Сидни Харман, человек-легенда, совершивший технологическую революцию в мире высококачественного аудио.
Шел 1918 год. Он оказался невероятно богат событиями, повлиявшими на судьбы многих людей, живущих в разных странах. Большая часть из них происходила в Европе и России. Так, в этот год была создана рабоче-крестьянская Красная Армия, принята Конституция РСФСР и официально завершилась Первая мировая война. Владимир Ленин и большевики окончательно перебрались из Петербурга в Москву, Исландия стала самостоятельным государством, а концерн General Motors приобрел компанию Chevrolet Motor Company. В это же самое время в далеком и абсолютно спокойном в политическом плане Монреале родился Сидни Харман, человек, приложивший массу усилий и совершивший несколько революций в теперь уже привычном нам мире качественного звука.
Сидни рос в скромной еврейской семье, о которой сегодня почти ничего не известно. Из официальных источников можно лишь узнать, что его отец трудился на предприятии, выпускавшем слуховые аппараты. Еще будучи ребенком, Сидни вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Детство, проведенное в столь крупном городе, пошло будущему инженеру-изобретателю на пользу. В первую очередь, «Большое яблоко» позволило Сидни открыть в себе талант предпринимателя. В отличие от многих, свои первые заработки Харман тратил на самообразование. Он любил коллекционировать журналы, которые порой перечитывал по нескольку раз. Быстро сообразив, что некоторые публикации не теряют актуальности даже спустя довольно длительное время, Сидни придумал гениальный план. Он сумел договориться с несколькими распространителями печатной продукции о продаже почти за бесценок имеющихся в его распоряжении журналов. Несмотря на безумность затеи, бизнесмены поддержали Сидни, что позволило ему собрать деньги на покупку книг, необходимых ему для обучения в средней школе и колледже.
Но все же считать Сидни Хармана лишь предпринимателем, рано «вкусившим» хрустящих долларов, не совсем корректно. В молодые годы Сидни больше увлекался фундаментальными науками, нежели думал о серьезном бизнесе. Его мозг будоражили открытия великих ученых того времени, что во многом повлияло на выбор будущей профессии. Поступив в колледж имени Бернарда Баруха, который входит в систему городских университетов Нью-Йорка, Сидни Харман выбрал себе в качестве специализации физику.
Конец тридцатых — начало сороковых годов прошлого века в США ознаменовались бурным развитием электронной промышленности. Научные открытия и достаточно щедрое правительственное финансирование стремительно развивали новую отрасль американской экономики. Будучи жадным до всего нового, Сидни увлекся манящим и неизвестным миром электронных систем. В общем-то нет ничего удивительного в том, что одновременно с окончанием школы в 1939 году Харман устроился на работу в инженерное подразделение компании Дэвида Богена (ныне — Bogen Corporation). Поначалу эта компания, основанная эмигрантом из России, родившимся в маленькой деревушке близ Киева, специализировалась на торговле электронными компонентами. Однако уже в 1932 году Боген спроектировал несколько усилителей аудиосигнала, использовавшихся в системах массового оповещения, которые моментально превратили торговую компанию в производителя уникальных технических решений. И хотя с точки зрения экономического климата 1932 год был далеко не лучшим в истории США, за счет разработки уникальной модели и автоматизации процесса выпуска усилителей Bogen моментально заняла лидирующие позиции. Мы не знаем точно, мечтал ли талантливый инженер Сидни Харман трудиться именно в этой компании, или же его появление в ней носило случайный характер. Но именно работа в Bogen повлияла на дальнейшую судьбу Хармана. Познакомившись и быстро подружившись со своим непосредственным руководителем Бернардом Кардоном, он с удовольствием стал работать над совершенствованием выпускаемых продуктов.
Впрочем, Харман быстро осознал, что дальнейшее развитие широковещательной техники, использовавшейся для оповещения людей, было невозможно без понимания целей и задач, которые преследуют заказчики подобной продукции. Поэтому он перешел из инженерного подразделения в отдел продаж и понял, что ему нравится заниматься новым для него делом. Спустя почти полвека Сиднп Харман написал в мемуарах: «Я могу сказать совершенно точно, что нет никакой разницы в том, где именно зародился успешный продукт — в моем офисном кабинете или на столе инженера. Успешным он станет только в том случае, если в полной мере будет соответствовать требованиям и ожиданиям своего покупателя, а это, в свою очередь, невозможно сделать без выявления реальных потребностей заказчика».
Общение с покупателями техники Bogen пошло Харману на пользу. Покупатели часто жаловались на трудности, которые у них возникали во время эксплуатации систем оповещения. Поэтому уже в начале 1950-х Харман вместе с Кардоном предложили Дэвиду Богену упростить конструкцию подобных систем. Боген согласился, хотя и не сразу — уж больно инновационный характер носили изменения. Харман и Кардон, вдохновленные успехом переговоров с руководством, так увлеклись совершенствованием ключевого для компании продукта, что посвятили этому занятию не только рабочее, но и все свободное время. Таким образом, громкоговорители и усилители перекочевали из отдела исследований и разработки в дома Хармана и Кардона. И именно в этот момент произошел ключевой поворот в истории развития аудиотехники. Сидни увлекался чтением, боксом, теннисом и, конечно же, музыкой. Кропотливая работа, не прекращающаяся вечерами и ночами, частенько сопровождалась фоновой музыкой. Он взял за основу обычный радиоприемник и вывел сигнал от него на трехосевые громкоговорители через модифицированный усилительный тракт Bogen. Однажды в гости к Харману зашел Кардон. Сидни включил свою домашнюю систему и продемонстрировал, как удивительно может звучать пятая симфония Шостаковича в большом доме. По словам Кардона, звук был столь мощным и качественным, что стены буквально ходили ходуном. Харман и Кардон решили предложить своему начальнику Дэвиду Богену выпустить полноценный продукт такого плана, ориентированный на массового покупателя. Боген долго сопротивлялся, но в конце концов сдался. Отработав в компании четырнадцать лет, Сидни Харман дослужился до должности генерального директора Bogen. Времена стремительно менялись, стареющий Дэвид Боген собрался отойти отдел и передать управление компанией сыну и зятю. Харман прекрасно понимал, что его лучшие дни в этой фирме уже позади и что после передачи власти молодому поколению у него не останется ни единого шанса заниматься тем, чем он хотел, и тем, чем он занимался все эти годы. Поэтому в 1953 году Харман подал в отставку, а вслед за ним ушел и Кардон.
Рождение Harman Kardon
Сбросившись по 55000 (а с учетом инфляции в современных деньгах это примерно 544 000), Харман и Кардон организовали новую компанию, названную по фамилиям создателей. Ее специализация была определена предельно четко: изготовление машин для воспроизведения музыки в домашних условиях. Успех обрушился на компанию практически сразу же после ее создания, так как Harman Kardon предложила рынку уникальный продукт, положивший начало целому направлению в Hi-Fi индустрии.
Около пятидесяти лет спустя Уильям Голдштейн напишет в New York Times: «В те годы многие считали, что для прослушивания музыки требуется радиотюнер, принимающий аналоговые сигналы, предварительный усилитель, усилитель мощности и подходящие колонки. Харман и Кардон сумели разместить все компоненты в одном корпусе и назвали свой продукт ресивером». Самый первый ресивер, Festival D1000, пользовался бешеной популярностью. Он не только был технически совершенен, но и выглядел привлекательно и столь же легко вписывался в любой интерьер. Особенно популярна эта модель стала у молодежи. В автобиографии Сидни Харман вспоминал, что в общежитиях многих университетских городков среди меломанов высоко ценилась техника от Harman Kardon.
В 1956 году фирма, еще недавно стоившая всего $10 000, оценивалась уже в $600 000 (более $5 млн по нынешним временам). Бернард Кардон принял решение покинуть компанию и предложил Харману выкупить свою долю в Harman Kardon. Сидни Харман воспользовался предложением компаньона и продолжил работу над лучшими с технической точки зрения аудиопродуктами.
Оставшись в одиночестве, Харман принял решение изменить название компании на HARMAN International, однако переименовать выпускаемые продукты он так и не отважился. И по сей день все ресиверы, тюнеры и усилители мощности украшает логотип Harman Kardon. Вероятно, ему хотелось сохранить в памяти воспоминания о приятных днях, проведенных вместе с Бернардом Кардоном, который, безусловно, многому научил Сидни Хармана.
Два года спустя под брендом Harman Kardon вышел первый в мире стереоресивер Festival TA230. Он выгодно отличался от всех прочих моделей высококачественным звучанием: слушателям казалось, что звук их буквально обволакивает их, а не исходит откуда-то спереди. TA230 был рассчитан на широкую аудиторию, и он ей очень понравился.
Рост и боль
HARMAN International продолжала создавать популярные продукты. В конце 1950-х годов появился усилитель мощности Harman Kardon Citation, собранный из наиболее совершенных электронных компонентов того времени. Сегодня такие усилители являются предметом особой гордости среди меломанов, коллекционирующих классические системы Hi-Fi. Можно сказать, что 60-е годы Харман встретил очень счастливым человеком. В 1962 году он принял предложение об объединении, поступившее от кабельной телекомпании Jerrold Corporation. Едва сделка была завершена, как Харман осознал свою ошибку. Милтон Шапп, руководитель Jerrold Coproration, стал слишком активно вмешиваться в работу Хармана. Естественно, Сидни такое положение дел не устраивало, и он решил выкупить свою долю и уйти. В результате Харман получил солидные денежные средства, но потерял компанию, созданную им с нуля. И, что его разочаровывало сильнее всего на свете, он вдруг оказался без дела. Будучи увлеченным пионером от электроники и гениальным инженером, Харман болезненно переживал эти внезапные перемены в жизни.
Любой другой человек, возможно, отчаялся бы, но только не Сидни Харман. Проведя беглый анализ существовавших в то время компаний, он принял решение инвестировать часть денег в новый бизнес. Внимание Хармана привлек небольшой конгломерат под названием Jervis Corporation, который он довольно быстро взял под контроль и стремительно улучшил его финансовое положение. Цель Хармана была проста — он решил во что бы то ни стало вернуть себе фирму HARMAN International. Несколько лет напряженной работы дали положительный результат, и основанная Харманом компания стала вновь принадлежать ему. Одновременно с этим Харман приобрел несколько других популярных в то время аудиобрендов, в том числе и достаточно престижный JBL. Чтобы навести порядок, он решил снова сменить название — на этот раз на HARMAN International Industries.
Прекрасно понимая, что нужно двигаться дальше, Харман искал новые технологии, которые могли бы улучшить создаваемые им устройства. В конце 1960-х годов он познакомился с высокотехнологичным стартапом, специализирующимся на минимизации шума в аудиотрактах. Это сегодня имя Рея Долби и основанной им Dolby Laboratories известно каждому, а тогда о них мало кто слышал. Именно продукты Harman Kardon первыми стали комплектоваться новейшими решениями Dolby, существенно повышавшими качество звучания. Потребители быстро оценили это, и продажи аудиотехники великого Сидни снова взлетели вверх. Компания росла и развивалась, с каждым днем становясь все дороже. Харман считал, что успех HARMAN International Industries во многом зависит от выбранного им стиля управления. Он не просто отдавал приказы, как делают многие руководители, а буквально воодушевлял своих менеджеров на подвиги и достижение недосягаемых высот. Он очень уважал людей, с которыми работал, и всячески пытался разглядеть в сотрудниках скрытые таланты. Он чувствовал, что люди, занятые созданием лучших усилителей и ресиверов, потенциально могут предложить какую-то необычную идею, которая, вполне возможно, станет новым конкурентным преимуществом всей компании. Подход Хармана, судя по всему, приносил плоды. Уже к середине 70-х продукты Harman Kardon были лидерами на американском рынке потребительского аудио.
До свидания и привет
Харман всегда симпатизировал Демократической партии США. В 1976 году он присоединился к избирательной кампании 39-го президента и оказывал поддержку кандидату в президенты Джимми Картеру. Картер стремился существенно сократить оружейные арсеналы по всему миру, и, безусловно, такая позиция не нравилась его противникам, настаивающим на дальнейшем развитии гонки вооружений. Тяжелее всего Картеру далась избирательная кампания в южных регионах. Ему удалось обойти на праймериз губернатора-демократа штата Алабама Джорджа Уоллеса, имевшего безоговорочную поддержку на юге страны. Одержав трудную победу на выборах, Картер достойно отблагодарил Хармана, назначив того на должность заместителя министра торговли. Чтобы войти в состав правительства, Харману пришлось отказаться от бизнеса, поскольку это могло вызвать конфликт интересов. Таким образом, уже второй раз подряд ему пришлось покинуть стены созданной и заботливо выращенной им компании. Харман продал свою долю корпорации Beatrice Foods, специализирующейся на продуктах питания. Сумма сделки составила S100 млн.
Поскольку у новых владельцев империи Harman не было опыта создания и продвижения продуктов класса Hi-Fi, дела во всех подразделениях пошли не лучшим образом. Харман очень переживал по этому поводу, ведь Harman International была его любимым детищем. Уже к 1980 году империя Хармана потеряла более 40% активов. Несмотря на то что Картер пошел в Белом доме на второй срок, Харман решил не оставаться в правительстве. Он довольно быстро договорился с Beatrice Foods о выкупе своей старой компании за $55 млн. Харман получил все, что Beatrice Foods не успела продать. И если потерю некоторых — второстепенных на его взгляд — направлений он еще мог пережить, то досадная сделка конца 1970-х между Beatrice Foods и небольшой японской компанией по продаже бренда Harman Kardon привела Хармана в ярость. В итоге ему потребовалось больше пяти лет, чтобы окончательно вернуть свое любимое подразделение в HARMAN International. Только в 1985 году ему это удалось — так флагман компании в очередной раз оказался в руках своего создателя.
Вернуться к жизни
Возвратившись к делам, Сидни Харман понял, что, будучи еще вчера невероятно успешной, в 1990-м его компания стала сдавать позиции. В техническом плане продукция Harman Kardon по-прежнему оставалась превосходной, но вот лидером в отрасли этот бренд больше не являлся. Мир уже не нуждался в классическом Hi-Fi-стерео — всем требовались компакт-диски, MP3, DAT и другие новаторские технологии. К счастью для HARMAN International, создатель корпорации обладал множеством талантов, и особенно хорошо ему удавалось сочетать роли менеджера по продажам и инженера. В 1999 году вышел Harman Kardon CDR 2 — первый в мире аудио-CD-рекордер, способный записывать компакт-диски с четырехкратной скоростью. С помощью такого устройства меломаны могли быстро копировать музыку с одного носителя на другой без потери качества. В том же году вышла фантастическая аудиосистема Sound-Sticks, созданная специально для компьютеров Apple. Эта модель оказалась столь необычной, новаторской и успешной, что получила множество престижных наград и стала лауреатом нескольких дизайнерских премий. Более того, известный Нью-Йоркский музей современного искусства признал ее культурным достоянием и добавил в свою обширную коллекцию.
Передача факела
Жизнь Сидни Хармана можно сравнить с забегом на дальнюю дистанцию. Компания несколько раз оказывалась на грани банкротства, меняла хозяев, и в какие-то моменты ее будущее представлялось очень туманным. Но Сидни Харман всегда находил силы для того, чтобы вдохнуть искру в свое детище, и всякий раз ему это удавалось. В мае 2007 года, когда близился 88-й день рождения Хармана, он вдруг осознал, что не сможет продолжать движение вечно. И решил, что пора передать эстафету тому, кто сумеет и дальше развивать компанию. Таким человеком стал Динеш Паливал, занявший посты президента, председателя совета директоров и главного исполнительного директора HARMAN International. Кар и Харман, Паливал является в первую очередь инженером, получившим два высших образования: он окончил Индийский технологический институт и Университет Майями в Огайо. Ранее Паливал работал во всемирно известной компании ABB, специализирующейся на компонентах для автоматизации и электроснабжения, которую он покинул, будучи председателем совета директоров.
Сидни Харман умер в апреле 2011-го в возрасте 92 лет. Нет никаких сомнений в том, что он не только прожил долгую и счастливую жизнь, но и создал одну из самых крупных в мире высокотехнологичных корпораций. Принципы, которыми он руководствовался в своей работе и жизни, соблюдаются и поддерживаются в компании HARMAN International и по сей день. Благодаря ему в корпорации не только уделяют внимание инновациям, но и учитывают потребности и желания клиентов, а также стремятся создавать свои продукты такими, которые будут превосходить все прочие существующие на рынке модели. Отличный качественный звук, превосходный внешний вид, фантастическая функциональность — вот те слагаемые, благодаря которым товары от компании HARMAN International всегда становились лучшими из лучших. Сегодня в портфеле брендов компании HARMAN есть много звучных имен, в том числе JBL, AKG, Infinity, Lexicon, и Mark Levinson. Компания уже давно не ограничивается одной лишь домашней техникой. Кроме нее, компания занимается еще и концертным оборудованием, а также аудиосистемами для ведущих мировых автомобильных брендов премиум-сегмента.
(с) Елена Олейникова