Фотография — это искусство, фотография — это бизнес. Художник должен быть талантливым и при этом обладать некими деловыми качествами. Слагаемые успеха у всех разные, но принципы — всегда одни.
Профессиональным фотографа принято называть не только из-за высокого уровня мастерства, но и потому, что средства к существованию ему дает фотография. Увлечение Вадима Гущина художественной фотографией определило его выбор пути арт-фотографа, и территорией, на которой он выступает, является арт-рынок. В основе последнего лежит взаимодействие автора, создающего оригинальные отпечатки — произведения искусства, и галереи, продающей их коллекционерам.
В России арт-рынок еще только развивается, поэтому основная активность Гущина происходит за рубежом. Автора сегодня представляют галереи Anya Tisch Gallery (Хьюстон, США), Jennifer Norback Fine Art (Чикаго, США), Clamp Art Gallery (Нью-Йорк, США), In Focus Gallery (Кельн, Германия) и Boicos Fine Art (Париж, Франция). В нашей стране он сотрудничает с двумя московскими галереями: «Глаз» и Галереей имени братьев Люмьер, каждая из которых предлагает работы из разных его серий.
Подъем карьеры с выходом на полноценный международный уровень а вместе с этим рост продаж — у Гущина начался с 2010 года (тогда же он перешел с чернобелой аналоговой фотографии на цифровую цветную), в то время как серьезно арт-фото-графией он занимается уже четверть века. Пребывание в поле арт-рынка требует от автора следования определенным правилам, которые складывались десятилетиями, и существования в определенной системе координат.
Основа основ. Фотография —тиражное произведение искусства, и автору следует заявлять тиражи отпечатков каждого изображения и строго соблюдать их в дальнейшем. Только присутствие на рынке ограниченного числа произведений делает работу дилера возможной, т.к. он предлагает уникальный продукт и не может обмануть доверие покупателей — коллекционеров, желающих стать избранными обладателями этих работ. В идеале, когда тираж распродается на первичном рынке (от галереи/автора — первому владельцу), отпечатки переходят на вторичный рынок (от владельца владельцу) — оказываются на аукционах, и факт того, что новых экземпляров данной работы уже не прибавится (тираж закрыт), делает возможным рост аукционных цен. Вадим отмечает, что контролировать тиражи особенно важно, когда статус автора вырастает и его работы начинают попадать на ведущие аукционы. Но честь важно беречь смолоду. (Конечно, по факту существует ряд исключений, например, когда официально тираж может быть открытым — т.е. бесконечным; или когда создается новый тираж отпечатков, но иного размера; или когда информация о тираже не сохранилась за давностью лет и проч., но эти нюансы мы здесь опустим.)
Тираж сегодняшних произведений Гущина составляет в среднем 15 экземпляров. Порой к нему обращаются коллекционеры с желанием приобрести работы 90-х годов, с уже закрытыми тиражами в 2 или 5 экземпляров, которые делал фотограф в то время, но Вадим на такие просьбы отвечает отказом. Сиюминутная выгода может разрушить выстроенную годами систему доверия между дилерами и автором и негативно повлиять на его карьеру.
Контролирует тиражи Вадим просто: с помощью электронной таблицы в компьютере, где фиксирует количество сделанных отпечатков каждого изображения, название галереи, куда работы отправились на продажу, а также имя купившего их коллекционера или название институции, если такая информация есть.
Гущин отмечает, что в настоящий момент технологии достигли такого высокого уровня, что ни музейные работники, ни галеристы не беспокоятся по поводу того, каким образом (цифровым или аналоговым) сделан отпечаток. Главное, на что обращают внимание все, — это качество произведений. «Качество работ должно быть очень высоким. За качество нужно бороться, т.к. мы занимаемся техническим видом творчества, и техникой нужно владеть настолько совершенно, чтобы о ней не думать», — говорит Вадим.
Работа с галереями. Продавать отпечатки фотограф может и напрямую покупателю, без посредника, но, как правило, стремится наладить сотрудничество с галереей (одной или несколькими], которая взяла бы данную функцию на себя. Это не только оставляет автору больше времени на творчество и ограждает его от решения многих организационных вопросов, но и позволяет ему приобрести дополнительные возможности. Как правило, у галереи уже есть постоянные покупатели, и одно только это делает сотрудничество с ней более продуктивным. Но главное: галерея не просто продает работы — она заинтересована в продвижении имени фотографа (по сути, бренда), поэтому делает различные шаги, чтобы заставить это имя звучать громче, для чего использует все свои ресурсы.
Одним из главных инструментов для достижения этих целей становятся персональные и групповые выставки на площадке самой галереи. Несмотря на сложившийся у рядового зрителя стереотип о том, что выставки делаются для широкой публики, главной задачей таких проектов становится продажа отпечатков коллекционерам и демонстрация работ персоналиям, способным повлиять на карьеру автора в будущем. «Владимир Куприянов говорил, что выставка делается всего для нескольких человек: кто-то купил, кто-то написал статью, а кто-то (куратор) предложил музейную экспозицию», — вспоминает Вадим Гущин слова известного отечественного фотографа.
Содействовать галерейным продажам в рамках выставок может косвенным образом сам фотограф, например, лично присутствуя на вернисажах и/или участвуя в т.н. artist— talks (выступлениях автора перед посетителями). Это позволяет привлечь больше внимания коллекционеров, получить от событий более громкий резонанс в СМИ, а также завязать полезные контакты. «Выставка важна не только показом работ, но и функцией социализации — общения», — говорит Вадим. По этим же причинам фотографу необходимо присутствовать на ярмарках, в которых участвует его галерея. Все это приводит к многочисленным разъездам в течение года, что приходится учитывать в планах на жизнь.
Работа фотографа с галереей предполагает заключение договора, в котором фиксируются условия сотрудничества, в частности, процент, который получает автор от продажи произведений (как правило, 50x50). Эксклюзивных договоров, исключающих деловые связи с другими галереями, ни с одним из дилеров Вадим не подписывал и рекомендует этого не делать. Тем не менее на некоторые ограничения он был вынужден согласиться: так, галерея из Кельна запретила автору работать с какой-либо иной галереей в том же городе, а также в соседних Бонне и Дюссельдорфе (но не с другими в Германии). Также оговариваются условия продаж «из студии/ателье» — тех случаев, когда коллекционер пожелает приобрести отпечаток непосредственно у автора. «Для того чтобы купить работу, к тебе редко кто-то приходит напрямую. Люди прежде всего обращаются в галерею. Ты можешь продавать и сам, но не имеешь права делать это дешево, цена должна быть сопоставима с галерейной», — говорит Вадим об условиях, с которыми сталкивался на практике.
Сотрудничество с галереей предполагает определенные негласные обязательства и ритм работы, которые могут подойти далеко не каждому фотографу. «Галереи не требуют новую серию к определенной дате, но ты должен постоянно что-то делать. Ты не можешь себе позволить, чтобы период бездействия или творческого кризиса продолжался очень долго, — делится Вадим. — Многие авторы, которые хотят найти себе западные галереи, не понимают, что придется очень напряженно трудиться. Если ты попал в обойму, за тебя взялись и на тебя рассчитывают, в тебя вкладывают деньги и хотят на тебе потом заработать, ты должен соответствовать этим ожиданиям. Ты становишься винтиком в арт-механизме. В этом есть свои минусы. Галерея регулярно устраивает выставки, а ты регулярно делаешь работы».
Несмотря на то что художник может активно использовать различные медиа, опыт Вадима говорит о том, что узнаваемость авторской техники и его почерка — это очень важно не только для самого фотографа, но и для галеристов. Перейдя от черно-белых натюрмортов к цветным, Гущин, с одной стороны, изменился, а с другой — остался самим собой, что его дилеры восприняли очень положительно. Эксперименты же Вадима со стрит-фотографией они не поддержали совсем. «При отклонении в сторону важно, чтобы сохранялась узнаваемость», — заключает фотограф.
Гущин отмечает, что у продаж за рубежом есть своя специфика: на них влияет общее отношение к родной стране фотографа, к событиям, в ней происходящим. Нынешнее время в этом смысле для российских имен не самое лучшее. «Чтобы тебя взяли западные галереи, особенно американские, работы должны быть действительно интересными, значительно лучше работ авторов той страны, где ты планируешь продаваться», — говорит Вадим. Особенность же продаж в России, по его мнению, состоит в том, что у нас, как правило, никто не торгуется: покупатели не считают деньги.
Найти свою галерею для фотографа очень важно. Но бывает и так, что автор перерастает галерею, которая по определенным причинам не может поднимать цены на его работы, и тогда приходится искать новую. С другой стороны, фотограф не застрахован и от того, что галерея потеряет к нему интерес и попросит забрать отпечатки.
Фотограф в арт-пространстве. Галереи являются важной составляющей арт-рынка и арт-пространства в целом, но далеко не единственным из тех инфраструктурных элементов, с которыми взаимодействует арт-фотограф, выстраивая свою карьеру.
Участие в проектах некоммерческих институций — государственных центров современного искусства, фондов и проч. — важный способ сделать имя автора известнее. Так, Вадим стал одним из первых отечественных фотографов (наряду с арт-группой АЕС+Ф, Сергеем Братковым и Андреем Чежиным), показавших свои проекты в американском Хьюстоне на биеннале FotoFest (Гущин — в 2006 году] — одном из самых авторитетных фотофестивалей мира. Это значительно повлияло на дальнейшее продвижение Вадима. Он считает, что заниматься галерейной и институциональной деятельностью следует параллельно, т.к. одна поддерживает другую: «Есть очень хорошие галереи, которые ценятся так же высоко, как институции. Есть институции, которые помогают твоему проникновению в хорошие галереи. Не надо замыкаться на чем-то одном».
Важны в резюме фотографа победы в крупных конкурсах, получение различных заметных премий и грантов.
Публикации альбомов в авторитетных издательствах также привлекают к автору внимание и подтверждают его серьезный уровень.
Взаимодействие со средствами массовой информации — еще один значимый аспект. Впервые Гущин опубликовался в журнале «Советское фото» в 1990-х, что для фотографа, которому еще не исполнилось и 30 лет, было действительно большим достижением. Вадим считает, что сегодня особенно важно быть отмеченным крупными влиятельными интернет-изданиями (и в качестве примера привел международный портал Lens Culture и российский Photographer.ru).
Полезным для укрепления карьеры может быть членство в профессиональных организациях (таких как Союз фотохудожников России), в частности, потому, что это позволяет участвовать в проектах этих структур, дает определенный статус. Взаимодействие с Союзом фотохудожников России помогло Вадиму особенно на начальном этапе его пути.
Но лакмусовой бумажкой, подтверждающей то, что карьера автора развивается в правильном направлении, становится появление его произведений на крупных аукционных торгах и включение работ в музейные коллекции.
Сделать свою фотографию одним из лотов аукциона Sotheby’s, Christie’s или Phillips de Ригу (последний уделяет особое внимание фотографии) по своему желанию и тем более напрямую повлиять на ее продажу автор, как правило, не в силах. Тем не менее само участие уже значит многое, особенно в том случае, если работа была куплена. Вадим внимательно следил за прошлогодним аукционом Sotheby’s «Изменяя фокус — коллекция российской и восточноевропейской фотографии»/«Changing Focus — Collection of Russian and Eastern European Contemporary Photography», где среди лотов оказались его ранние произведения, — и все они нашли покупателей. Также Гущин считает важным отслеживать результаты благотворительного аукциона в Хьюстоне, который проводится в рамках упомянутой биеннале FotoFest и участвовать в котором Гущина приглашали уже не раз. Если стоимость, за которую уходит работа на аукционе, становится выше по сравнению с предыдущими прецедентами, это дает повод и галереям повысить цену.
Пожалуй, самым важным для каждого фотографа становится взаимодействие с музеями. Если его имя возникает в рамках музейных экспозиций, это повышает статус автора на порядок, а увидеть свои произведения в коллекциях крупных музеев является пределом мечтаний для многих — и важным параметром, который учитывается при ценообразовании и определении места фотографа как на арт-рынке, так и в истории искусства.
«Одно работает на другое», — говорит Вадим Гущин. Одна выставка может инициировать другую, одна публикация — еще две. Так и развивается карьера арт-фотографа. Конечно, роль удачи, шанса оказаться в нужном месте в нужное время с нужными людьми не стоит преуменьшать. Но автор должен быть полностью готов использовать эти возможности, при этом не забывая, что он в первую очередь-художник, а не торгаш-бизнесмен.
КАК СОЗДАЕТСЯ APT
Из увлекательной беседы с Вадимом Гущиным мы вынесли впечатления о его подходе к решению самых разных вопросов художественного творчества, в том числе и технических.
Выбор объектов. После знакомства с работами Гущина может сложиться впечатление, что все снятые им объекты взяты на время из какой-то особой коллекции, где были аккуратно разложены по ящичкам и коробочкам, снабжены инвентарными номерками. На самом деле Вадим принципиально не снимает «коллекционных» вещей. Бывает, что знакомые удивляются и обижаются отказу снять какие-нибудь «восхитительные старинные туфли», но Гущин сосредоточен на современности, его объекты найдены в ближайшем окружении, а произведения по-настоящему документальны.
Студия. Все работы последних лет созданы Гущиным дома. Он не снимает для рекламы и не выполняет коммерческие заказы, исключение делает только для знакомых художников и скульпторов. «Хорошо снимать в большой мастерской с высоким потолком, — говорит фотограф, — удобно, просторно, но очень дорого. Одно время я арендовал мастерскую, но через несколько месяцев понял, что то же самое могу снять дома, без таких огромных затрат. Конечно, организовать съемку в жилом пространстве быстро не получается. К тому же тема [над которой я работаю] должна развиваться, а это требует времени. К счастью, у меня очень терпеливая жена. Раскинув студию в комнате, мы можем неделями пробираться между всем этим оборудованием».
Свет. Несмотря на то что у Вадима есть хороший набор студийного света (несколько вспышек и софтбоксов), фотограф практически всегда пользуется одним источником освещения: моноблоком Hensel мощностью 500 Вт*с с прямоугольным софтбоксом. Камера и объективы. До того как перейти на цвет, Гущин работал форматной камерой Horseman и самостоятельно печатал снимки. Сейчас его инструмент — полнокадровая цифровая зеркалка Sony Alpha с объективом Carl Zeiss Planar Т* 85/1.4 ZA. Как говорит Вадим, выбор камеры обусловлен объективом. Он исключительно доволен такой связкой: Planar обеспечивает высокое качество изображения по всему полю кадра даже на максимальных значениях диафрагмы. Для сюжетов Гущина и выбранного им масштаба съемки макрообъектив не требуется.
Обработка. Вадим самостоятельно обрабатывает свои снимки в Photoshop’e на компьютере Apple iMac. Правильнее сказать — доводит до ума, потому что вся обработка сводится к точной настройке контраста, цветокоррекции и удалению пылинок. Художник не занимается сложной ретушью, заменой цветов, созданием коллажей. Так что и в этом смысле все его работы — документальные.
Печать. Цветные работы Гущина печатаются в лаборатории «Фотопроект» на лазерной машине Durst Theta 76 (из нескольких московских лабораторий только здесь можно скачать с сайта цветовые профили бумаг). Вадим пробовал печатать на профессиональном струйном фотопринтере, но качество не устроило. По мнению фотографа, у принтерной печати непривычные градации, переходы от светов к теням. Еще более серьезным недостатком является «бархатная нежность» темных участков изображения на матовой бумаге: даже аккуратные прикосновения могут оставить следы или царапины и испортить отпечаток.
Выбор формата. Коллекционные тиражные работы Гущина отпечатаны форматом 40x60 см, чтобы приблизить размеры запечатленных объектов к натуральным. Современная техника позволяет печать и значительно большие форматы, но художник делает исключения только в особых случаях: например, если требуется сделать акценты при оформлении выставки.
Выставки. Если куратор доверяет художнику самому отобрать и развесить произведения, Вадим с удовольствием принимает на себя эти обязанности. Но зарубежные галереи чаще просят только прислать работы, а остальные решения принимают самостоятельно. Гущин не расстраивается и в этом случае считает себя «в гостях». Фотографии пересылает почтой, хотя даже известные курьерские службы регулярно мнут посылки, и опечатки приходится отправлять заново.
Как видите, все достаточно просто, ничего сверхъестественного. Подобная техника доступна многим, в том числе и любителям. Осталось только стать настоящим творцом, чтобы, как Вадим Гущин, превратить «простое» в «художественное».
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
■ Создавать произведения очень высокого качества, с уникальной идеей и выраженным авторским почерком, опираясь на базовые национальные ценности. «Надо снимать так, как не снимет западный автор. Мне кажется, у нас больше шансов, если работать на русском материале. Это даст возможность не раствориться в глобальном мировом потоке унифицированной фотографии».
■ Полностью концентрироваться на выбранной сфере. «Стать в равной степени успешным арт-фотографом и коммерческим фотографом вряд ли получится, т.к. это разные миры».
■ Интенсивно работать, стремиться оставаться в творческом тонусе, жить насыщенной творческой жизнью. Быть терпеливым, волевым и настойчивым. «Быстрый успех может прийти, как волна, но он быстро и схлынет. Возведение карьеры — это поступательный процесс, он требует терпения и последовательного делания, ежедневной тяжелой работы».
■ Быть систематичным, обязательным и даже перфекционистом. «Начав работать с западными людьми, я понял, что нам не хватает некоторой упорядоченности». «Все работает. Мелочей нет. Все должно быть продуманно».
■ Демонстрировать стабильный рост — как творческий (создавать новые работы на новом уровне), так и карьерный (подтверждать свою востребованность новыми выставками, публикациями и проч.) «Круг кураторов ограничен, их надо постоянно удивлять».
■ Быть готовым инвестировать в собственную карьеру (расходы на поездки, печать, создание сайта и проч.), особенно на раннем этапе.
■ Развиваться одновременно как на национальном, так и на международном уровне. «Фотографа будут воспринимать на локальном уровне, только если у него есть интернациональный контекст. Эти два процесса идут параллельно».
■ Уметь налаживать контакты, выстраивать хорошие человеческие отношения, становиться частью сообщества. Быть дружелюбным, открытым, готовым на диалог. Держаться с достоинством, но и без чванства, порой свойственного художникам. Иметь чувство такта. Адекватно воспринимать критику.
■ Важно знакомиться с кураторами, искусствоведами и другими лицами, от которых зависит принятие решений. Стремиться показывать работы как можно большему количеству экспертов, как отечественных, так и зарубежных (в этом может помочь портфолио-ревю, но этот способ не универсальный). Поручать написание текстов к выставкам и книгам искусствоведам.
■ Уметь не только показывать фотографию, но и говорить о ней, т.к. восприятие второй стороны идет через беседу.
■ Отводить время изучению иностранных языков. Знать на очень хорошем уровне, как минимум, английский. Это не только поможет легче устанавливать международные связи — знание языков влияет на мировоззрение.
■ Постоянно развивать свой кругозор.
■ Иметь огромное желание заниматься тем, чем занимаешься, воспринимать «работу» как неотъемлемую часть своей жизни и быть готовым с радостью отдавать ей 24 часа в сутки.
■ Создать и регулярно обновлять, как минимум, двуязычный (русский/английский) сайт, где концентрировать всю информацию о себе, необходимую для реальных или потенциальных партнеров. Не будет лишней электронная рассылка новостей по кругу деловых контактов.
■ Найти свой стиль в одежде и поведении, который должен поддерживать то, что ты делаешь как фотограф, подтверждать ценность тебя самого и твоих произведений.
■ Выбирать фототехнику по принципу того, справляется ли она с поставленными задачами.
■ Быть везучим.
(с) Елена Фирсова