понедельник, 23 июня 2014 г.

Митральезы против пушек Круппа

Франко-прусская война
Франко-прусская война оказалась вооруженным конфликтом нового типа, предвосхитившим Первую мировую. Многие тенденции XX века — в первую очередь роль технического прогресса в военном деле — впервые проявились на полях ее сражений.

7 октября 1870 года у подножия парижского холма Монмартр, тогда еще столичной окраины, наблюдалось необычайное оживление: на площади Сен-Пьер моряки из флотских экипажей, перекинутых в Париж для защиты от пруссаков, отгоняли многочисленных зевак от двух воздушных шаров, подготовленных к полету. К первому из них решительно прошел невысокий молодой мужчина с окладистой бородой и слепым правым глазом. Следом в корзину поднялись его помощник и пилот. Когда шар «Арман Барбес» стал набирать высоту, бородач помахал рукой толпе, ответившей восторженными овациями. Это был Леон Гамбетта, министр внутренних дел временного правительства, отправлявшийся из осажденного Парижа в провинцию руководить обороной страны.

Тот день стал историческим — впервые воздухоплавание показало свое военное значение. Через несколько часов Гамбетта, перелетев через прусские позиции, приземлился в ста километрах от Парижа и приступил к формированию новой армии.

С помощью аэростатов между блокированной пруссаками столицей и остальной страной был установлен воздушный мост, действовавший до конца осады.


* * *

Войну Пруссии объявила Франция. Формальным поводом стал династический спор о вакантном испанском троне. Но глубинная суть конфликта заключалась в опасениях, которые внушала Парижу Пруссия, резко усилившаяся после разгрома Австрии в 1866 году.

Император Наполеон III был уверен в скорой победе. В годы Второй империи страна бурно развивалась — свидетельством ее экономических и технических успехов стал преображенный бароном Османом Париж. Император, по образованию офицер-артиллерист, лично контролировал перевооружение армии.

Накануне войны французская пехота получила лучшую в мире винтовку — сконструированное оружейником Шасспо игольчатое ружье, которое по дальности стрельбы в два раза превосходило (1200 м против 600) прусскую винтовку Дрейзе образца 1841 года. У винтовки Шасспо была выше скорострельность, а меньший калибр (11 мм против 15,4) позволял солдатам носить с собой больше патронов.

Однако, как показал последующий военный опыт, ружья Шасспо, как и поступившие в то же время в армию митральезы Реффи, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Последних, например, в армии было всего 210 штук. Они были окутаны такой секретностью, что многие военные просто не умели с ними обращаться. К тому же за разработку и эксплуатацию орудий отвечали артиллеристы, видевшие в них эквивалент пушки. Поэтому они и применялись как артиллерийские орудия — целыми батареями и с большого расстояния. Из-за этого митральезы теряли в плотности и кучности огня.

Ружья Шасспо были «побиты» пушками Круппа образца C64. В то время как у французов на вооружении находились бронзовые пушки системы Ла Гитта, заряжаемые по старинке с дула, прусская C64 была казнозарядной и имела стальной ствол. Это давало ощутимое превосходство в скорострельности и дальности стрельбы (3,5 км против 2,8).

* * *

Война началась 19 июля 1870 года, и через девять дней император покинул Париж, отправившись лично командовать действующей армией. В столице за себя он оставил императрицу Евгению, а с ней единственного наследника.

Уже первые сражения показали, что французская армия не способна на равных противостоять пруссакам. У Пруссии, в отличие от Франции и других стран Европы, был генеральный штаб, который возглавлял Гельмут фон Мольтке — величайший военный стратег своего времени. Прусский генштаб подготовил детальный план боевых действий и план мобилизации, в соответствии с которыми осуществлялся оперативный призыв и быстрая переброска солдат на фронт по развитой сети железных дорог.

Военная же доктрина Франции не отвечала требованиям времени. Командование не имело управляющего центра, не было и всеобщей воинской повинности. После первой вылазки в Саар французская армия принуждена была только обороняться и отступать. Развязка наступила быстро: 2 сентября Наполеон III капитулировал под Седаном вместе со стотысячной армией. Еще 180 тысяч солдат были заперты в крепости города Мец и сдались под угрозой голода 27 октября.

За капитуляцией в Седане последовал стремительный рывок прусских армий к Парижу, где тем временем произошла революция, регентша с наследником сбежали и власть перешла в руки временного правительства во главе с генералом Трошю.

19 сентября пруссаки завершили окружение Парижа. В результате блокады столицы страна оказалась без управления. Власть правительства распространялась только на Париж. Вопросом жизни и смерти стало регулярное сообщение с провинцией. Перед самой осадой из Парижа были проложены два секретных телеграфных кабеля, один из них — по дну Сены. Но его случайно зацепили и порвали землечерпалкой, а второй был испорчен при взрыве моста.

Тогда главный почтмейстер Жермен Ранпон и согласился рассмотреть авантюрное предложение фотографа и аэронавта Надара о полете на шаре через позиции пруссаков.

23 сентября 1870 года шар «Нептун», пилотируемый помощником Надара Жюлем Дюруфом, благополучно перелетел из Парижа на неоккупированную территорию, открыв регулярное воздушное сообщение между столицей и остальной Францией. Результатом полета Леона Гамбетта, состоявшегося всего через две недели после этого, стало установление параллельного правительства в городе Тур, которое контролировало центр и юг страны и в кратчайшие сроки смогло сформировать Луарскую армию. 27 сентября правительство своим указом организовало воздушную почту. За три месяца осады Парижа было запущено 67 шаров. Они перевезли 164 пассажира, 381 почтового голубя и пять собак для передачи депеш, доставили 2,5 миллиона писем.

Эффективность аэростатов была потрясающей. В руки пруссаков попали только пять шаров, еще один шар пропал без вести в Атлантическом океане. Два шара приземлились в Бельгии и Голландии, а один установил рекорд: он долетел до Норвегии, преодолев 1246 километров!

Узнав о полетах, Бисмарк воскликнул: «Это нечестно!» — и приказал расстреливать на месте экипажи перехваченных аэростатов как шпионов. И хотя потом его от этой меры отговорили, «пушечный король» Крупп получил срочный заказ на первую в мире зенитную пушку для стрельбы по шарам. Несколько экземпляров зениток было сделано в считанные дни, и 12 ноября пруссакам удалось сбить аэростат и взять двоих пассажиров в плен. После этого все шары начали вылетать из Парижа только ночью.

Конечно же, полностью проблему коммуникации воздушные шары не решали. И тогда на сцену вышла голубиная почта. За несколько дней до окружения Парижа в столицу было доставлено пять тысяч почтовых голубей. Они составили основу «флота» для пересылки корреспонденции в провинцию.

Перевезти огромное число писем удалось благодаря фотографу Рене Дагрону, разработавшему микрофильмирование. К голубю прицепляли пакетик размером 3,5 на 5 см с пленкой, на которой умещалось до 3000 писем. При получении текст увеличивали с помощью микроскопа и распечатывали. Всего голуби передали 115 тысяч правительственных депеш и более миллиона частных писем, а казна от предоставления почтовых услуг получила свыше 430 тысяч франков.

Французы постоянно придумывали новые способы связи со столицей, подчас совершенно экзотические. Физик Поль Десэн экспериментировал с передачей электросигналов по Сене, используя в качестве проводника речную воду. Была предпринята попытка проплыть в Париж по той же Сене под водой, используя водолазные костюмы, — но снаряжение перехватили пруссаки. Изготавливались цинковые контейнеры — цилиндры длиной 20 сантиметров, внутрь которых помещалось до 500 писем. Контейнеры герметически заваривались и пускались вниз по течению Сены. Предполагалось, что в Париже их будут вылавливать сетями. Но ни один из 55 контейнеров так и не был получен во время осады. Их начали обнаруживать много позднее — последний был найден в 1980 году!

* * *

Этот военный конфликт показал миру многое: потенциал воздушного пространства в ведении военных действий, превосходство казнозарядной артиллерии, роль в войне железных дорог. Стихийно создававшиеся отряды франтиреров-партизан предвосхитили широкое участие населения в войнах XX века, а ответные расстрелы пруссаками заложников — массовые репрессии тоталитарных государств. Судьба же отобранных у Франции Эльзаса и Лотарингии стала одной из косвенных причин обеих мировых войн.

(с) Максим Артемьев