18 июля 1967 года мир пополнился новым жителем - в будущем известным актёром и продюсером Вином Дизелем. История этого человека, с самого начала окутанная некоторой тайной, могла пойти по самым разным путям, но, в итоге, на полной скорости ворвалась в высшие круги голливудской элиты, заставив посторониться видных деятелей экрана. Откуда появился этот харизматичный громила? К чему стремился на протяжении своих сорока семи лет? Восхождение Вина будет интересно даже тем, кто не слишком знаком с его творчеством. Ведь, перефразируя Маяковского: «Все мы немножко Дизели, / Каждый из нас по-своему Вин».
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЧЕРВЬ
Марк Синклер Винсент (именно так в действительности зовут нашего героя) родился в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж. Его мать Делора была психологом и активно увлекалась астрологией, а своего отца маленький Марк в сознательном возрасте никогда не видел. Боялась ли нанести психологическую травму ребёнку Делора или следовала «совету» звёзд, но о родителе сыну она ничего не рассказывала. Даже свою национальность Вин точно не знает, и в интервью на вопросы об этом или отшучивается, или говорит что-нибудь вроде: «Всё, что я знаю от своей матери, - это то, что я связан со множеством различных культур». Существуют разные теории насчёт его «потерянных» корней: по одной из них Марк имеет итальянскую и афроамериканскую кровь; по другой - он потомок немцев, итальянцев, ирландцев, мексиканцев и даже доминиканцев.
С юных лет будущий актёр страдал дислексией (нарушение способностей к овладению чтением и письмом), что негативно сказывалось на его обучении. Вместе с Марком также рос его брат близнец Пол, который, впрочем, не похож на прославленного родственника ни внешним видом, ни тягой к попаданию на экран: в Голливуде он устроился на достаточно скромную должность.
Вин довольно рано стал проявлять интерес к актёрскому ремеслу. Как-то во время посещения цирка трёхлетний мальчуган решил принять участие в выступлении труппы, и только усилия бдительной матери тогда остановили его. Примерно в те же годы маленькая семья Вина расширилась: Делора вышла замуж за театрального руководителя и преподавателя актёрского мастерства Ирвина Х. Винсента, который уже имел собственных детей Саманту и Тима.
Финансовое положение Винсентов было довольно шатким, но в чём уж своим детям не отказывал Ирвин, так это в приобщении к искусству, водя отпрысков в театр и кино. Для маленького Марка этот человек заменил отца. Влияние же Ирвина на будущую профессию пасынка сложно переоценить. Впрочем, непосредственно к актёрству Вина Дизеля подтолкнул отдельный случай.
В возрасте семи лет Марк со своими друзьями пробрался в здание театра Theater for the New City, чтобы попроказничать. Мероприятие, однако, довольно скоро провалилось: ребята были замечены одним из руководителей театра, оказавшимся поблизости. Эта женщина воспользовалась интересным педагогическим ходом. Вместо того чтобы вызвать полицию, она раздала маленьким взломщикам сценические тексты и заставила читать их по ролям. После этого Марк буквально заразился театром и стал посещать его уже в качестве начинающего исполнителя, получая небольшие премиальные в размере 20 долларов. «С тех пор я только и мечтал что о карьере актёра, - говорит Дизель.
- Правда, иногда думаю: а если бы та режиссёр всё-таки вызвала полицию, чем бы я сейчас занимался?».
В детстве Марк не отличался особой красотой, а когда подрос, так и вообще получил обидное прозвище Червяк из-за своего высокого роста и худощавого телосложения. Кроме того, паренёк был ещё и очень стеснительным; чего, например, не водилось за братом Полом - королём дискотек. Девочки не обращали на Дизеля внимания, а когда тот влюбился, то долгое время боялся подойти к своей пассии. Чтобы как-то поправить положение, Марк начал посещать тренажёрный зал и наращивать мышечную массу.
На дворе уже было начало 80-х. На голливудском небосклоне зажглась звезда молодого Шварценеггера, Сталлоне уже был известен как Рэмбо и имел две номинации на «Оскар». Пока иные молодые актёры пробовали свои силы в рекламе или сериалах, Марк по-прежнему выступал на театральных подмостках. Прошло уже около десяти лет с момента «шалостей» в Theater for the New City, и небольших дивидендов, получаемых от игры, на жизнь не хватало. К тому времени Марк уже окончательно вышел из «червяковой» стадии своей жизни: он основательно накачался и устроился на должность вышибалы в нью-йоркский ночной клуб Tunnel.
По поводу этого периода жизни Дизель вспоминает: «По 10 часов в день - без оружия, не надеясь на помощь полиции - должен был в любую секунду угомонить самых разнообразных гостей заведения, очень модного тогда в Нью-Йорке. Смысл был в том, чтобы до последнего не вмешиваться, но уже когда человек десять валяются на мостовой, быстренько, без особого шума разрулить ситуацию. <...> Работа вышибалой не превратила меня в агрессивного человека, напротив, научила проявлять, когда нужно, доброту и мягкосердечие».
Именно на этой должности впервые возник всем известный псевдоним актёра и его фирменная прическа «под ноль». Имя Вин - сокращённая форма от Винсент, а Дизелем его прозвали друзья за неуёмную энергию.
БОЛЬШИЕ МЕЧТЫ И КАРЬЕРА РЕЖИССЁРА
Вин Дизель поступил в колледж и по совету отчима стал изучать английский язык и классическую литературу. С театром уже было покончено, но новые знания давали перспективу самому писать сценарии, создавая для себя роли.
Проучившись три года, Дизель оставил колледж и надоевшую работу в клубе, чтобы отправиться в Лос-Анджелес навстречу своим мечтам об актёрской карьере. Впрочем, на Западном побережье таких, как он, было предостаточно, и найти подходящую работу в кино не получилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, наш герой устроился в телемагазин. Работая порой по 18 часов в сутки, он прилично зарабатывал, но, чувствуя как далека его профессия от желаемой, Вин покинул телевидение и уехал обратно домой. «Целыми днями я занимался телемаркетингом, продавал всякие ненужные вещи - словом, дурил людям головы. Неплохо у меня получалось, до сих пор стыдно», - вспоминает Дизель.
По возвращении домой мать подарила Марку книгу Рика Шмидта «Создание фильма стоимостью не дороже старенького авто» и тот загорелся идеей о производстве собственного кино. Первой его полноценной работой стала короткометражка «Многоликий» (Multi Facial), сценарий для которой был написан за 5 дней. Фильм был посвящён близкой его автору теме - множественности культур и индивидуальности личности. Картина была снята за три дня и стоила 3000 долларов. Винсент исполнил в «Многоликом» главную роль. Мало того, что он испытывал трудности на неизведанной ниве создания кино (например, в семье не было компьютера, и пришлось разыскивать, где можно взять его на прокат), так ещё и во время съёмок окружающие негативно отзывались о фильме, что заставило Марка отложить дебют на полку. На помощь снова пришёл отчим, который уговорил его вернуться к работе.
Доделанный «Многоликий» каким-то чудом попал в программу Каннского фестиваля и получил положительные отклики. После столь впечатляющих успехов обрадованный Дизель снова поехал в Калифорнию, ожидая, что теперь-то найдутся, наконец, заинтересованные в его трудах. Но голливудские студии были по-прежнему глухи к его чаяниям. Имея к тому времени лишь эпизодическую роль санитара в фильме «Пробуждение» (Awakenings, 1990) (в том самом, с Робином Уильямсом и Робертом Де Ниро) да свой каннский проект, Дизель решил опять брать ситуацию в свои руки и приступил к созданию следующего фильма, на этот раз полнометражного.
Накопив вместе с другом около 50 000 долларов, Марк снял задуманную ещё давно драму «Бродяги» (Strays, 1997) по собственному сценарию и опять с самим собой в главной роли. Картина вновь получила положительные отзывы и даже демонстрировалась на фестивале независимого кино «Сандэнс», но финансовой отдачи не принесла. Оказавшись на мели, Дизель отправился обратно в Нью-Йорк.
ВОСХОЖДЕНИЕ РЯДОВОГО ДИЗЕЛЯ
Однако в этот непростой момент жизни успех всё-таки повернулся к нашему герою лицом. С ним неожиданно связались представители Стивена Спилберга, который приметил творчество Вина и теперь звал актёра в свой новый фильм «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998). Специально для Вина была написана второстепенная, но запоминающаяся роль рядового Адриана Капарзо, которая стала для молодого человека первым настоящим опытом работы в большом кино. Кроме того, Дизель вместе с коллегами по картине был номинирован на премию Гильдии киноактёров США в категории «Лучшее исполнение ролей группой актёров».
Впрочем, на этом плоды раннего периода творчества не закончились. Режиссер Брэд Бёрд задумал снять мультипликационную картину «Стальной гигант» (The Iron Giant, 1999) про доброго, но не принятого людьми из-за своих размеров робота. Проводился кастинг для набора актёров озвучки, и одним из специалистов, помогавших подбирать голоса, была женщина, уже работавшая с Дизелем на «Сандэнсе». Она решила пригласить на прослушивание Вина, который не подкачал и обошёл в борьбе за право озвучить Стального гиганта более именитых актёров. Немаловажным фактором послужило не только мастерство исполнителя, но и его голос, бархатный баритон, который постепенно начал становиться визитной карточкой Дизеля в Голливуде.
Следующей ролью актёра стал брокер Крис в небольшом проекте режиссёра Бена Янгера «Бойлерная» (Boiler Room, 2000). Фильм примечателен для Вина тем, что в нём он попытался отойти от закрепляющегося за ним имиджа крутого парня. Фильм получил смешанные критические отзывы и не смог привлечь большого зрительского внимания.
НОВАЯ ЭКШЕН-ЗВЕЗДА
Ни рядовой Капарзо, выступавший лишь одним из штрихов монументальной картины Спилберга, ни озвучка робота не принесли начинающему актёру известности. Но метеором она упала на него после выхода в прокат фильма «Чёрная дыра» (Pitch Black, 1999) Дэйвида Туи. Фильм рассказывал вполне стандартную историю о выживании экипажа космического корабля, упавшего на опасную планету, а Дизель сыграл одного из главных персонажей - харизматичного уголовника и антигероя Ричарда Риддика. Съёмки картины проходили для исполнителя нелегко: однажды он едва не вывихнул себе плечо, а из-за особых контактных линз, имитирующих эффект светящихся глаз, повредил себе зрение, после чего пришлось проходить длительный курс лечения.
Эффектный и сильный главный персонаж Риддик явился одним из важнейших козырей успеха фильма и окончательно предопределил дальнейший характер сценических образов Вина Дизеля. «Чёрная дыра» не только окупилась в прокате, но и стала началом для целой фантастической вселенной со своими продолжениями (на данный момент снято три), короткометражками, сериалом и парой компьютерных игр, разработанных при участии собственной игровой студии Дизеля Tigon Studios.
Работой, окончательно закрепившей звёздный статус Вина Дизеля, стала роль главаря банды уличных гонщиков Доминика Торетто в фильме Роба Коэна «Форсаж» (The Fast and the Furious, 2001), который заработал в прокате более 200 миллионов долларов и одновременно дал мощный рывок карьерам Пола Уокера и Мишель Родригес.
Для съёмок в «Форсаже» Дизелю понадобилась специальная каскадёрская подготовка, а также знакомство с миром настоящих уличных гонщиков, с компанией которых ему удалось сблизиться в жизни. За роль Торетто актёр получил и разделил со своими коллегами по фильму премию телеканала MTV в номинации «Лучшая экранная команда» и был номинирован на ту же премию как «Лучший актёр», но уступил Уиллу Смиту, сыгравшему тогда Мохаммеда Али.
Франшиза «Форсаж» в дальнейшем заметно повлияла на жизнь Дизеля. Семья-братство уличных гонщиков из фильма перешла своеобразной проекцией на реальную жизнь актёра. Со многими из команды «быстрых и яростных» актёр продолжил дружеское общение после фильма (как например, с Уокером). А с Мишель Родригес, сыгравшей возлюбленную Торетто, завязался настоящий роман. Впрочем, через некоторое время пара распалась по инициативе девушки, заявившей, что они не подходят друг другу. Дизель перенес расставание спокойно.
Довольно скоро начались разговоры о съёмках сиквела. Звали, естественно, и нашего героя. «Создатели немедленно бросились “ваять” продолжение. Я почитал разные варианты сценариев и отказался - все они показались мне неинтересными. Эдакое продолжение ради продолжения». В итоге не прийдя ни к сценарной, ни даже к денежной форме взаимопонимания, Дизель и Universal Pictures расстались: давить на педали франшизы остался Пол Уокер и посланный ему в помощь Тайриз Гибсон.
Марк Винсент между тем не терял времени - ушедший из «Форсажа» вслед за Торетто режиссёр Роб Коэн был рад видеть актёра в шпионском боевике «Три икса» (xXx, 2002). В этом фильме актёр исполнил заглавную роль экстремала и суперагента Ксандера Кейджа, этакого переработанного на новый лад Джеймса Бонда без фрака, но с тремя иксами на бритом затылке. За работу над картиной Дизель получил порядка 10 миллионов долларов, и вновь был номинирован на премию MTV, улетевшую в тот год, как ни странно, к рэперу Эминему. Сама же картина уверенно показала себя в прокате, собрав более 270 миллионов долларов.
На съёмках «Иксов» наш герой познакомился с чешской моделью Павлой Харбковой, которая и стала его следующей возлюбленной. Но и этот роман оказался недолгим. Пара рассталась из-за того, что Дизель постоянно был в разъездах и мало времени уделял своей пассии.
ЗАЛОЖНИК ДВУХ ФРАНШИЗ
Можно ли так говорить о Дизеле? И да, и нет. С одной стороны, большая часть его работ после «Трёх иксов» относилась либо к «форсажам», либо к похождениям светлоокого Риддика. Однако сам актёр не проявляет особого беспокойства насчёт возможной творческой скованности, да и вселенная Риддика едва ли развилась бы до существующих масштабов без личных стараний исполнителя.
Чтобы заполучить Вина Дизеля в сиквел «Трёх иксов», ему предлагали почти половину бюджета «Форсажа» (20 миллионов долларов), но тот отказался, желая сосредоточиться на продолжении «Чёрной дыры». «Когда в 1998 году в прокат вышел “Спасти рядового Райана”, в городе Купере, штат Техас, где никто меня не знал, я снимался в “Чёрной дыре” и, помню, ещё тогда сказал Дэйвиду Туи: “Это будет франшиза, вот увидишь”. Дэйвид ответил: “Да ладно тебе, этот бы фильм снять!”», - вспоминает Дизель.
Увидели свет в итоге и продолжение «Трёх иксов» (без нашего героя), и «Чёрной дыры». Причём сиквел под названием «Хроники Риддика» (The Chronicles of Riddick, 2004), снятый всё тем же Туи, пошёл по несколько другому пути, нежели оригинал. Например, фильм стал более амбициозным и дорогим, а также сменил возрастной рейтинг с R на мягкий PG-13. Новая картина многим пришлась не по душе: критики прошлись по ней катком, многие зрители предпочли оставить кровно нажитые у себя в кармане до лучших времён, а Вин Дизель даже получил номинацию на «Золотую малину» как худший актёр. Впрочем, проникшийся историей Риддика исполнитель совсем не спешил расставаться с полюбившимся миром. Слабые сборы фактически ставили крест на третьей части, но главное сражение за возможность снять продолжение у него было ещё впереди.
Чтобы как-то разнообразить свой послужной список, Дизель согласился принять участие в диснеевской комедийной ленте «Лысый нянька: Спецзадание» (The Pacifier, 2005), по сюжету которой суровый морпех Шейн Вулф опекает семью работающего на правительство учёного. Картина собрала почти 200 миллионов долларов и несколько скрасила предыдущую неудачу. Следующим «экспериментальным» проектом стала драма Сидни Люмета «Признайте меня виновным» (Find Me Guilty, 2006) про невероятно затянувшийся суд над мафиозным кланом Луккезе. Несмотря на попытку продвигать фильм на Берлинском кинофестивале, картина провалилась в прокате и запомнилась в основном лишь тем, что Дизель в ней щеголял c волосами.
В это же время на новый круг вышла франшиза «Форсаж». Для её готовящейся третьй части «Тройной форсаж: Токийский Дрифт» (The Fast and the Furious: Tokyo Drift, 2006) студия хотела заполучить камео с Вином Дизелем. Актёру удалось выжать из ситуации фактически максимум: меньше чем за минуту пребывания на экране он получил продюсерское кресло в четвёртом «Форсаже» и возможность запустить в производство продолжение «Риддика», права на которого принадлежали Universal.
Некоторое время актёр больше не появлялся на экране. Вышедший уже в 2008 году фантастический боевик «Вавилон Н.Э.» (Babylon A.D., 2008) попал в такую бурю негативных отзывов, что даже сам режиссёр Матьё Кассовиц публично ругал своё детище и открещивался от него. Бюджет при этом отработан не был.
В карьере Дизеля ощущался спад. Проскакивали возможности съёмок в экранизации знаменитой игры Hitman и четвёртого «Терминатора». Уже долгое время Марк Винсент вынашивал идею создания исторического фильма о полководце Ганнибале, сражавшемся с Римской империей. Проект всё не переходил в активную стадию: студии пытались ужать сравнимый с картинами Питера Джексона о Средиземье бюджет, Вин Дизель консультировался с Мэлом Гибсоном, искал планы для съёмок... Несмотря на периодические известия о начале производства фильма (или даже мультсериала), судьба данного проекта-мечты Дизеля до сих пор остаётся довольно тёмной.
Застоявшейся карьере актёра дал новое дыхание «Форсаж 4» (Fast & Furious, 2009) от творца третьей части Джастина Лина. Затем в течение нескольких лет как с фабричной ленты сходили продолжения: «Форсаж 5» (Fast Five, 2011), «Форсаж 6» (Furious 6, 2013) и была запущена в производство седьмая часть. Первоначально вполне себе скромные похождения уличных гонщиков всё больше переходили в область многомиллионного боевика, а персонаж Дизеля, в первой картине промышлявший воровством бытовой техники, к шестой серии превратился в этакого супергероя на авто, которой в огне не горит и в воде не тонет. Фильмы хорошо показали себя в прокате и увеличили число фанатов серии. Для Universal эта франшиза стала самой прибыльной из всех имеющихся в распоряжении: на 2014-й год шесть фильмов заработали более 2 миллиардов и 300 миллионов долларов.
Таким образом Вин Дизель укрепил свои позиции в рейтингах звёзд и даже вновь вернулся к режиссуре, поставив короткометражный фильм «Бандиты» (Los Bandoleros, 2009), рассказывающий о некоторых раннее неизвестных событиях из жизни «быстрых и яростных». В августе 2013-го актёр получил звезду на алее славы. За время съёмок в гоночной саге наш герой вновь получил одну номинацию MTV как «Лучший актёр» (статуэтка ушла к Заку Эфрону) и получил всё ту же премию в номинации «Лучшая экранная команда».
Съёмки седьмой части «Форсажа» были омрачены гибелью одного из главных актёров серии - Пола Уокера, который также был хорошим другом Вина Дизеля. На своей странице в Facebook Дизель сделал запись с фотографией себя и Уокера: «Пабло, я надеюсь, что ты видишь мир прямо сейчас, то глубокое влияние, которое ты на него оказал, на нас, на меня... Я всегда буду любить тебя, Брайан, как брата, которым ты для меня был на экране и вне его». Брайаном звали персонажа Уокера в гоночной саге.
В сентябре 2013-го на экраны вышел третий фильм о Риддике - просто «Риддик» (Riddick). У руля по-прежнему был Дэйвид Туи, а картина больше ориентировалась на «Чёрную дыру», чем на провального предшественника. При разработке фильма актёру и продюсеру Вину Дизелю пришлось изрядно попотеть: Universal не собиралась полностью финансировать картину, и поэтому ему пришлось изрядно вложиться в неё самому (Дизель даже заложил собственный дом). Фильм формально отбил затраты, заработав около 100 миллионов долларов в прокате при бюджете в 38 миллионов.
На настоящий момент в разработке есть несколько проектов, к которым Вин Дизель так или иначе приписан. Это, конечно же, седьмой «Форсаж», третья часть «Трёх иксов», а также фантастические картины «Последний охотник на ведьм» и «Машина». Баритону Дизеля также нашлось применение: актёр озвучил дерево-гуманоида Грута в фильме Marvel «Стражи Галактики».
Вин Дизель с оптимизмом смотрит в будущее и ищет новые интересные ему фильмы. «Мне, конечно, очень льстят сравнения со Шварценеггером, и неплохо звучит в целом: “Вин Дизель - экшен-звезда”. Но я слишком долго добивался своего, чтобы этим лейблом, так сказать, ограничиться. У меня большие планы на будущее. Очень хочу снять для своей дочурки весёлую семейную комедию. И обязательно это сделаю: в Голливуде уже, кажется, поняли, что я парень крутой и со мной лучше не спорить!».
ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И УВЛЕЧЕНИЯ
После восхождения на голливудские холмы у Вина Дизеля было достаточно любовных связей, но к какому-то одному знаменателю прийти никак не получалось. Актёр не любил шумихи вокруг отношений и нарочно искал девушку не из высших голливудских кругов. На алых дорожках вместе с ним в разное время можно было увидеть журналистку Марию Менуос или даже модель Люси Кларксон, официально воплощавшую одно время образ знаменитой Лары Крофт. Спустя череду расставаний, по Голливуду даже начали расползаться слухи, что Дизель, мол, предпочитает девушкам таких же как он: мускулистых и бритоголовых - поэтому так неохотно рассказывает о своей личной жизни. Дизель был недоволен сложившейся ситуацией. Порой его печаль приобретала небезобидные формы: однажды в Доминиканской республике актёр велел вышвырнуть из клуба девушку, отказавшуюся составить ему компанию.
Наконец в 2007 году на одной из вечеринок Дизель познакомился с женщиной, которая прочно закрепилась в его сердце. Ей стала на тот момент 24-летняя мексиканская модель Палома Хименес, родившая актёру в 2008 году дочь Ханю Райли, а в 2011-м сына Винсента. О рождении первенца скрытной пары журналисты узнали лишь спустя пару месяцев. Лишь после открытия ребёнка миру, Дизель стал более разговорчивым. Например, он любит говорить о своей малышке.
«Когда у тебя появляется такой вот ангел, ты совершенно иначе начинаешь видеть мир вокруг себя. Пока ты одинокий волк, ты уверен, что нет ничего, что может испугать тебя, чему ты не можешь противостоять. Появление крохи вдруг наполнило окружающее пространство всякими опасностями, многие из которых тебе, в общем-то, неподконтрольны. Понимаете? Как мне её защитить от войн или даже просто от уродов? Сразу хочется изменить мир, сделать его лучше и спокойнее. <...> Я приловчился менять подгузники, да и вообще я стал больше “гугу-гага”-парень, чем “брррр”-монстр. Я даже колыбельные ей пою».
Однако Вин Дизель продолжает не слишком любить пускать прессу на «заповедную территорию». О его увлечениях вне кино можно сказать, что актёр любит экстрим (многие из представленных в кино трюков он исполнял лично) и катается на сноуборде, а также занимается коллекционированием старых виниловых пластинок с роком времён своего детства. Владелец собственной игровой студии, Дизель увлекается компьютерными играми, а также свыше двух десятков лет играет в известную на Западе настольную игру Dungeons and Dragons, для одной из книг по которой он даже написал предисловие.
У Дизеля сложились тесные связи с государством Пуэрто-Рико, где он участвовал в съёмках «форсажей» и просто проводил свободное время. Пуэрториканцы зовут актёра «своим парнем в Голливуде», и неудивительно: Вин Дизель является основателем одной из местных киношкол.
В данный момент Марк Винсент, он же Вин Дизель, успешный актёр и отец двух детей. Помножив врождённые таланты на упорство, он взобрался так высоко, что с этой вышины непростое прошлое, кажется, должно быть не больше долларовой купюры, которую можно спрятать в карман и уже не извлекать. Но его история, вероятно, будет интересна каждому, кто также безрезультатно стучался в закрытые двери и пытался поднять на плечи кажущуюся неподъёмной ношу. В конце концов, Дизель доказал, что он не какой-нибудь Червяк и что крутые парни не только умеют махать кулаками перед камерой, но и способны активно участвовать в творческом процессе. Пусть напоследок Вин Дизель что-нибудь сам скажет о себе:
«Долго отчаиваться я не привык и другим не советую: если хотите преуспеть, вспомните, что внутри каждого из нас есть персональный дизель - он даст возможность как следует разогнаться и оставить позади все чёрные полосы».
(с) Никита Майданюк