Настали новые времена — и теперь заработать можно на чём угодно. К примеру, просто играя в онлайновую ролевую игрушку и потом продавая прокачанных персонажей. Но есть те, кому этого мало; они создают вирусы, которые блокируют файлы жертвы до тех пор, пока она не заплатит «захватчику» небольшую сумму денег. Игровых. Которые легко конвертировать в реальные. Вот только когда в «заложниках» оказываются файлы человека, работавшего на мафию, игра переходит на совершенно другой уровень.
Постоянные читатели Нила Стивенсона знают, чего ждать от его книг. Внушительный объём, детальное, системное погружение в закулисье той или иной области человеческой деятельности, множество персонажей. авторская ирония... Всё это, разумеется, есть и в «Вирусе „REAMDE"» - с тем. однако, исключением, что новая книга для Стивенсона совершенно не характерна. Потому что обычно он предлагал читателю поработать мозгами. За невероятными декорациями, за причудливыми переплетениями судеб всегда стояло что-то ещё. Сверхзадача, которую писатель выполнял, попутно развлекая читателя.
«Вирус „REAMDE"» поначалу тоже кажется именно таким романом. Ричард Фортраст - бывший контрабандист и торговец наркотиками, нынче - преуспевающий хозяин компании, которая разработала популярную онлайновую RPG, — долго и в подробностях вспоминает о своём прошлом. Попутно он вводит в курс дела свою племянницу. Зулу, которой предстоит работать в компании. Затем парень Зулы пытается кое-что продать представителю русской мафии - и действие начинает разворачиваться как в первоклассном голливудском боевике. Закономерности существования такого необычного сегмента, как рынок онлайновых ролевых игр, особенности создания этих игр. их экономика... всё это сперва отходит на задний план, а после вовсе теряется в дыме и грохоте взрывов. Однако особенности функционирования и террористических организаций, и спецслужб тоже остаются за кадром.
Собственно, Стивенсон честно предупреждал, что хотел написать - и написал - бойкий технотриллер. Странно было бы ждать, к примеру, от высокобюджетного боевика изысканности артхаусного кино. Тем более что с поставленной задачей Стивенсон формально справился - роман получился динамичным, с живыми персонажами, с внезапными сюжетными поворотами. Даже русские мафиози у Стивенсона убедительные: не ходят в обнимку с медведями, не сморкаются в соболиные платочки, в минуты душевного раздрая не бренчат на балалайках.
Но достоинства «Вируса...» тянут за собой и ряд недостатков. То, что хорошо смотрелось бы на экране, в сериале уровня «24 часов», па бумаге выглядит предсказуемым - и, как следствие, затянутым. То, что судьбы двух десятков героев сойдутся в одной точке, читатель догадывается страниц за сто до того, как это, собственно, происходит. А ещё сто страниц перебежек и перестрелок, показанных с разных точек зрения, воспринимались бы с меньшей скукой, если бы читатель томился хоть какой-нибудь интригой. Но её нет: мы догадываемся, что кто-то погибнет, но большинство выживет, ну что ж, ровно так и происходит. Некоторое оживление в события привносит пума-людоед, идущая по следу террористов, - но она выглядит как чистейшей воды deus ex machina.
По-настоящему удивляет, впрочем, другое. Стивенсону, как человеку, разбирающемуся в программировании, должно быть очевидно, что создатели компьютерных вирусов способны навредить современной цивилизации в масштабах, сопоставимых с угрозой от террористов «традиционных». Однако эту тему он почему-то затушёвывает; в романе об этом упоминается между делом. То, что могло бы ст ать серьёзной проблемной книгой - и поначалу даже подавало такие надежды, - в итоге действительно оказалось лишь технотриллером. А если рассматривать роман как технотриллер, то некоторые сюжетные ответвления кажутся избыточными, необязательными.
Что до фантастики, то её тут примерно столько же, сколько и в раннем романе Стивенсона «Зодиак» (1988). Действие происходит в условном «здесь и сейчас», серьёзным фантастическим допущением выглядит лишь сама онлайновая RPG «Т’Эрра», точнее - уровень её проработки.
Стоит ли читать «Вирус „REAMDE"»? Пожалуй, да, только воспринимайте его не как очередной роман Стивенсона, а как качественный иронический технотриллер. Тогда удовольствие на пару-тройку вечеров гарантировано.
(c) Владимир Пузий
Нил Стивенсон. Вирус «REAMDE» |