Каждый из нас вспомнит, что хотя бы раз поддавался общему мнению и делал выбор, о котором потом жалел.
Представьте: вы заходите в комнату и видите стол, на нем стоит белая пирамидка. Вокруг стола сидят люди, которых спрашивают, какого цвета фигурка. Люди один за другим говорят, что пирамида черная. Вы смущены, но вот очередь доходит до вас... Что вы ответите? Не торопитесь, ведь вы участвуете в эксперименте, повторяющем знаменитые опыты Аша, которые показали, что люди очень легко предают свои ощущения, когда общество требует от них этого.
Соломон Аш родился в 1907 году в Варшаве. В 13 лет он уехал в Америку и поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Во время Второй мировой войны Аш заинтересовался тем, насколько сильно пропаганда и внушение искажают наше восприятие действительности. И провел серию экспериментов, которые впоследствии стали классикой психологии. Результаты первого и самого известного опыта с тремя линиями были опубликованы в американском сборнике «Группы, лидерство и люди» в 1951 году.
Аш набирал студентов для участия в «испытаниях по проверке зрения в группе», в ходе которых нужно было оценить размер нарисованных на карточках отрезков. Группа состояла из восьми человек, но все, кроме испытуемого, были подсадными утками. Участникам давали «случайные» номера, согласно которым они отвечали на вопросы. На самом же деле единственному настоящему испытуемому всегда выпадал последний, восьмой номер.
В каждом раунде опыта присутствующим показывали пару карточек. На одной были нарисованы три отрезка разной длины, а на другой — отрезок, равный по длине одному из отрезков на первой карточке. Участников спрашивали, какой из трех отрезков совпадает по длине с отрезком на другой карточке?
В первых двух раундах подсадные утки отвечали правильно, но в третьем давали один и тот же неправильный ответ, который слышал сбитый с толку студент. Глаза говорили ему одно, но раз за разом окружающие это опровергали. Аш проводил и контрольные эксперименты — испытуемого «прогоняли» по карточкам в одиночку и в группе случайных участников. Без давления группы количество ошибок не превышало 1%. Но в присутствии подсадных уток 75% участников хотя бы раз отвечали неправильно!
В более сложных экспериментах к подсадным уткам добавляли одного «честного» человека, который третьим или четвертым давал правильные ответы. В этом случае восьмой участник реже отвечал неправильно.
Аш установил «критическую массу» людей, под давлением которой человек прогибается под чужое мнение. Максимальное число неправильных ответов студенты давали, когда их запутывали от трех до семи актеров. В группах большего размера участники чаще выступали против мнения окружающих.
После завершения опытов Аш спрашивал участников, почему они отвечали неправильно. Большинство признавались, что не верили в то, что говорят, но не хотели быть осмеянными или показаться выскочками.
Как показывает накопленная в опытах Аша статистика, давлению группы никогда не поддаются только 25% людей. Вы до сих пор считаете, что имеете собственное мнение? Тогда завтра, когда соберетесь поучаствовать в очередном споре в «Фейсбуке» или в десятый раз за день нажать кнопку «репост», задумайтесь, чего больше в вашем решении — результатов независимого анализа или стремления следовать курсу большинства?