Конан Дойль и "дух" |
Доктор Ватсон, как врач и, следовательно, «человек образованный», в призрак собаки, преследующий род Баскервилей, не верил. Той же реакции он ждал и от натуралиста Джека Степлтона, который пытался объяснить вой намазанного фосфором чудовища оседанием ила. В принципе, перед нами алгоритм веры сэра Артура Конан Дойля в гостей «с той стороны»... Создатель Шерлока Холмса и профессора Челленджера верил в духов.
Можно сказать, что отец дедуктивного метода не верил, а знал, что после смерти все только начинается. Став спиритуалистом, Конан Дойль всячески старался принизить материалистические воззрения, говорил, даже, о том, что Спиритуалистическая Церковь намного ближе к Церкви Христианской, чем к вульгарному материализму. Если же смотреть с привычных в нашей стране марксистско-ленинских позиций, то детективщик всех времен и народов был самым что ни на есть прожженным материалистом, так как исследовал загробный мир как объективную реальность, при помощи науки и фототехники выстраивая солидную доказательную базу.
В 1893 году 34-летний Конан Дойль, уже автор «Этюда в багровых тонах» и «Скандала в Богемии», вступил в Общество психических исследований. Для литератора, интересующегося всем и вся, «охота за привидениями», видимо, была еще одним развлечением вечно голодной души, чем-то средним между крикетом и путешествиями. Хотя стоит отметить, что Общество совсем не было сборищем экзальтированных барышень и скучающих декадентов, решивших собраться в выходные и повертеть столик. Эта вполне солидная организация (среди членов которой были философ Уильям Джеймс и будущий премьер-министр Артур Бальфур) поставила своей целью «изучение всего паранормального» и даже издавала еженедельный журнал Light. Правда, такие великие мужи, как Дарвин, Хаксли и Спенсер, относились к ней как к «сборищу мальчишек», от которых ничего, кроме ерунды, не услышишь.