Каждый из нас предпочел бы жить в чистом и безопасном мире и не прочь сохранить планету для потомков. Однако перейти от осознания важности охраны природы к поступкам, которые бы ее реально защищали, удается далеко не всем. Почему?
Социальным психологам прекрасно известно, что мы не всегда поступаем в соответствии с принципами, которые декларируем. И все же странно, отчего именно экологии у нас в этом смысле особенно не везет. Ладно бы речь шла о каких-то абстрактных ценностях, которые можно не понимать и не разделять, но нужно им следовать, потому что так принято. Но как можно не любить леса и моря, как можно не переживать о будущем своих детей? Тем не менее, ратуя за экологию на словах, мы, будем откровенны, редко переходим к делу. Больше сорока лет назад в статье «Экологические позиции и действия» социальные психологи приводили весьма красноречивые результаты своих исследований. Например, 95% опрошенных ими респондентов говорили, что готовы подобрать мусор, если увидят, что он валяется на земле. Однако в действительности поступали так лишь 2%. С тех пор ситуация во многих развитых странах несколько изменилась. А в России, пожалуй, не слишком.
Преграды на «зеленом» пути
Причин у такой парадоксальной ситуации несколько. Одну из главных сформулировал философ и культуролог Григорий Померанц. «В нашей стране в течение многих лет людей грубым насилием заставляли делать то-то и не делать того-то. Мы прошли через голодовку революции, через карточные системы и множество подобных жестких ограничений. И у многих людей такое чувство - ложное чувство, - что вот сейчас, когда рухнула советская система, можно разгуляться. Поэтому самоограничение приживается плохо», - отмечал он. И утверждал, что именно самоограничение ради высших целей является основой экологического мышления. Философ призывал найти баланс между нашими желаниями, потребностями и чувством личной ответственности, полагая, что только так «мы сохраним пространство для общей дисциплинированной жизни, в которой будет и свобода, и радость».
Другая проблема состоит в том, что наша страна подошла к осознанию экологической опасности позже многих западных держав. И опыта экологического образования и воспитания просто не существует, он закладывается именно сейчас, у нас на глазах. Все, что было прежде, - разрозненные попытки отдельных энтузиастов и неэффективные, лишь для протокольной галочки проводимые мероприятия. Нынешние 20-летние буквально на ощупь, собственными и часто очень извилистыми тропами приходят к необходимости заботиться об окружающем мире. И только у детей этих 20-летних есть шанс вырасти первым экологически ответственным поколением.
И наконец, третья причина. Осведомленность западного общества об экологических проблемах и развитые возможности для гражданских инициатив породили на Западе самые разнообразные формы экологической активности. В том числе и экстремальные: от шествий голых людей, протестующих против ношения мехов, и до захватов буровых платформ. Россия к такой борьбе за сохранение природы оказалась психологически не готова, а именно эти методы привлекают, понятное дело, наибольшее внимание. В результате экологический активист в сознании многих наших соотечественников выглядит персонажем не слишком приятным. В лучшем случае он почти не моется, потому что бережет воду для Африки. В худшем - может и побить обладательницу норковой шубы.
Между тем стать если и не активистами, то экологически ответственными гражданами неизбежно предстоит всем нам, потому что сохранение нашей планеты действительно требует разумного самоограничения. И чем скорее мы начнем, тем менее болезненными будут ограничения. Какими могут быть простые и эффективные шаги, доступные каждому из нас уже сегодня?
Потреблять лучше
Снижать потребление, использовать повторно, перерабатывать - главные лозунги защитников природы. На первый взгляд они выглядят несколько пугающе. Однако никто не ведет речь об аскетизме. Суть лозунгов - всего лишь в призыве к умеренности, к тому, чтобы внести в свою жизнь больше удовольствия. Но уже не за счет безудержного потребления, а за счет смысла, обретаемого вместе с осознанностью собственных действий - уверен эколог Филипп Лаий (Philippe Lahille) автор книги «Жить просто, чтобы жить лучше». Вот несколько советов из книги, следуя которым мы приносим немалую пользу не только экологии, но и себе самим.
Когда у вас возникает желание совершить покупку, задайте себе вопрос: «Действительно ли мне нужна эта вещь?» Может быть, стоит подождать неделю-другую и проверить, не пройдет ли спонтанное желание само собой. Польза: выстроить иерархию своих желаний, лучше узнать себя и научиться делать осознанный выбор.
Очистите свой дом от хлама. Сохраните только то, что полезно, красиво и изысканно, а остальное раздайте. Польза: то, что мы имеем, превосходно выражает то, чем мы являемся. И вы получите отличный шанс не только оценить себя, но и стать лучше.
Старайтесь совершать покупки в небольших магазинах неподалеку от дома, отдавая по возможности предпочтение местным продуктам. Многие могут возразить, что это обойдется дороже, но аргумент вовсе не так очевиден. Ведь вы купите только то, что необходимо, а в огромных гипермаркетах гораздо сильнее соблазн потратить деньги на то, в чем вы на самом деле абсолютно не нуждаетесь. Польза: установление и укрепление социальных связей.
Приучите себя ремонтировать то, что сломано, и покупать бывшие в употреблении вещи. Конечно, этот совет неприменим, допустим, для платья, необходимого для выхода в свет. Но подумайте о великом множестве вещей, которыми вы пользуетесь и которые не имеют при этом «представительских» функций. Польза: обнаружить скрытые ресурсы в себе и в том, чем вы обладаете.
Устраивайте «недели без» - без мяса, алкоголя, телевизора, сигарет, телефона и так далее. Польза: это хороший способ не только сэкономить, но и оценить степень собственной зависимости.
Взять на себя реальные обязательства
Наша неспособность перейти от осознания экологической опасности к конкретным действиям связана и с еще одной особенностью психики. В 40-х годах прошлого века социальный психолог Курт Левин (Kurt Zadek Lewin) провел в США серию экспериментов, доказавших: для изменения привычек, а в конечном итоге и образа действий важны не только общественные декларации и наши личные ценности. Едва ли не решающее значение имеет контекст - благоприятная среда, в которой наши действия понимаются и одобряются в кругу близких нам людей.
Это может быть семья, группа друзей или коллектив коллег на работе - важно, чтобы все они разделяли стремление сделать что-то для экологии. Социальный психолог Робер-Венсан Жуль (Robert-Vincent Joule) предлагает начать с составления трех списков. В одном можно перечислить простые для выполнения шаги. Скажем, выключать электроприборы из розетки вместо того, чтобы ставить их в режим «сна», отключать батареи в теплые дни и так далее. В другом - более значительные усилия: не пользоваться автомобилем для перемещений на короткие расстояния, сменить прокладку в подтекающем кране... В третьем - крупные дела и расходы: заменить старый бойлер, который потребляет слишком много электричества, или поставить хорошие окна, которые защищают от потерь тепла.
И наконец, всем участникам группы важно взять обязательства перед другими: кто и какую обязанность хочет выполнить (если речь идет об общих делах) и кого просил бы помочь, если помощь необходима. Все это и создает благоприятный контекст: ситуацию, в которой мы ощущаем себя ответственными за выполнение тех или иных задач.
Научить детей экоповедению
Представления о том, что окружающая среда в опасности и нуждается в нашей защите, складываются главным образом в семье. То есть делать это приходится нам, пусть даже нас самих никто ничему такому не учил. И не нужно бояться этой задачи. Чтобы научить сына или дочь любить и беречь природу, не требуется ученая степень по биологии. А вот понимание детской психологии необходимо. Возрастной психолог Татьяна Бедник объясняет, как лучше говорить с детьми об экологии.
Быть убежденными и подавать пример. Начните с вопроса: «А почему мне так важно заботиться о том, что меня окружает?» Быть честными с собой - ключ к успешному воспитанию. Дети прекрасно видят разницу между правдой и притворством. Если же вы искренни в своих стремлениях, то лучший способ рассказать о них - личный пример. Можно бесконечно говорить о защите природы, но если вы при этом забываете закрывать краны, расходуя воду попусту, то слова так и останутся словами.
Не винить и не пугать. Важно говорить о рисках, не впадая в драматический тон. Да, говорить правду, честно отвечать на вопросы, но обязательно предлагать альтернативу: «Планета действительно в опасности, но еще ничего не потеряно, если мы начнем действовать прямо сейчас». И ни в коем случае не следует винить ребенка, подчеркивая, что он приближает всеобщую гибель тем, например, что выбрасывает батарейки в мусорную корзину. Такие упреки мотивируют плохо, зато могут сильно испугать ребенка.
Делать ставку на удовольствие. Прогулка с родителями пешком может порадовать сына или дочь намного больше, чем поездка на машине. А местные сезонные продукты доставят не меньшее наслаждение, чем заморские деликатесы. В обществе царит культ потребления, и крестовый поход против удовольствий обречен на провал. Более эффективный путь - соединить удовольствия с экологически грамотным образом жизни.
(с) Юрий Зубцов