На вопрос, что такое коучинг, одна моя знакомая ответила так: «Это что-то вроде психотерапии, только круче...» Для многих это лишь модная упаковка традиционных услуг - чтобы продать и купить подороже. Так что же такое коучинг на самом деле, кому и зачем он нужен?
Вперед, в будущее?
Нас то и дело настигают кризисы: у одного кризис среднего возраста, у другого кризис цели, у третьего карьера не складывается. И мы копаемся в себе, составляем реестр собственных ошибок, думаем, что и где мы сделали не так, но это не помогает продвинуться вперед ни на йоту - мы крутимся на одном месте, как белка в колесе. В какой-то момент приходит понимание - мы не можем больше вариться в собственном соку, нам надо вырваться из этого заколдованного круга, а для этого необходим диалог с другим. И тогда мы начинаем искать этого «другого», с кем можно обсудить проблему, свои мысли и поступки, поделиться сокровенным, понять, как действовать дальше. Нам важно, чтобы собеседник был одновременно и объективным, и заинтересованным в нашем успехе. Найти такого человека в своем окружении совсем не просто - близкие вряд ли могут быть беспристрастными. Поэтому одни идут к психотерапевту, а другие - к коуч-консультанту.
Слово coach можно перевести на русский язык по-разному: «тренировать», «наставлять», «направлять», «воодушевлять». Еще одно значение coach - «карета, повозка». Для чего нужны повозки? Чтобы перемещаться из одного места в другое. Коучинг - это своего рода «машина времени», способная перенести нас в будущее: из «зоны проблемы» в «зону ее эффективного решения», из «здесь и сейчас» - туда, где мы хотели бы быть.
Если психотерапевт концентрируется в основном на наших психологических проблемах, ошибках и исследовании их корней, а значит, на нашем прошлом, то коуч «заточен» на будущее: его задача - помочь нам понять себя и перейти на качественно новый уровень. Принципиальное отличие коучинга от других видов консультирования - это опора на позитив. Что это значит на практике?
Не бороться, а достигать
Коучинг - это не скорая психологическая помощь и не таблетка от ста недугов. Это планомерная работа, в которой главное - дать нам возможность увидеть, за счет чего мы успешны, каковы наши конкурентные преимущества, удачные стратегии поведения, на какие базовые личностные качества нам стоит опираться. Коуч не «переделывает» клиента, поэтому если мы рассчитываем с его помощью «искоренить собственные недостатки», то обратились не по адресу.
Коуч-консультант предлагает иной путь: не искоренять недостатки, а развивать преимущества. Работа коуча напоминает работу спортивного тренера: он не может пробежать за спортсмена дистанцию, зато помогает ему актуализировать внутренний ресурс, «поймать свою игру», открыть свою «коронку» - то сильное и уникальное, что свойственно только ему и что позволит добиться победы. Простой пример: зачем спринтера, который лучше других пробегает стометровку, ставить на дистанцию в пять тысяч метров?
Пару лет назад ко мне на консультацию пришел руководитель управления одной крупной фирмы. Нервный, дерганый, всем недовольный, хотя, казалось бы, и должность, и зарплата, и почет... Когда я спросила, что он лучше всего умеет делать, ответ был неожиданным: «Программировать». А на вопрос, чем бы он хотел заниматься, ответ был тот же: «Программировать». - «Тогда почему вы этого не делаете?» - спросила я, и в ответ услышала стандартную историю. Жил-был отличный программист, работал в свое удовольствие, в подчинении у него было человек пять. Но в какой-то момент жена решила, что пора мужу «делать карьеру и деньги», и стала толкать его «вперед и вверх». И вот он уже начальник отдела, потом глава управления. С людьми ему работать сложно, руководить он не любит и не хочет, тоскует по прежней работе. Отсюда и бессонница, и депрессия. Этот человек по своей сути мог быть только профессиональным лидером, но никак не административным. Талант программиста - вот его конек, его коронка. И он вернулся к своей прежней работе, разработал интересную программу, выиграл грант - и теперь неплохо зарабатывает и спокойно спит, потому что занимается действительно своим делом.
Конструктивный диалог
Коуч-консультирование - это диалог двух равных партнеров. Консультант не берет на себя роль всезнающего учителя, не занимает оценочную позицию - он только высказывает свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы и делится своими эмоциями.
Безоценочное сопереживание, или эмпатия, - непременное условие консультативного процесса. Но при этом профессиональный коуч сохраняет независимую позицию и продолжает «держать дистанцию». Коучинг - двусторонние отношения, и если мы считаем, что не стоит обсуждать с консультантом отношения в семье, значит мы не будем их обсуждать. Так, в истории с программистом мы не говорили с ним о той негативной роли, которую сыграла жена в этой ситуации, зато по его просьбе обсудили, как лучше преподнести супруге его решение вернуться на прежнее место работы.
Коуч принимает клиента таким, каков он есть, без всяких условий. В такой атмосфере принятия мы можем расслабиться и почувствовать себя в безопасности, а потому легко преодолеваем внутренние барьеры, раскрепощаемся и позволяем себе испытывать любые чувства - смущение, обиду, возмущение, страх, гнев, гордость и т. д. А еще высказывать идеи, строить планы, даже самые невероятные, о которых никогда никому не решились бы сказать.
Часто клиент пытается выступать в роли эксперта по собственным недостаткам и требует того же от консультанта. Он говорит: «Зачем меня хвалить? Вы скажите, что у меня плохо...» Но опора на позитив - это не восхваление клиента, а тщательный, напряженный поиск того, что действительно является его главным ресурсом. Опора на позитив помогает, используя наш прежний опыт, моделировать будущее, «зону ближайшего развития». И прошлое становится источником ресурсов, а не хранилищем комплексов и проблем. Из своего опыта мы берем только то, что помогает решить стоящую перед нами задачу.
Зеркало для героя
Мы обсуждаем с консультантом все возможные варианты решения проблемы, но выбор всегда остается за нами, и отвечать за последствия своего выбора будем мы, и только мы. Задача консулы танта - помочь увидеть ситуацию, в которой мы оказались, чтобы мы вышли из его кабинета с ясным понимаем того, что делать.
Консультант помогает посмотреть на себя со стороны, осознать уникальность, открыть разные стороны своей натуры и спокойно принять свои ограничения. При грамотном подходе можно даже минусы превратить в плюсы. Предположим, мы претендуем на роль руководителя, но привыкли тихо говорить. Зачем переламывать себя, ходить на курсы ораторского мастерства и «вырабатывать командный голос», когда манера говорить может стать «фирменным знаком», «фишкой». Тихо говорим? Значит, спокойны, уравновешенны, уверены в себе, так почему бы не доверить такому человеку руководство коллективом? Тем более и слушают «негромких» намного внимательнее.
Очень важно, что обратиться к коучу за психологической поддержкой можно в любой момент. И неважно, что это за проблемы - те, над которыми мы вместе работаем, или новые, возникшие совсем недавно. Возможность постоянно получать обратную связь очень важна: это как «зеркало для героя» - мы видим реальную картину и потому способны принимать верные решения.
Обратная связь может быть и позитивной, и негативной. Один из моих клиентов однажды сказал: «Если что... бейте меня по рукам!» В процессе коучинга консультанту действительно приходится иногда «бить по рукам». Но жаловаться тут не на что: коуч - не гуру и не морализатор, а практик, который в интересах клиента дает ему конструктивную обратную связь, в том числе и негативную.
Доверять себе
Известны слова: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». В самом деле: важно понять, на какие качества мы можем опереться, а какие надо просто принять как ограничения.
Без такого понимания себя, без доверия и уважения к себе, к своей индивидуальности развитие личностного потенциала невозможно. Однако пройти этот долгий «путь к себе» без помощи независимого «другого» совсем не просто. Вот для этого нам и нужен коуч-консультант.
(с) Марина Мелия