На просторах Крыма неспокойно. To казацкие атаманы бойню устраивают, то разбойники грабят поезд на солнечных батареях, то сектанты девушек воруют. И у главного героя по имени Пошта никак не получается остаться в стороне — всем нужны его помощь и содействие. Такая уж судьба у представителей клана листонош...
Есть романы, которые держатся на интриге, есть те, которые завязаны на конфликте, а «Крым» - это повествование, акцентированное на личности героя. Автор рассказывает не про мир, а про человека в нём. Человека, который настолько чище и добрее окружающих, что напоминает наивного Иванушку из сказок.
Концентрация на одном герое — источник как преимуществ, так и недостатков книги. С одной стороны, к персонажу прикипаешь. Читателю легко ассоциировать себя с героем: Пошта размышляет на серьёзные темы, но при этом не сбивается на пафос, в своих действиях руководствуется высокими мотивами - состраданием, чувством долга, желанием помочь, однако не кажется картонной, одномерной персоной. Пошта временами злится, ошибается, проявляет жестокость - всё это придаёт его образу достоверности.
С другой стороны, довольно быстро начинаешь понимать, что на этом герое держится повествование и его не убьют ни при каком раскладе. За него перестаёшь волноваться, и остаётся лишь чисто исследовательский интерес - как именно он выкрутится из очередной сложной ситуации. Когда к середине книги переживаешь за героя меньше, чем за его восьминогого коня, это повод задуматься о том, не стоит ли Поште примерить красно-синий плащ супермена.
А вот что действительно радует — в романе нет «пустого» сеттинга ради сеттинга. Все показанные автором локации, через которые лежит путь героя, играют на магистральную идею книга: несмотря на конец цивилизации, можно и нужно оставаться Человеком с большой буквы. Даже если вокруг тебя одни чудовища. В итоге мутанты вместо ужаса вызывают жалость, а звериные порядки в людских поселениях заставляют задуматься о природе личности в социуме. Квест приводит героя - и читателя - не к определённой финальной точке, а к выстраданной, обдуманной идее. И именно это придаёт роману цельность.
Очень добрый, философский роман-квест в жестокой атмосфере постапокалипсиса.
(с) Александра Давыдова
Никита Аверин. Метро 2033. Крым |