понедельник, 16 июня 2014 г.

У Христа за шиворотом

секты

Как наши соотечественники над православием издевались. Самые странные религиозные секты, которые отравляли жизнь инквизиторам Российской империи: дыромоляи, тюкальщики, неплательщики и еретики жидовствующие.

Инквизиция и Торквемада, говорите? Щенок был этот Торквемада! Гоняться за выкрестахми и морисками недобитыми под эгидой славного войска римского много ума не требуется. После паэльи и бутылочки андалузского допросить с пристрастием пару еретичек, а вечер с приятностью потратить на учет отступнических золота, земель и ослов, переданных в казну на прошлой неделе согласно описи... А вот взять бы этого Торквемаду за ухо да шмякнуть посреди болот в нашенских Сморгулях каких-нибудь! Откуда до ноября не выползешь, пока дороги не встанут, где росохмах больше, чем людей, а люди таковы, что уже третьего попа невесть где в трясинах теряют. Пойдет батюшка за клюквой, да и утопнет. Дело привычное...


Согласно незабвенному графу Уварову, Российская Ихмперия на трех китах стояла - православии, самодержавии и народности. О двух последних китах разговор особый, но кит православия, надо признаться, всегда был непрост и порой до того вертляв, что требовал немалого мастерства джигитовки. Паства православная была велика и надзиралась усердно. За отпадение от православия, за переход в иную веру, за неразрешенный брак с иноверцем, за воспитание детей вне православной традиции до 1913 года полагалась каторга, за пренебрежение исповедями и службами - кутузка и штрафы. Атеистов в стране не было, ибо атеизм был запрещен.

Конечно, имелись инославные во хмножестве: магометане, лютеране, католики, иудеи и даже кое-какие язычники из нежелательных, но терпимых, вроде буддистов. Эти хоть и считались гражданами второго, а кое-кто и третьего сорта, но находились под приглядом, место свое знали, и муллы их и ксендзы исправно сотрудничали и со Священным Синодом, и с Министерством духовных дел, и с канцелярией обер-прокурора. В общем, не наикатоличнейшая Испания нашему взору открывается; у нас как запретили к православию огнем и мечом приводить, так и пошла эта дребедень - до сорока вероисповеданий паспортистам разрешено записывать! Это вам не Валенсия с Каталонией, где все жители - католики, сами друг на друга при любом отступлении от канонов доносить бегают. И все же главной головной болью всех лиц, ответственных за духовные скрепы Российской империи, были не инославные. Куда печальнее было то обстоятельство, что само православие в обширной наше державе порой извращалось местными умельцами так бессовестно, что не успеешь обернуться, а у тебя под рукой, в какой-нибудь Вологодской губернии, уже цветет махровым цветом такая пакостная ересь, что и сам Антихрист бы не додумался. А народ наш легковерный уже готов в защиту этой ереси и за вилы браться, и деревнями в реке топиться, и на каторгу брести.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

Конечно, и у нас блюстители чистоты веры не боялись запачкать рук в борьбе с еретиками, оглядываясь при этом и на Запад, и на того же Торквемаду. Крупнейший исследователь православной инквизиции Е. Ф. Греку-лов приводит чудесное письмо новгородского архиепископа Геннадия, который писал в 1490 году московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал...» Геннадий, наслушавшись про Торквемаду, устроил свою показательную казнь еретиков. «Их посадили в шутовской одежде на коней «хребтом к глазам конским», то есть задом наперед, на головы им надели берестяные шлемы с надписью «Се есть сатанино воинство» и в таком виде возили по городу. Городские жители обязаны были плевать на еретиков и говорить: «Это враги божьи и христианские хулители». В заключение на их головах были сожжены берестяные шлемы. Некоторых еретиков, как рассказывает летопись, по требованию Геннадия сожгли на Духовском поле, а других он послал в заточение». Вплоть до конца XVIII века, до правления Елизаветы, не уважавшей смертную казнь, у нас периодически пытали, жгли и топили в Смоле чародеев, еретиков, раскольников и богоотступников. Екатерина Великая вообще фактически запретила преследование старообрядцев, чем изрядно усложнила борьбу за чистоту православия, а к остальным еретикам потребовала применять наказания не более суровые, чем порка кнутом и каторга.

И тут, конечно, еретики совсем распоясались.

ЖИВУТ В ЛЕСУ ДА МОЛЯТСЯ КОЛЕСУ

Основная проблема христианства вообще и православия в частности - это, конечно, отсутствие в его главной Священной книге точных и ясных инструкций. То есть в ветхозаветной части-то их полно, но они же все для евреев написаны!

Получается страшный сумбур. Если в твоей самой главной книге написано, что всякого ребенка мужского пола надлежит обрезать, иначе Бог рассердится, но при этом за обрезание христианского младенца церковные власти отправят тебя в Сибирь пешим ходом, ты начинаешь слегка путаться.

Что делать, если в Библии тебе под страхом немедленной смерти запрещено работать в субботу, но при этом настоятель монастыря спустит тебе шкуру за невыход на сенокос в священный день, да еще и заподозрит тебя в еретичестве?

И что ты испытываешь, глядя на батюшку, вкушающего в скоромный день окорок с хреном, и вспоминая все те неприятности, которые Иегова обещает тому, кто осквернит себя нечистым мясом свиньи?

С Христом тоже непонятно. Он требовал никого не убивать, а тебя его Именем отправляют колоть турок. Он запрещал идолов и кумиров, а у вас вся церковь в иконах и скульптурах. Он проповедовал скромность в одежде, а его служители сгибаются под тяжестью золотых горшков на голове.

Неудивительно, что католики так долго отказывались переводить Библию на национальные языки, дабы не вводить народ в искушение; православные иерархи предпочитали вести службы на церковнославянском, а для религиозного просвещения давать пастве лишь сборники молитв да жития, изданные по одобрению Священного Синода. Будущим же батюшкам, которым по долгу службы приходилось знакохмиться с первоисточниками, в бурсах и семинариях надежно вбивали в голову мысль о том, что понимание веры доступно лишь духовнохму зрению, а духовное зрение надлежит иметь такое, какое велено начальствохм, и не стоит рассуждать о том, о чем твоей дурьей , башке думать не положено.

Очень эффективный метод.

Но иногда он все же не срабатывал.

И очередной юный батюшка, отправленный в Сморгули за неуспешность в науках , и причастившийся там клюквенным настойкам, имел порой большой соблазн обзавестись собственным духовным зрением, открывающим истину. Каковой истиной он иногда делился с паствой - под большим секретом. И уже через каких-нибудь десять-пятнадцать лет очередному инспектору из обер-прокурорской канцелярии придется, утопая экипажем в жидкой грязи, тащиться в Сморгули по доносу: что-де объявилась тут новая чрезвычайно злокозненная секта, поклоняющаяся Спасителю в виде гигантской клюквы.

С XV века в Российской империи было зафиксировано появление более полутысячи сект, борьба с которыми велась с переменным успехом. Секты разделялись по степени их «вредности». Такая классификация была впервые установлена в 1842 году и включала деление на «вреднейшие», «вредные», и «менее вредные». Мы же просто выбрали самые, на наш взгляд, колоритные.

Хлысты

Возникшая в петровские времена секта, не признававшая церковь и все ее обряды. Хлысты верили, что этот мир состоит из двух частей: а) духовной, божественной и б) греховной, телесной. Человек есть дух, заключенный в грязном, грешном теле. И помочь этому духу можно, старательно истязая гадкую плоть. Хлысты проповедовали строгое половое воздержание (кроме как в целях деторождения, да и то лучше вовсе без этого), посты и смирение. По ночам они собирались общинами и устраивали молебны «корабликами»: ходили, прижавшись друг к другу, по кругу, пели свои духовные песни, кружились и лупили себя хлыстами до потери сознания, чтобы плоть не мешала духу воспарить повыше. Многие доводили себя такими упражнениями до экстаза и галлюцинаций, во время которых им удавалось пообщаться с ангелами, Богородицей, а то и с самим Создателем и получить пару ценных душеспасительных советов.

Ересь жидовствующих

Одна из самых серьезных протестантских сект, сражавшихся с русским православием в конце XV- начале XVI века. Основоположником ереси считается полумифический новгородец «жидовин Схария» (он же «таманский князь Захария»). Жидовствующие считали важным соблюдать многие каноны Ветхого завета (то есть собственно иудейские религиозные требования), а также обличали церковь в беззаконии, сребролюбии, угодничестве перед властью и т. д. Среди тайных жидовствующих было множество высокопоставленных светских и церковных деятелей. Во многом ересь жидовствующих схожа с европейскими протестантскими учениями, что неудивительно, ибо сектантами становились в основном образованные люди, хорошо знакомые с религиозной жизнью Европы. Боролись с жидовствующими тоже вполне европейскими методами - спешно создаваемыми службами с инквизиторскими полномочиями и кострами.

Скопцы

Считались сектой «вреднейшей», и, надо сказать, не без оснований. Скопцы соглашались с церковью в том, что похоть - это смертный грех, но, в отличие от официального православия, они предпочитали решить вопрос кардинально. За всю свою жизнь праведный скопец мог достичь просветления «четырех печатей». Первая печать заключалась в том, что ему без наркоза удаляли яички. Если парень выживал, ему уже оттяпывали пенис, вставляя в дырочку тростинку для мочеиспускания. Третья печать заключалась в выжигании сосков, а четвертая - в нанесении на тело раскаленным железом «знака очищения в виде раны христовой». Женщинам у скопцов, соответственно, ампутировали половые губы, клитор и грудь. При этом, как мы понимаем, детородные функции не утрачивались, и «непорочные жены скопцов» периодически приносили младенцев чудесным образом.

Молокане

Одна из самых распространенных сект, существующая с XVIII века, как-то пережившая советское время и сохранившаяся до сих пор. Название происходит от понятия «духовное молоко», коим надлежит вскармливать христианские души. Молокане искренне презирали РПЦ, считая ее служительницей дьявола и светских властей, они не подчинялись начальству, не почитали икон и мощей и хотели только одного: чтобы их оставили в покое. Будучи крепостными, они сбегали от своих господ, а забранные в рекруты - дезертировали. Они направлялись в Сибирь, где устраивали себе поселения подальше от властей, как светских, так и церковных. Молились как умели, старались соблюдать требования Ветхого Завета (например, не ели свинины), любили работать и во многом были похожи на старообрядцев. Но отказ платить налоги и подчиняться начальству делал молокан злейшими врагами империи, которая преследовала их с XVIII по XXI век усерднее, чем скопцов или хлыстов.

Тюкалыцики

Секта, существовавшая в XVIII—XIX веках. Тюкалыцики были уверены, что в Царство Божие войдут только те, кто принял мученическую смерть. Поэтому тюкалыцики жестоко убивали (тюкали) всякого родного и единоверца, заболевшего тяжелой болезнью. А иногда могли истребить и совершенно здорового человека, даже не принадлежащего к их секте, - исключительно из особой любви и уважения к нему.

Неплательщики

Похожи на молокан тем, что считают власть изобретением Сатаны, а РПЦ - его сторожевым псом. Поэтому попов из своих деревень неплательщики обычно изгоняли, податей не платили, в армию не шли. Когда в их села для вразумления приходили войска, неплательщики собирали своей нехитрый скарб и делали ноги в сторону Сибири-матушки. До сих пор неплательщиков можно встретить в Якутии и Восточной Сибири. Даже советская власть в конечном счете махнула на них рукой.

Субботники

Секта, которая доставляла много головной боли как православным иерархахм, так и еврейским раввинам. С екатерининских времен то и дело различные группам людей вдруг приходило в голову прочитать Библию и выяснить, что евреи - избранники Бога, который по большому счету чихать хотел на все прочие народы, но готов был сутками зависать над Скинией Завета, чтобы как следует объяснить своим любимцам, как правильно ходить в туалет и чистить зубы. А раз Богу угодны евреи, нужно было становиться евреями, не так ли? Субботники (которые также именовали себя найденышами, приемышами, жидовствующими, новоиудеями и проч.) соблюдали все иудейские традиции, посылали разведчиков в синагоги, чтобы в точности соблюдать все ритуалы, и иногда даже упрекали евреев в плохом знании своей традиции. Евреи, которые никогда не горели желанием делать евреями всех вокруг и у которых без того была масса проблем со светскими и церковными властями России, горячо и искренне желали субботникам провалиться в геенну огненную. Некоторые из субботников ухитрялись добраться до Палестины - правда, большей частью их вырезали арабы и выкашивали местные недружелюбные климатические условия. Окончательно вопрос субботников в России был решен в 70-х годах XX века, когда советская власть отправила их всех в Израиль, который, находясь в состоянии перманентной войны с окружающими арабскими странами, выразил готовность принять хоть чукчей, если те будут считать себя евреями и пожелают защищать святость родной израильской земли.

Духоборцы

Секта, которая верит одновременно в Христа и в переселение душ, считает преступлением любое насилие. Духоборы вскоре после своего появления очень понравились императору Александру Первому, который увидел в них «людей кротких истиннаго духа христианского» и тут же заселил ими Крым. На землях, отобранных у крымских татар, духоборы мирно растили рожь и пшеницу под защитой штыков расквартированных тут полков, а татарам полагалось, взирая на духоборов, учиться у них кротости. Также духоборов подселяли на Кавказ и территорию современного Азербайджана. Их десантировали в местность, получавшую название вроде «Славяновка» или «Иванушково», и они исправно трудились и размножались там, не вступая в конфликты с населением, а как бы заражая его своей покладистостью и покорностью судьбе. С воцарением Николая Первого сладкая жизнь духоборов закончилась. За отказ нести воинскую службу их стали сечь, сгонять в военные поселения, отправлять в Сибирь и натравлять на них православную церковь. В конце XIX века русская интеллигенция при активном участии Льва Толстого собрала средства и помогла большинству русских духоборов перебраться в Канаду. Там до сих пор проживают их потомки. Американский фолк-певец Пит Сигер посвятил им свой хит Do as the Doukhobors Do («Поступай, как поступают духоборы»).

Беседники

Верили в то, что Бога нет. То есть нет нигде, кроме как в человеке. А Христос - это мистический ключ, которым каждый может открыть свою душу, и тогда в нее войдет Бог. Жили беседники большими коммунами с общим имуществом, причем мужскими общинами всегда руководила женщина, а женскими - мужчина, ибо они полагали, что «женской душе нужен мужской пригляд, а душе мужской - женский». Руководителей своих общин и вообще уважаемых людей вне зависимости от их пола беседники награждали титулами «христос», «саваоф», «богородица», «пророк» и «архангел». Поэтому встретить там «богородицу Михея Саввича» или «христа Матрену Тимофеевну» было делом обычным. Невзирая на такое явное кощунство, беседников относили к «маловредным» сектам - видимо, потому, что к РПЦ они относились с огромным уважением, исправно посещали все службы, истово поклонялись иконам и щедро жертвовали на храмы.

Любушкино согласие

Расцветшая в XIX веке секта русского Севера, в которой считалось, что главное - это любовь. Да, во всех ее выражениях. Поэтому секту в официальных документах именовали не иначе как «самыми бесстыдными развратниками». Единственными, кому нельзя было заниматься друг с другом сексом, согласно правилам секты были венчанные супруги, ибо «любовь между ними была уж так велика, что и плотское здесь было вредным». Поэтому «любушкины» супруги искали плотской любви на стороне, а друг с другом жили в полном, но чистом духовном единстве.

Телеши

Телеши полагали, что, вступив в секту, они освобождались от грехов и были как Адам и Ева до грехопадения. Поэтому все свои тайные ночные богослужения они совершали будучи совершенно голыми: и поп, и прихожане.

Бессмертники

Эти сектанты утверждали, что ни один человек, исполненный искренней веры, не умрет. Ведь так написано в Евангелии! Христос умер за нас и воскрес, и теперь все истинные христиане совершенно избавлены от смерти. Главное - горячо верить, и никогда хлад могилы не достигнет тебя. А если человек все же умирает - ну что ж, значит, сам виноват. Плохо верил!

Дыромолян

Маленькая, но яркая секта, полагающая, что молиться следует строго на восток, при этом тебе не должны мешать никакая стена и никакая преграда. Что делать, если окна в твоей избе направлены в другую сторону, да и открывать их зимой холодно? Сделай дырочку в восточной стене, заткни ее паклей, а надо будет помолиться - паклю вынь и в дырочку помолись.

Паниашковцы

«И вот до какой дурости народ доходит!» - писал чиновник, разбиравшийся в конце XIX века с новенькой сектой паниашковцев, последователей самозваного пророка Паниашки (он же схимник Алексей Гаврилов). Паниашковцы полагали, что человек, чистый от Бога, загрязняется нечистым духом, который в него входит (в Евангелии об этом подробно написано). Поэтому человек изнутри начинает смердеть. А чтобы сохранить богоданную чистоту, после каждой молитвы и после каждой еды надобно громко пукнуть - изгнать из себя нечистый дух. Если же дух не изгоняется, то тело надлежит сечь розгами или хлыстом, пока требуемое действие не будет им произведено и дух не будет изгнан.


Сектантство было практически истреблено только с возникновением СССР - государством атеистов, которые, изгнав православную церковь с большой арены, одновременно уничтожили и все ее еретические ответвления. Религиозное сознание было объявлено вредной глупостью, молебны заменили партсобраниями, а службы -политинформациями. Не имея под ногами питательной почвы веры, ереси сошли на нет, но сегодня переживают маленький ренессанс совместно с усилением роли религии в обществе. Через пару номеров мы обязательно расскажем о современных российских сектах. 

(с) Матвей Вологжанин