно двигается и может куда-то убежать, залезть или спрятаться. Затем он обретет независимость на уровне повседневных житейских ситуаций, позже - на уровне целей и ориентации в реальности. Самый поздний процесс, который обычно связывается с подростковым кризисом, это эмансипация на уровне смыслов, ценностей и мировоззрения. Взрослость начинается тогда, когда человек начинает производить то, чему его не учили. Ребенок, который раньше некритически принимал все, что транслировалось в семье, начинает формировать что-то свое из разных источников. Он вступает в отношения с другими людьми.
Отношения делятся на две категории. Первая -это симбиотические отношения, предшествующие самостоятельности человека. Это та привязанность, которая существует еще на биологическом уровне и является необходимым элементом психологического симбиоза. Она - наше биологическое наследие, к которому мы не можем никак отнестись - мы его не выбираем.
После того, как человек осознал себя как психологического индивида, возникают вторичные отношения. Без обретения личной идентичности невозможно установление подлинно близких межличностных отношений. Привязанность - пожалуйста, а отношения - нет.