среда, 28 августа 2013 г.

Люди десятилетия

Конечно, помимо книг, фильмов и игр, это десятилетие запомнилось и творцами. Людьми, каждое новое произведение которых мы ждали с нетерпением. Одни создавали шедевр за шедевром, другие в точности угадывали ожидания аудитории, третьи просто меняли фантастику. Мы не будем делить их по профессиональной принадлежности — их имена уже давно стали знаком качества.

ДЖОАН РОЛИНГ

Три последних романа о Гарри Поттере окончательно закрепили за Ролинг статус самого коммерчески успешного и знаменитого фантаста современности. Правда, в последние годы создательница мальчика-который-выжил отошла от фантастики, сочинив политическую сатиру и детектив, но есть вероятность, что она вновь вернётся в магическую вселенную. В любом случае, место среди самых влиятельных писателей мира Ролинг сохраняет до сих пор.

ДЖОРДЖ МАРТИН

Фэнтезийные романы Мартина стали новым эталоном жанра, оттеснив на задний план книги самого Толкина. Превращению Мартина в общественно значимую фигуру способствовало появление телесериала «Игра престолов», который привёл к невиданному всплеску популярности «высокого фэнтези» практически по всему миру.


ТЕРРИ ПРАТЧЕТТ

Львиную долю своих лучших книг творец Плоского мира написал ещё в девяностых, но именно в последнее десятилетне из просто известного фантаста Пратчетт стал одним из самых значимых авторов Британии и всего мира. Не зря он был посвящён в рыцари! А ещё сэр Терри вызвал масштабную общественную дискуссию о легализации эвтаназии - после того как стало известно о его болезни и готовности добровольно уйти из жизни.

ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ

Первый отечественный автор, получивший Всемирную премию фэнтези -за сборник рассказов «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки». Петрушевская регулярно использует в своих произведениях сказочные мотивы, её творчество может служить символом постепенного слияния фантастики и мейнстрима.

НИЛ СТИВЕНСОН

Стивенсон прославился как фантаст довольно давно. Но именно на последние десятилетие приходятся «Барочная трилогия», романы «Анафем» и Reamde, которые при всей своей интеллектуальной насыщенности стали мировыми бестселлерами, показав своим успехом, что современное человечество вовсе не так ограничено, как многие опасаются.

ЧАЙНА МЬЕВИЛЬ

Неформальный лидер «новых странных», которые провозгласили своей целью «спасти фэнтези из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина». Мьевиль пишет непростой «развлекательный сюрреализм». Мировой успех его книг привёл к тому, что, наряду с Мартином и Пратчеттом, британский писатель действительно изменил жанр фэнтези.

КРИСТОФЕР НОЛАН

Кто на основе комиксов про Бэтмена создал криминальные триллеры о сумасшествии, терроре и революции? Кто растоптал стереотип о супергеройском кино как о примитивном жанре и заменил его на новый — что фильмы по комиксам обязаны быть стильными и умными? Кто снимает сложные концептуальные фильмы так, что они нравятся всем? Это главный режиссёр десятилетия, создатель «Престижа», «Начала» и трилогии «Тёмный рыцарь». Человек, который определял лицо кинематографа в последние годы и изменил его к лучшему.

ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО

Мексиканский режиссёр совершил меньше, чем должен был: он не смог добыть денег на экранизации «Хребтов безумия» Лавкрафта и игры Halo, а «Хоббита» вместо него снял Питер Джексон. Но одного «Лабиринта фавна» хватило бы, чтобы создатель этой сюрреалистической сказки для взрослых не был забыт. Двумя «Хеллбоями»дельТоро влюбил в себя поклонников комиксов, а «Тихоокеанским рубежом» достал со дна жанр фильмов о гигантских монстрах. В новое десятилетие Гильермо вступаете неудовлетворёнными амбициями, и мы надеемся, что этому талантливому человеку будет везти чаще.

ВАК СНАЙДЕР

Он ворвался в кинематограф как ураган, снимая по фильму каждые два года. Трудно поверить, что Снайдер дебютировал лишь в 2004-м, — сейчас он кажется ветераном, в чьей богатой фильмографии - и незабываемые «300 спартанцев» и «Хранители», и помпезный «Человек из стали», и спорный «Запрещённый приём», и красочный мультфильм «Легенды ночных стражей». Конечно, не все фильмы Зака удачны и не все интересные работы приносили ему деньги. Его достоинство и недостаток одновременно - смелость. Ради интересной идеи Снайдер готов рискнуть и деньгами, и репутацией у критиков, потому-то каждый его фильм становится событием.

ДЖОСС УИДОН

Жаль, но за эти десять лет Джоссу так и не дали возродить сериал «Светлячок» — ему удалось только подвести итоги сюжета в фильме «Миссия “Серенити”». Но карьера Уидона пошла в гору: он поставил блестящих «Мстителей» и вместе с Дрю Годдардом создал один из самых запоминающихся фильмов десятилетия - ироничную деконструкцию хоррор-штампов «Хижина в лесу».

ДЖЕЙ ДЖЕЙ АБРАМС

Яркий представитель поколения «выросших фанатов», пришедшего в кино и на телевидение. Уже в начале десятилетия Абрамс заработал себе место в истории сериалом «Остаться в живых». За робинзонадой на острове, полном аномалий, следили чуть ли не все, у кого был телевизор. Но в ранг «надежд кинофантасгики» Абрамса возвели фильмы по «Звёздному пути», которыми он сумел осовременить классическую НФ-сагу, не убив её атмосферы. Абрамса есть за что не любить — в первую очередь за привязанность к сценаристу Линделофу, сочиняющему путаные сюжеты. Но Джей Джей из тех людей, что искренне любят фантастику и позволяют ей двигаться вперёд, сохраняя дух старой школы. Джордж Лукас знал, на кого оставить «Звёздные войны».

РОБЕРТ ДАУНИ-МААДШИЙ

Есть актёры, которым хватает одной роли, чтобы остаться в истории. Дауни-младший не так много снимался в фантастических фильмах, как Кристиан Бэйл, Карл Урбан, Сэм Уортингтон или Хью Джекман. Но созданные ими образы меркнут перед Тони Старком. Удивительно вспоминать, что в 2003 году Железный человек был не очень-то известным, почти забытым супергероем, который не шёл ни в какое сравнение с Человеком-пауком и Суперменом. Именно благодаря актёру Тони Старк стал первым супергероем, которого лучше знают по имени и в лицо, чем по прозвищу и маске.

МАРКУС ПЕРССОН (НОТЧ)

Кто мог подумать, что в один прекрасный день этот человек перевернёт игровую индустрию с ног на голову? А требовалось всего-то ничего — самостоятельно воплотить игровой концепт в жизнь и позволить игрокам с помощью «сарафанного радио» его рекламировать. Оглушительный даже по меркам дорогих многомиллионных проектов успех Minecraft показал: независимые разработчики тоже могут добиться успеха, главное, чтобы им было что сказать миру. Широкая река Minecraft прорвала дамбу изоляции, отделявшую маленькие компании от потребителей. В брешь устремились десятки проектов — и многие из них нашли своих игроков.

ТИМ ШЕЙФЕР

Этот талантливый гемдизайнер в своё время принёс неувядающую славу компании lucasArts и чуть ли не единолично изменил жанр квестов. Однако на достигнутом Шейфер не остановился — в 2012 году он встал у истоков ещё одной небольшой революции. Ему первому из разработчиков игр пришла в голову идея попробовать собрать деньги через сайт Kickstarter (тогда ещё, к слову, не слишком известный ресурс) - или, по крайней мере, ему первому удалось это сделать. Вместо запрошенных четырёхсот тысяч Шейфер получил три с лишним миллиона долларов (хотя, отметим, даже их не хватило на все задумки). Тим проторил другим разработчикам дорогу, показал, как можно издавать свои игры, не обращаясь за помощью к финансовым воротилам.

ГЕЙБ НЬЮЭЛЛ

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что этот человек за последнее десятилетие сделал для игр больше, чем кто-либо другой. Благодаря ему вышли сверхкультовая Half-Life 2 и ещё добрый десяток всенародно любимых игр. Но главное достижение Ньюэлла — создание Steam, сервиса цифровой продажи игр, который позволил людям делать покупки, не выходя из дома. Именно благодаря Steam продажи компьютерных игр вышли на новый уровень, а у инди-разработчиков появилась удобная платформа для распространения. Без этого человека индустрия видеоигр сегодня выглядела бы совершенно иначе.