У гения анимационного кино, Уолта Диснея, под конец жизни появилась большая мечта: в своих парках аттракционов построить высокотехнологичную модель общества будущего. В настоящее время эта мечта уже почти сбылась. Снаружи она, спору нет, выглядит весьма привлекательно и даже эффектно. Но вот изнутри...
Все под контролем
Среди множества парков развлечений компании Walt Disney, раскинувшихся на трех континентах и по давней традиции именуемых Диснейлендами, комплекс в штате Флорида, США, занимает совершенно особое место.
Уже само официальное название данного объекта — Walt Disney World Resort, или «Всемирный центр отдыха Уолта Диснея» — звучит так, как и подобает наиболее грандиозному центру развлечений на этой планете. Самому гигантскому по размерам (площадь свыше 100 км2) и самому посещаемому по численности отдыхающих (более 50 млн посетителей ежегодно).
Несмотря на свои циклопические размеры, этот комплекс, состоящий из нескольких десятков отелей, полудюжины парков и тучи аттракционов с весьма сложной инфраструктурой, работает, как очень хорошо отлаженная машина.
В «Мире Диснея» с индустриальным размахом просчитано и проработано все — начиная от оптимальных цен на еду и напитки или оптимизации работы прачечных-химчисток и заканчивая максимальной пропускной способностью аттракционов при минимальном времени ожидания в очередях.
Однако вершиной технологических чудес Диснейленда сейчас стало устройство под названием MagicBand, или «Волшебный браслет», — итоговый результат многомиллиардных инвестиций корпорации Disney в самые передовые информационные технологии для эффективного сбора, обработки и анализа «Больших Данных».
Развернутые полевые испытания браслетов MagicBand проводились на избранных посетителях Disney World в течение всего прошлого года, а под самый конец, в декабре 2013 г., прошла информация об официальном запуске технологической программы во всеобщих масштабах.
Проект продуман до мельчайших деталей. Людям, заказавшим отдых в одном из отелей Disney World, на их домашний адрес приходит ценная посылка. Каждый MagicBand доставляется к порогу дома в отдельной нарядной коробочке. И хотя, по сути, вещь не дороже дешевых электронных часиков на резиновом браслете, она упакована так, будто прислан драгоценный амулет.
Каждое устройство окрашено в мягкие тона и приятно на ощупь, однако самое важное в нем — конечно же, электронная начинка. Ибо внутри браслета находится весьма и весьма продвинутая микросхема RFID, т.е. чип радиочастотной идентификации клиента.
Точнее говоря, чипов там даже два: пассивный — для операций ближнего действия и активный, на батарейке и с приличной антенной — для дистанционного опознания и отслеживания владельцев устройства на расстоянии в десятки или даже сотни метров.
Абсолютно любой из браслетов имеет свой уникальный код идентификации, с помощью которого сугубо индивидуально радиочастотно помечается каждый отдельный посетитель Диснейленда. Такой подход позволяет корпорации автоматически регистрировать и подробно анализировать буквально все, что посетители делают на территории волшебного «Мира Диснея».
Запаянный в MagicBand RFID-чип ближнего действия работает всякий раз, когда владелец отмечается браслетом у стойки FASTPASS («быстрого прохода») любого аттракциона, когда покупает еду, проводя браслетом (синхронизированным с кредитной картой) около ридера, когда входит-выходит из номера отеля, пользуясь браслетом как электронным ключом.
Что же касается приложений другого чипа, предназначенного для идентификации клиентов на больших расстояниях, то об этом компания предпочитает помалкивать. Но известно, например, что на особо волнующих участках аттракционов работают автоматические фотокамеры. Благодаря им (а также технологии RFID, естественно) Disney автоматически комплектует сугубо индивидуальные наборы снимков, после чего на электронные адреса людей, запечатленных на фотографиях, рассылаются предложения купить персональный «фотоальбом» по привлекательной цене около 30 долл.
Для максимально точной персонализации клиентов придуманы всякие коммерческие хитрости. В частности, когда посылки с MagicBand приходят в семью, каждый из браслетов обязательно помечен гравировкой с именем своего хозяина, а их расцветки подобраны обязательно разными — чтобы владельцы ненароком не перепутали свои амулеты.
Ибо для доходов корпорации чрезвычайно важно, чтобы ее базы данных, перелопачивающие тьму разнообразных параметров, не засорялись информацией, запутывающей картину. Алгоритмы оптимизации бизнеса должны четко знать, что делают в «Мире Диснея» взрослые, а что — дети, чем заняты мужчины, а чем — женщины...
Настораживающие параллели
Для любого человека, мало-мальски наслышанного об устройствах на основе современных информационных технологий, обеспечивающих безопасность строго охраняемых объектов, во всех описаниях «чудес с волшебными браслетами», определенно, проявляется что-то хорошо знакомое.
Потому что на совершенно таких же, по сути, принципах и базируется работа автоматизированных систем, которые на основе RFID-пропусков постоянно и на индивидуальной основе отслеживают-анализируют все перемещения и критично важные действия людей, находящихся на объекте, — как посетителей, так и сотрудников.
Ну а для тех, кто хотя бы в общих чертах имеет представление о разоблачительных документах Эдварда Сноудена и о раскрытых в них методах тотальной хайтек-слежки, широко применяемых ныне спецслужбами типа АНБ США, достаточно очевиден и другой факт.
С помощью браслетов MagicBand корпорация Disney уже реализовала в своей «волшебной стране» именно то, что наиболее богатые государственные спецслужбы еще только пытаются осуществить в мире реальном — постоянный, тотальный и персонально-гранулированный присмотр абсолютно за всем населением...
Разница здесь заключается лишь в том, что настырные шпионские инициативы спецслужб обычно вызывают у граждан беспокойство и раздражение, а в случае с «браслетом Диснея» все выглядит в корне иначе. Прибытие волшебных амулетов на дом принимается с восторгом и благодарностью, а закрепление радиомаячков-идентификаторов на собственной руке сопровождается счастливыми улыбками их обладателей.
При этом имеются серьезные основания полагать, что завидные для всех шпионов достижения «Мира Диснея» в области виртуозных технологий, заключающиеся в обеспечении слежки для собственной выгоды, — явление далеко не случайное.
История в ретроспективе
В 1993 г. вышла книга Марка Элиота «Уолт Дисней: темный князь Голливуда» (Walt Disney: Hollywood's Dark Prince, by Marc Eliot, Birch Lane Press).
В этой работе, написанной с использованием материалов закрытых прежде документов из государственных архивов, рассекреченных на основе закона о доступе граждан к информации (FOIA), журналист воссоздал картину тесного сотрудничества Диснея с ФБР, продолжавшегося несколько десятилетий — с конца 1930-х г. вплоть до смерти «волшебника» в 1966 г.
В досье, содержащем 570 страниц, накопленных в ФБР с помощью Диснея, все строки с фамилиями людей, на которых то и дело «стучал в органы» великий аниматор, тщательно вымараны цензурой. Однако не остается никаких сомнений в том, что этот голливудский патриот очень энергично и постоянно, проявляя личную инициативу, изыскивал среди коллег скрытых коммунистов, «оборотней-предателей» и прочих «врагов Америки».
Когда же в 1955 г. в городке Анахайм, Калифорния, открылся самый первый парк развлечений Disneyland, то его основатель и владелец по собственной инициативе сразу же предложил местному отделению ФБР «полный доступ к объектам Диснейленда — как для использования в служебных целях, так и для отдыха»...
О не менее давнем, тесном и взаимовыгодном сотрудничестве компании Disney с ЦРУ США столь же подробного исследования пока не написано. Однако в разрозненных статьях, диссертациях и книгах можно найти более чем достаточно документов и свидетельств, касающихся весьма специфических отношений этой «фабрики чудес» с военно-разведывательно-промышленным комплексом Америки.
О том, например, что всю поразительно успешную операцию по тайной скупке за бесценок земляных участков под новый парк развлечений Диснея во Флориде устраивала в 1960-е г. нью-йоркская юридическая компания Donovan, Leisure, Newton & Irvine. Главный основатель и владелец этой фирмы, Уильям Донован («Дикий Билл»), наиболее известен в истории как «отец-основатель» ЦРУ. А его фирма, следовательно, была очень мощным плацдармом для прикрытия разнообразных тайных операций американской разведки.
Массу подробностей, относящихся к этой грандиозной «спецоперации» ЦРУ, в итоге обеспечившей для Disney World совершенно уникальный юридический статус автономного «государства в государстве», можно найти в книге-расследовании американского журналиста Тимоти Оллмена «Отыскание Флориды» (Finding Florida: The True History Of The Sunshine State. Timothy Allman, 2013).
С не менее удивительной историей в аналогичном ключе, но только уже из совсем недавнего прошлого — из начала 2000-х г., — причем на русском языке, можно познакомиться в материале «Диснейленд национальной безопасности».
Среди прочего в нем рассказывается и о том, как в 2002 г. высокий пост директора по научно-техническим исследованиям в АНБ, Агентстве национальной безопасности США, занял некий доктор Эрик Хезелтайн (Eric С. Haseltine], непосредственно до этого возглавлявший Walt Disney Imagineering — подразделение исследований и разработок в составе гигантской компании Уолта Диснея.
И что особо интересно, на своем новом посту Хезелтайн, как мастер визуальных спецэффектов и прочих «ментальных миражей», стал заниматься, по его собственным комментариям, «примерно тем же самым»...
Здесь, естественно, совершенно нет места для сколько-нибудь подробного рассказа о том, как энергично, замысловато и технологично современные спецслужбы занимаются ныне «ментальными миражами» для промывки мозгов населению в средствах массовой информации.
Flo и без всяких подробностей можно, наверное, представить, насколько высоко ценятся среди шпионов опыт и профессионализм фирмы Walt Disney в этой области.
Очень неплохо высказался примерно по этому же поводу один из недавних посетителей Диснейленда, хорошо ориентирующийся во всех подобных делах:
«Для человека, разбирающегося в технологиях слежки, ощущения в Disney World — как в тотально контролируемой Северной Корее. Тут, конечно, побольше развлечений и поменьше пыток, но точно такой же размах в искусственности всего происходящего»...
(с) Берд Киви