Планета Илматар покрыта огромным слоем льда. Под ним лежит океан, где обитают разумные существа, похожие на земных раков. Земляне хотят вступить с ними в контакт, но не позволяют договоры, заключённые с другими инопланетянами - могущественными шо-ленами. Те пытаются ограничить любое взаимодействие между различными видами, способное привести к войне. Но именно Илматар становится яблоком галактического раздора...
«Темное море» - это практически традиционный роман о контакте, классическая НФ, вызывающая воспоминания о книгах Айзека Азимова или Хола Клемента. Дело в атмосфере общего оптимизма, характерной для НФ Золотого века. Оставаясь предельно серьёзным. «Тёмное море» не уходит в трагедийный мрак - здесь всегда найдётся место лёгкой иронии. Прозрачный стиль контрастирует с проблематикой книги: в основе сюжета - культурный конфликт между тремя совершенно разными видами. Здесь нет откровенно отрицательных или положительных героев, даже поведение номинальных антагонистов. в роли которых выступают шолены. далеко от явною злодейства. Камбиас поначалу нарочито играет с антропоцентризмом, описывая своих инопланетян в человеческих терминах. Обманчивая понятность их поведения как раз и приводит к практически открытой войне. Маховик столкновения раскручивается постепенно - его движет неверное толкование мотивов другой стороны. Близость формы оборачивается ловушкой; контакт между совершенно чуждыми друг другу илматарами и землянами оказывается гораздо плодотворнее, чем между более похожими друг на друга шоленами и людьми. Линия илматарои заставляет восхититься тем, насколько ловко Камбиас из поначалу отталкивающих морских обитателей создаёт чуть ли не самых симпатичных персонажей романа.
Следуя современным тенденциям, автор не перегружает текст специфическим сленгом или новоязом, что частенько делали классики Золотого века. Для автора действие и сюжет важнее технических подробностей, он умудряется описать чужую культуру, не прибегая к специфическим терминам и не расписывая подробности инопланетного языка. А ещё роман насыщен действием. Здесь три сюжетные линии, по числу видов инопланетян, и они пересекаются далеко не сразу, а количества событий в этой нетолстой книге Питеру Гамильтону, к примеру, хватило бы на 2000-страничный эпик. Правда, ближе к концовке такая насыщенность приводит к некоторой торопливости, но Камбиасу удаётся развязать все сюжетные узелки, доведя повествование до логического финала.
Увлекательная, умная и нетривиальная книга, соединяющая в себе доступность, парадоксальность и оптимизм фантастики 1950-х годов и современные веяния «новой космической оперы» в духе Питера Гамильтона или Аластера Рейнольдса.