Воспоминания детства: мы с дедушкой сидим над шахматами, с папой играем в «ходилки», с прабабушкой с азартом «режемся» в карты. Мы могли играть часами, и у меня не было ощущения, что взрослые просто «отбывают повинность».
Во мне сохранилось ощущение единства в процессе игры, я ждала этих моментов, и, нужно отметить, ждать долго не приходилось.
Ребенок в одиночестве?
Сейчас взрослые играют с детьми все реже. Появилась возможность работать и зарабатывать, и времени остается мало. К тому же ребенка сложно «вытащить из-за компьютера». Сложно, а иногда и не хочется - он занят, а мы можем отдохнуть. Но что он вспомнит, когда вырастет? Ведь у него не будет этих светлых воспоминаний об общей игре. Будет ли он с благодарностью вспоминать, что мы оставили его «в покое», дав побольше посидеть за вожделенным гаджетом?
А выбор подарка для ребенка в магазине? Тут мы вспоминаем про то, что нам хотелось бы «оторвать» его от компьютера. Как? Возможностей много. Идем к полке с играми, и наш взгляд останавливается на тех, где написано «для одного игрока». Вот это выход! И не за компьютером, и полезной игрой занят, и мы свободны. Но... ребенок все чаще остается в одиночестве.
Немного о «надо» и «хочется»
Эту статью можно было бы построить вполне предсказуемым образом. Теперь пришел бы черед перечислить все то, чему можно научить ребенка, пока играешь с ним в настольную игру, а также про ценность семейного общения (кто бы спорил?). Еще немного пожурить «невнимательных» взрослых и в конце сделать строгое внушение: играть с ребенком нужно. У кого-то после прочтения колыхнулось бы чувство вины: мало играем, недодаем своему чаду. Кто-то пошел бы да купил настольные игры (а вот распаковал бы?).
Мне часто приходится разговаривать с родителями о том, что ребенок нуждается в совместных играх со взрослым. Кто-то честно сразу начинает открещиваться: где время-то найти? Кто-то с кислым лицом обещает попробовать. Кто-то говорит: «Да это понятно, но...» Дело в том, что если речь идет об игре, то в этом случае неприменимо слово «надо». Игра может быть искренним процессом, только если есть желание. Тогда будет и азарт, и время побежит незаметно, и - улыбки, смех, веселье. Вспомните себя в детстве: за интересной игрой, да с хорошими партнерами, можно было провести много часов. А вот за тем, что было навязано, да с детьми, с которыми играть мама заставила? Иной коленкор.
Поэтому нет нужды убеждать родителей в том, что их дети нуждаются в общении с ними и в совместных играх, - они знают и сами. Но пока игра для них представляется чем-то скучным и отнимающим свободное время («у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть»), дело с места не сдвинется. Пока нет искреннего «А не сыграть ли нам?», любые убеждения в том, что это «надо», не сработают. Может быть, вы и найдете плешь в своем плотном расписании, но вряд ли игра принесет вам радость. А значит, ребенок тоже вряд ли предложит поиграть еще раз. Уж лучше компьютерные монстры - у них никогда не бывает «кислого» вида.
Проблемы для взрослых
Что мы знаем о настольных играх? Пожалуй, на ум приходят игры советских времен типа «бросаем кубик и идем к финишу», лото, шашки, шахматы, нарды, да и карты со всеми их «дураками», «бур-козлами» и «пьяницами». Надоело еще в детстве? Не удивительно. Но в последние годы ассортимент настольных игр стал просто огромен - на любой вкус. Так что если вы считаете настольные игры скучным делом, значит вы просто не нашли «свою» настольную игру! Но при этом поиске возникают некоторые проблемы.
Проблема №1: выбрать. Нам, взрослым, выросшим во времена однообразия настольных игр, сейчас бывает непросто. Нам непонятны принципы, на которых строятся игры, и мы боимся (да-да, боимся!) не разобраться в правилах. Знаю по себе: купив игру и начав разбираться в правилах, иногда просто теряешься. Иногда на помощь приходят дети, им почему-то легче понять принципы игры.
Что предпринять? Покупайте игры там, где вам смогут объяснить, как именно в них играть. Например, в специализированных магазинах настольных игр, где часто продавцами бывают люди, которые по-настоящему увлечены миром игр. Они смогут посоветовать вам игру, исходя из ваших предпочтений: тип игры, возраст игроков, их количество, время, которое вы готовы затратить на партию, компактность игры.
Проблема №2: учесть нюансы. Лично для меня самым трудным моментом является вот что: как только мы со средним сыном садимся за игру и раскладываем по полю фишки, к нам несется младшая дочка (два года), и желает играть «по-своему» (например, варя из фишек суп). Понятно, что игра либо прерывается, либо становится нервной («Быстрее, пока она снова не пришла!»). В семьях, где растут дети разного возраста, нужно решить для себя, выбирать ли игры «для всех», или же организовать процесс так, чтобы самый младший (самый старший) не нарушал процесс.
Что предпринять? Вам нужно иметь игры, которые будут интересны самому младшему члену семьи, а также для остальных детей согласно возрасту. Впервые вы можете играть все вместе (удивительно, но в простецкое лото с удовольствием играют вместе и двухлетки и восьмилетки), а для других вы можете выбрать особое время или же сделать младшего участником, сидящим у вас на руках.
Проблема №3: время. Речь не только о «некогда». Есть люди, которые нуждаются в коротких, но динамичных играх. Другие готовы войти в такую игру, в которую можно играть часами, а может и несколько дней. Я, например, терпеть не могу игры типа «монополия» именно из-за долговременности процесса. Но знаю людей, которые, напротив, выбирают только такие игры.
Что предпринять? Выбирая игру, обязательно обратите внимание на данный параметр. Иногда примерное время игры может быть указано на коробке. Купив неподходящую для себя игру, вы будете разочарованы, и это прекрасное времяпровождение не закрепится в вашем доме.
Вперед, в игру!
Как бы это эгоистично ни звучало, но взрослый, который желает ввести в семейный досуг настольные игры, должен выбирать их прежде всего для себя, а уж потом - преследуя пользу для ребенка. Но эгоистична эта мысль только на первый взгляд. Ведь главное, что получают ребенок и взрослый, - это драгоценное время общения. И проводится оно не в нотациях или скучном морализаторстве, а в атмосфере легкости и радости. И в этом случае вы имеете гораздо больше шансов поддержать свой авторитет, научить ребенка придерживаться правил, а также показать самые эффективные (на ваш взгляд) стратегии поведения. И еще бонусы: у ребенка (да и у взрослого) развивается внимание, память, скорость реакции, гибкость мышления, творческое воображение.
Проявляй эмоции
Любые совместные игры со взрослыми полезны ребенку. Наряду с умственными способностями игровой процесс развивает интеллект ребенка, воспитывает характер, формируя лидерские качества, целеустремленность, наблюдательность, сопереживание, интерес к человеческому общению. Однако, родители, спешу вам сообщить, что совместные игры с детьми весьма полезны и для вас. Это прекрасный (и к тому же бесплатный) психологический тренинг, где, помимо тренировки полезных навыков и качеств, у взрослого появляется реальная возможность выпустить на волю своего внутреннего ребенка и окунуться в беззаботное детство. Долой надоедливые социальные маски и навязанные обществом роли: в игре с ребенком можно расслабиться, раскрепоститься, быть самим собой и без стеснения проявлять свои искренние эмоции. И сразу куда-то уходит «взрослая» тревога и напряжение.
А на их место приходит дух сплоченности, взаимовыручки - все то, чего подчас так не хватает взрослым.
(с) Юлия Василькина