Юный Волкодав выбрался из забоев Семицветных гор, и теперь у него один путь — к замку Людоеда, где венн наконец сможет отомстить за гибель своего рода. Но сначала герою надо выполнить долг перед умершим другом — посмертно выкупить его мать и отца из рабства, чтобы их души смогли встретиться за гранью жизни. Вот только прямо идти к цели не получается - на горных тропах, в больших и малых селеньях, в местах паломничества всегда найдутся те, кого надо защитить и спасти.
«Мир по дороге» - последняя деталь пазла, которая закрывает цикл о Волкодаве, избавляет его от сюжетных прорех и ставит точку в вопросах о характере героя и законах мира, который его окружает. Перед автором стояла непростая задача. Во-первых, между выходом прошлой книги цикла и появлением этой прошло целых одиннадцать лет, и возник логичный вопрос — сможет ли Мария Семёнова войти в одну и ту же реку дважды, сохранить единство стиля и настроения, сберечь характер персонажа, сделать так, чтобы роман не выглядел инородным в ряду своих собратьев. Во-вторых, это «срединная» часть истории: нам привычно читать либо продолжения, либо приквелы, а тут перед нами сюжет, обрамлённый уже известными событиями. Поэтому необходимо было безупречно соблюсти логику повествования. По ходу чтения становится понятно, что с обеими задачами автор справляется на ура: деталь пазла идеально точно ложится на своё место.
Правда, если книгу откроет читатель, совсем не знакомый с миром «Волкодава», его может ждать разочарование. Действие начинается с места в карьер, и первую половину книги то и дело задаёшься вопросами: чьё это имя? почему герой идёт именно сюда? зачем персонажи говорят о вещах, которые очевидны им, но совершенно непонятны читателю? Чтобы прояснить картину, автор использует многочисленные флешбэки - воспоминания Волкодава о рабстве в забое, однако они отвечают далеко не на все вопросы и к тому же тормозят темп повествования. Поэтому есть опасение, что нетерпеливый читатель, не желающий разбираться в причинно-следственных связях незнакомого мира, может не выдержать «испытания дорогой» и отложит книгу в сторону.
Тот же, кто дочитает до конца, сполна насладится завораживающим, напевным ритмом - иногда кажется, что перед нами не рассказ о судьбе героя, а растянутое на сотни страниц заклинание, вплетающее его судьбу в сказочный мир. Сюжет движется по кругу, повторяющимся рисунком: вот удивительный пейзаж земли, которой коснулись руки богов, вот лента дороги сплетается под ногами персонажей, вот появляется тот, кто нуждается в помощи, - и Волкодаву не остаётся иного выхода, кроме как эту помощь оказать. Далее следует кульминация, а после - вывод из происходящего, подъём героя на ещё одну ступень в понимании законов земли, по которой он идёт...
Если «Истовик-камень» рассказывал о превращении мальчика в молодого мужчину, то «Мир по дороге» описывает обретение взрослой силы: Волкодав учится драться и нести ответственность за свои поступки, учится думать прежде, чем действовать, учится доброте... а главное - учится быть не одиноким. Дружить. Проявлять теплоту души. Если в начале книги его ведут только долг и жажда мести, то чем дальше, тем больше он проявляет чувства. Конечно, по сравнению с другими людьми Волкодаву сильно недостаёт эмоций, однако те, которые находят приют в его сердце, сильные, чистые и правильные. И один из самых ярких приёмов в этой книге - контраст между суровым обликом воина и ласковым словом «малыш», которым его именует матушка Кен-Кендарат.
Отдельно стоит отметить, что в книге очень много поэзии, которая очень органично вплетается в ритм «заклинания» и при этом подводит промежуточные итоги, акцентирует смыслы, переводит происходящее с Волкодавом на сакральный уровень.
Книга-путешествие, калейдоскоп чужих смертей и спасений, счастья и несчастья, любви и ненависти. Рассказ о пути героя, который не умеет быть равнодушным.
Мария Семенова. Волкодав. Мир по дороге |