Смертельно опасный нановирус уничтожил большую часть человечества. Год спустя горстки выживших людей ведут борьбу за свободные от вируса высокогорные территории, а учёные пытаются найти средство против невидимого врага.
Аннотация к первому роману трилогии Джеффа Карлсона - не самая соблазнительная для поклонников постапокалиптического жанра. Банальнее эпидемии, которая выкосила 90 процентов человечества, только зомби, вампиры и вторжение инопланетян. Однако автор лишний раз доказывает, что даже банальную идею можно сделать интересной, если ярко описывать события и концентрировать внимание на людях, выживающих в этом кошмаре. Ведь ценность постапокалипсиса как жанра именно в том, что он ставит героев в пограничную ситуацию. И от того, как они себя проявят, зависит выживание не только их самих и их близких, но порой и человечества в целом. Как правило, авторы оптимистичны: они верят, что человечество преодолеет все трудности и продолжит свою жизнь на Земле.
Карлсона можно назвать оптимистичным в том, что касается будущего наших соплеменников, — по крайней мере, в первой книге трилогии. Но его взгляд на людей скорее реалистичен. Нет, он не злоупотребляет живописанием того, как низко пали остатки человечества, растерявшего в борьбе за выживание все гуманистические ценности. Но и радостным повествование не назовёшь. Писатель находит равновесие, точнее всего описывающееся банальной фразой: «Люди бывают разные». Да, некоторые выжившие начнут есть друг друга. Но будут и те, кто найдёт другие способы пропитания. Да, многие станут воевать за не заражённые вирусом территории: в романе такую войну ведут русские и мусульмане за Кавказ, а индусы и китайцы - за Тибет. Но некоторые найдут и возможность сотрудничества. Да, власть предержащие часто думают лишь о сохранении своего могущества, даже в нечеловеческих условиях, а военные только выполняют приказы. Но всегда найдётся тот, кто сделает свой выбор не в пользу присяги и тем самым спасёт тысячи жизней.
Все эти варианты показаны в романе глазами двух основных персонажей - Кэма Нахаро, простого работника лыжной базы, и Рейчел Голдман, учёного-нанотехнолога с Международной космической станции. Автор сводит этих героев и заставляет их почувствовать взаимную симпатию - хотя до полноценной любовной линии эти отношения недотягивают. В обеих ветвях сюжета не так уж и много событий: пара перестрелок, одна катастрофа, один мучительно долгий переход, одна попытка создать средство борьбы со смертельным нановирусом... В промежутках - много разговоров и флэшбеков из биографии персонажей. Автор использует каждую возможность, чтобы их характеры стали объёмными и живыми, завоевав читательскую привязанность.
К сожалению, такого же эффекта «Верю!» не возникает с базовой НФ-идеей - историей создания нановируса, который разрушает живые клетки и погибает при низком давлении (поэтому выжившие и заселили горные районы). Хотя у Карлсона и был консультант, его собственный отец-инженер, похоже, сам писатель принципы работы нанотехнологий так толком и не уяснил. Потому он ограничился беседами персонажей-учёных о «наноключах» и беглой характеристикой лаборатории, где создали смертельный вирус. Автору интереснее последствия катастрофы, нежели её причины. И, надо сказать, заинтересовать этими последствиям читателя ему удаётся - появления новых частей трилогии на русском ждёшь с нетерпением.
Не шедевр, но вполне убедительное и психологически точное повествование о возможном «наноапокалипсисе».
Джефф Карлсон. Наночума. Проклятый год |