воскресенье, 24 августа 2014 г.

Дэниел Смит. Думай, как Стив Джобс

Дэниел Смит. Думай, как Стив Джобс
Создатель компаний Apple и Next. Человек, который ввел на рынок MacBook, iphone, ipod, ipad. Изобретатель, чьи инновационные идеи и революционные взгляды на развитие анимации и дизайна изменили представление о том, как должен выглядеть персональный компьютер, плеер и телефон. Черпайте вдохновение, следуя по стопам самого трудолюбивого человека Силиконовой долины!
Дэниэл Смит – успешный писатель, редактор и исследователь документальной литературы – открывает дверь в увлекательный мир величайшего изобретателя и бизнесмена современности!

Отрывок из книги:

Джобс против Гейтса

Часто говорят, что нужно держать друзей близко, а врагов еще ближе. Отношения между Джобсом и Биллом Гейтсом, легендарным со-учредителем компании «Майкрософт», все время были весьма захватывающими. Оба начали свою карьеру в середине 1970-х годов, они были серьезными коммерческими конкурентами и совершенно противоположными личностями. Джобс, в частности, частенько совершал яростные нападки как на компанию «Майкрософт», так и лично на Гейтса. Но в течение долгого времени это соперничество переросло в дружбу, коренившуюся на уважении к тому, что делал каждый из них.

Действительно, оба подходили к своей работе с совершенно разных позиций. В то время как Джобс рассматривал компьютер как средство раскрыть индивидуальность владельца, Гейтс видел в них инструмент, помогающий строить бизнес и являющийся движущей силой торговли. Тем не менее оба понимали, что станут сильнее, если начнут сотрудничать. В 1982 году, например, Джобс убедил «Майкрософт», которая производила системное программное обеспечение для персональных компьютеров, создать приложение в виде электронной таблицы, базу данных и графическую программу для «Мака».


Однако в последующий год оба получили такой шанс. Когда Гейтс возвестил о неизбежном пришествии «Уиндоуз», Джобс обвинил его в том, что он скопировал графический интерфейс «Макинтоша». Гейтс, как говорят, ответил: «У нас с тобой был богатый сосед по имени Xerox, и когда я залез к нему в дом, чтобы украсть телевизор, обнаружил, что уже украл его!» Их взаимоотношения не стали проще, даже в какой-то степени усложнились, а это был коммерческий промах. Особенно возмущался Джобс, поскольку он считал, что это ключевое программное обеспечение, базирующееся на «Ворде» и «Экселе», более необходимо Apple, нежели «Майкрософт». Две компании провели годы, заметно обогатив юристов, пока выясняли патентные споры.

Джобс прибег к некоторым довольно личным нападкам на Гейтса, один раз заявив, что он «был бы не таким зашоренным, если бы оставил свою язвительность или ушел в коммуну хиппи в молодости», и в другой раз он сказал репортеру: «Единственная проблема «Майкрософт» – отсутствие вкуса. Абсолютное отсутствие вкуса. Не в мелочах, а в крупном масштабе. У них нет своих идей, в их продуктах нет культуры».

Но в 1997 году Гейтс еще сыграет важную роль в превращении Apple после возвращения Джобса в свой духовный дом. Причем большая часть промышленников считает, что компания «Майкрософт» своевременно купила акции Apple на 150 миллионов и согласилась, чтобы продолжалось производство «Мака». Джобс публично высказал свою признательность: «Я думаю, что мир – это лучшее место для него». Все же, когда появилось гигантское изображение улитки, которая несла на своей спине быстрейший на то время процессор от Intel для PC, заядлые любители Apple после Macworld-конференции начали новый импровизированный раунд борьбы и освистали «Майкрософт». Случай, когда начинают кусать руку, которая кормит, свидетельствует о враждебности, которую Джобс таил на протяжении многих лет.

Но время шло, оба из них стали в состоянии более масштабно взглянуть на свои достижения (в случае с Гейтсом это то, что он стал одним из наиболее известных в мире филантропов, что, может быть, еще более важное достижение, чем любые его достижения в сфере разработки программного обеспечения). В конечном счете это оказалось битвой, где не было проигравших. Каждый из них стал неотъемлемой частью технологической революции, которая прокатилась по миру с 1970-х годов. Каждый заработал эпические суммы денег. Каждый оставил значительный след во Вселенной.

В 2007 году оба сидели в одной студии в «Уолл-Стрит-Джорнел» на Конференции All Things Digital D5, и каждый говорил добрые слова о другом.
Гейтс сказал о Джобсе: «То, как он относится к вещам, отличается от моего видения, и я думаю, это волшебно». И когда Джобс находился уже в конце своего жизненного пути, именно Гейтс навещал его у него дома, и они часами болтали об их идеях и вспоминали свои карьеры со всеми их взлетами и падениями.

После смерти Джобса Гейтс сказал: «Мы со Стивом познакомились почти 30 лет назад, на протяжении более половины наших жизней были друзьями, коллегами и соперниками. Мир редко видит людей, оказывающих столь огромное влияние, как Стив Джобс. Его влияние будут ощущать еще многие поколения».

Их конкуренция, несомненно, мотивировала Джобса и Гейтса на достижение новых высот – и именно это стало ее главным преимществом.


Уворачивайся от ударов

Перечисляя длинный список достижений Джобса, нельзя забывать, что он претерпевал и некоторые неудачи на протяжении своего длинного пути, которые могли бы выбить из седла менее стойких, чем он. Но каждый раз, когда он падал, он снова поднимался, вскакивал в седло и бросался в атаку, демонстрируя замечательную психологическую выдержку на протяжении всей своей карьеры.

Покинуть Apple в 1985 году было самоубийством, но только не для Джобса. Позже он говорил об этом как об ударе под дых, который выбивает всю энергию. Но вместо того чтобы сидеть и хандрить или наслаждаться незначительными плодами своих прежних трудов на каком-нибудь тропическом острове, он быстро решил, что работа его жизни еще не сделана, и начал искать новые возможности. Это свидетельствует о неуемной энергии, которая подпитывала его на протяжении всей жизни.

Нужно помнить, что Джобсу в то время было только тридцать. Он объявил всем, что он создаст еще один мощный компьютер, но, как оказалось, в тот момент он немного переоценил свои способности, редкий случай в его ситуации.

Таким образом, потеряв свою первую компанию, он быстро основал вторую, новую компьютерную фирму, которую назвал NeXT, которая даже своим названием громко заявила о намерениях совершить прорыв. Он также приобрел малоизвестную компанию, работавшую в жанре компьютерной анимации, которой впоследствии было суждено быть переименованной в «Пиксар». Продавцом был Джордж Лукас, чья франшиза «Звездные войны» в свое время потрясла мир кино почти настолько же, насколько Джобс потряс компьютерный мир.

Если бы Apple всегда была партнером NeXT, то, бесспорно, она удержалась бы на плаву. Но механизм был запущен. В итоге Джобс приложил руку ко всему, что делала компания. Он придумал новую модель компьютера в форме элегантного куба с инновационной мультимедийной системой электронной почты, что позволяло делиться голосом, изображениями, графикой и видео по электронной почте. Вскоре стало ясно, что работа над его машиной сопряжена с высокими затратами, а передовые технологии оказались слишком дорогими, и не было возможности продавать ее по низкой цене. Но, когда ее выпустили, еще более проблематичным стало то, что было совершенно неясно, есть ли на самом деле для нее рынок сбыта.

NeXTcube в форме куба был запущен в 1988 году по совершенно недружественной цене в 6500 долларов, а дополнительная комплектация обходилась еще дороже.

И даже при постоянной рекламе в СМИ и серьезной финансовой поддержке NeXTcube принес только разочарование – за последующие четыре года было продано всего 50 000 единиц. Прибыли не было, и Джобсу даже не нужно было говорить, что NeXT — это не новый Apple.

К 1993 году фирма вообще ушла с рынка аппаратного обеспечения, и хотя Тим Бернес-Ли использовал NeXT, чтобы программировать основу современной «Всемирной паутины», все же это касалось исключительно программного обеспечения. Кроме того, Джобс не делал особых долгосрочных инвестиций в «Пиксар». Пока фирма сражалась за место под солнцем, пытаясь разработать инновации в программном обеспечении, Джобс принял высокорискованную стратегию. «Пиксар» сосредоточила все свое внимание на анимационных фильмах – индустрии, едва ли славившейся своей стабильностью. Пытаясь контролировать «Пиксар» и уберечь компанию от краха, он повел себя довольно безжалостно. В обмен на сохранение финансирования бизнеса он потребовал практически все акции «Пиксара».

В 1993 году «Уолл-Стрит-Джорнэл» написал о Джобсе и его «резком падении с очень высокого поста». В то время мало кто бы мог утверждать, пожалуй, только Марк Твен, что сообщения о его «смерти» были сильно преувеличены. Путешествие могло бы получиться ухабистым, но Джобс был полон решимости остаться в седле.


Преврати неудачи в преимущества

То, что Джобсу удалось преодолеть один из самых сложных периодов в карьере и насладиться длительной фазой успеха, который был карликовым по сравнению с его первой работой в Apple, стало поистине подвигом. Одной из главных причин того, что все так сложилось, было то, что он умел блестяще преобразовывать невзгоды в свои преимущества.

Несмотря на позор, которым закончилось его первое пребывание в Apple, Джобс стал считать свое увольнение одним из самых важных испытаний в жизни, формирующих его как личность. Зато он получил возможность продемонстрировать себя в качестве управленца в NeXT, а также делая экстраординарные вещи в «Пиксар», и в придачу встретить любовь всей своей жизни. Конечно, ко времени его возвращения в Apple в 1997 году он был более сформировавшимся человеком, чем когда покидал компанию двенадцатью годами раньше. Так как же ему удалось вернуться?

● Хотя Джобс и Apple навсегда будут восприниматься как синонимы, тем не менее было еще одно событие в «Пиксар», которое вернуло ему прежнюю славу. А ключевым фактором стала сделка с компанией «Дисней», и именно Джобс разглядел возможность объединиться с монстром киноиндустрии, чтобы работать над анимационным фильмом «История игрушек». Выйдя на экраны в 1995 году, он снискал ошеломительный коммерческий успех, даже критики в один голос рассыпались в похвалах. Должно быть, подобное даже Джобса застало врасплох. «Пиксар» нашел свою нишу, и начался конвейер из кинохитов.

● Будучи все же еще и бизнесменом, Джобс, как только понял, что «История игрушек» станет успешной, тут же рассказал о планах разместить акции компании «Пиксар» на фондовой бирже, несмотря на то что компания из года в год несла убытки. Это был типичный дерзкий шаг, но пока интернет-компании пребывали в зачаточном состоянии, он решил, что акции будет легко продать инвесторам. Сразу же после первичного размещения акций всплеск их котировок показал, что холдинг Джобса оценивается более чем в миллиард долларов. На самом деле ко времени своей смерти Джобс получал больше прибыли от «Пиксар», чем от Apple. Когда в 2006 году «Пиксар» продали «Диснею» за 7,4 миллиарда долларов, доля Джобса стоила около 3 миллиардов долларов. Таким образом, он стал крупнейшим акционером компании «Дисней».

● В годы, когда Джобс бесцеремонно был изгнан из Apple, он создал одну компьютерную компанию по своим собственным стандартам, но ничего грандиозного из этого не вышло. Может быть, эта ситуация выглядит немного комичной, но она говорит о том, что он по-прежнему находился в игре.

● Одним словом, на Apple он затратил гораздо меньше усилий. Запуск «Майкрософтом» пакета «Виндоуз 95» стал событием, оставившим далеко позади своих конкурентов, и Apple постепенно начала сдавать позиции. Отчасти символично и то, что к тому моменту несколько машин компании начали воспламеняться в результате неисправности аккумулятора. Одним словом, компания Apple нуждалась в человеке, имевшем новое видение, который смог бы подняться на борт, встать к штурвалу и повести корабль. В 1993 году Джон Скулли покинул компанию. Возмездие Джобса приближалось. Он зловеще говорил в интервью журналу Fortune о планах спасти свою бывшую увядающую компанию. Если только там найдется разумный человек, способный его выслушать…

● Таким образом, едва ли стало сюрпризом, что Джобс вернулся туда в 1996 году. Но он не собирался всех расцеловывать и благодарить. Ему нужно было наверстать упущенное. NeXT вовсе не являлась сильнейшей частью резюме Джобса, но он был человеком, способным из ничего сделать шедевр, словно посыпал все, к чему прикасался, волшебной пыльцой. И это именно то, что он сделал, вернувшись.

● Он убеждал инвесторов Apple купить его компанию за каких-то 400 миллионов долларов, хотя это было в восемь раз больше, чем суммарные продажи фирмы за весь период существования. Почти третья часть этих денег поступила в сундук с сокровищами Джобса наряду с огромным пакетом акций Apple. Джобс вернулся туда, где хотел быть. Неплохо за десятилетие, большую часть которого он, казалось, провел в пустыне.


Знай, когда разорвать чертежи

В 2006 году в интервью телеканалу MSNBC Джобс сказал: «Я полагаю, если вы делаете что-то и результат получается неплохим, то вам надо сделать еще что-нибудь удивительное и не задерживаться на этом слишком долго. Просто попытайтесь угадать, что будет дальше».

Эффективность такого философского подхода прослеживается снова и снова, если брать высочайшие достижения по всему спектру дисциплин. Считается, например, что успех сэра Алекса Фергюссона держится на протяжении десятилетий, в выбранной им сфере, также базируется на этом. Фергюссон является, пожалуй, наиболее успешным управленцем в истории английского футбола и на момент написания этой книги также был ответственным за «Манчестер Юнайтед» – один из самых богатых и финансируемых футбольных клубов в мире, начиная с 1986 года. В интервью журналу FourFourTwo в 1999 году Фергюссон высказал это предположение, с которым Джобс, конечно, согласился: «Выиграть трофей на самом деле ничего не значит для меня, когда все уже позади… В то время как это самая заветная мечта в спорте. Но как только все заканчивается, об этом быстро забывают. Ну хорошо, не совсем быстро, но это испаряется. Ваш следующий шаг наиболее важный. И рассудок здесь является важнее. И игроков можно воспитать только тогда, когда им удается покорить новую высоту».

Этот процесс непрерывной переориентации был затронут в творчестве любимого певца Джобса Боба Дилана, в песне «Все в порядке, мам» (Я просто истекаю кровью): «Выбор у нас один – меж рождением и смертью». Это стремление по-прежнему было актуальным для Джобса, и, руководимый им, он продолжал работать. И даже когда все шло наперекосяк, он снова возвращался к чертежной доске и скрупулезно трудился. Для него создание великих вещей было постоянной корректировкой самого же себя, и порой даже весьма жесткой. По его собственным словам: «Я на самом деле так же горжусь вещами, которых я не сделал, как и вещами, которые сделал. Инновации – это способность говорить «нет» тысяче вещей».

Кредо Джобса «возвращение к основам» было очевидно, когда он вернулся в Apple сначала в качестве консультанта к Джилу Амелио, который стоял во главе компании в 1996 году, и затем, когда стал временным генеральным директором с сентября 1997 года, – временный статус дал Джобсу возможность смоделировать себя как генерального директора. И первое, что он сделал, – собрал вместе ключевые фигуры компании в попытке выяснить, что пошло не так. Заключение было простым: продукт, который не раз подкреплял успех компании Apple, больше не был настолько хорошего качества.

Джобс бросил вызов, заявив, что этот продукт себя исчерпал. Он описал, как провел несколько недель, пытаясь понять, почему он мог бы купить любой похожий продукт. И лишь заключил, что если он не может понять этого, то покупатели Apple не смогут тем более.

Он также приступил к переделке своей компании и сокращению штата сотрудников. Следующее, что он предпринял, – отказался от производства принтеров и убрал несколько линеек продуктов, включая некоторые особенно заметные проекты, такие как портативное устройство Newton. Это было время сфокусироваться на вещах, которые компания делает хорошо, и избавиться от ненужных, а также придумать тысячи приличных идей в стремлении усовершенствовать одну-единственную. По существу, линейка продуктов будет сведена к настольным портативным компьютерам, ориентированным на рынок индивидуальных потребителей и деловой рынок.

Никто не был удивлен, что Джобс так быстро освоился в новой роли. Еще в 1985 году он сказал в интервью журналу «Плейбой», что выбрав творческий путь, вы должны быть готовы начинать сначала, снова и снова.

Дэниел Смит. Думай, как Стив ДжобсДэниел Смит. Думай, как Стив Джобс