Сборник рассказов классика мировой фантастики, большинство из которых ранее не публиковались на русском.
Гарри Гаррисона мы до недавнего времени знали только по романам и повестям. Восемь лет назад на русском выходил сборник «50x50», составленный к 50-летию творческой деятельности автора, - но картина явно нуждалась в дополнении и расширении. Двухтомник, задуманный и наполовину осуществлённый, должен выполнить эту миссию.
Короткая проза для писателя — линза с сильным увеличением, под которой черты его стиля видны как на ладони. Личность автора прослушает из-за рассказов явственнее, чем из-за романов, как если бы крупная проза была тяжёлым и плотным театральным занавесом, а короткий рассказ, порой исполненный небрежно и на скорую руку, - рваной лоскутной кулисой бродячего цирка. И тот образ, который выглядывает сквозь прорехи этой кулисы, получился очень симпатичным: остроумным и ехидным, но добрым и отчаянно жизнелюбивым. Несмотря на все недостатки его рассказов.
Именно недочёты первым делом бросаются в глаза читателю сборника. Известно, что Гаррисон довольно часто имел дело с комиксами. Это отразилось на его манере выстраивать сюжет и разрабатывать образы персонажей: и то, и другое выходит схематичным, набросанным крупными мазками, а то и составленным из готовых штампов. Чего стоят хотя бы женщины из его рассказов - все как одна фигуристые красотки, которые с разбегу вешаются на шеи главным героям. Да и мужчины им под стать: спортивные, решительные, легко справляющиеся с любыми препятствиями («Лунный спорт», «Каменный пилот»). Заглавный рассказ сборника и вовсе можно прочитать как эротическую фантазию о планете, где на тысячу женщин приходится по одному мужчине, — да, «райское блаженство» тут совершенно конкретное. Кроме того, на некоторых текстах лежит печать Холодной войны: шпионским страстям и паранойе вокруг них посвящено немало рассказов сборника.
Ударных концовок и неожиданных поворотов сюжета здесь практически нет. Научная сторона не продумана - даже в тех рассказах, которые посвящены научным открытиям и изобретениям («Самсон в храме науки», «Путь в неведомое», «Мир на волоске»), суть исследований пересказана в очень наивном ключе, в стиле «один учёный изобрёл перемещение во времени». В общем, современному избалованному читателю НФ поживиться тут, как можно подумать, почти нечем.
Но если сделать скидку на время и не сравнивать Гаррисона с современными мастерами короткого фантастического рассказа, то можно обнаружить, что тот Гаррисон, которого мы полюбили благодаря Ясону динАльту и Джиму Ди Гризу, никуда не девается и в менее известных произведениях. Он не сомневается в том, что человечество благодаря несгибаемой силе духа выстоит в любых катаклизмах (Ad astra, «Бегство от огня», «Мир на волоске»). Не боится ставить своих героев перед сложным моральным выбором («Нить судьбы», «Самсон в храме науки», «Бомбардировщик обороны»). И всегда рад посмеяться, поиграть и со штампами всё тех же шпионских романов, и с мировой литературой в целом. Один из самых занимательных рассказов сборника - «Вид с вершины башни», где в мир романа Джойса «Улисс» вторгаются инопланстяне-«похитители тел». Но куда им совладать с силой характера ирландцев и их любовью к выпивке! А завершающий текст «Трагедия в Тибете» демонстрирует, что даже внутри-фэндомные шутки «для своих» удаются Гаррисону не хуже полноценных произведений.
Старомодный и наивный, но заражающий оптимизмом и бодростью духа сборник, обязательное чтение для знатоков и любителей Золотого века американской фантастики.
Гарри Гаррисон. Планета райского блаженства |