среда, 15 января 2014 г.

BYOD: новые бизнес-козыри


Всего каких-то пять лет назад корпоративные ноутбук и сотовый телефон считались весомым мерилом статуса, важности и ценности сотрудника для компании. Все изменилось в одночасье, стоило одной небезызвестной фруктовой компании творчески переосмыслить саму концепцию персонального мобильного терминала. Превратить его из малоинтересной широким массам заумной диковины в желанный, культовый и, безусловно, необходимый к приобретению гаджет. Затем пришел черед планшетов, которые потеснили на высокотехнологичном рынке традиционные ноутбуки и ПК на платформе Wintel, и наступила эпоха BYOD (Bring Your Own Device).


Своя «таблетка» ближе к телу

Дареному коню в зубы не смотрят, а уж выделенному в постоянное пользование работодателем — и подавно. Прежде у сотрудников крупных (и даже некоторых средних) компаний, которым выдавали на работе сотовые телефоны и ноутбуки, и мысли не возникало сетовать на свою горькую долю. Ну разве что отдельным хрупким барышням затруднительно было таскать на плече сумку с деловым мобильным ПК массой в 3-3,5 кг. Да еще, пожалуй, два (иногда три) сотовых аппарата, рассованных по разным карманам или выложенных рядочком на столик кафе в обеденный перерыв, являли собою зрелище, скорее, комичное, чем солидное. Но претензий к приобретенным работодателем мобильным средствам наемные работники до недавнего времени практически не высказывали.

Однако в последние два-три года высказывать стали — да так, что голос их становится уже невозможно игнорировать в технологически развитых странах. Там, где у людей есть возможность приобретать современные гаджеты на собственные средства, требования к аналогичным устройствам в целом (в том числе и к тем, с которыми приходится сталкиваться по работе) стремительно растут. В результате, если работодатель за столь высокими темпами роста не поспевает, предлагаемые им в пользование высокотехнологичные устройства вызывают у сотрудников не прилив трудового энтузиазма, а кривоватую, если не откровенно презрительную усмешку.

Сегодня ценные для фирмы сотрудники в отечественных реалиях еще готовы мириться с неказистыми на вид (но ведь работают же и прочные!), громоздкими бизнес-ноутбуками и с угловатыми смартфонами, у которых на внутренней стороне крышки батарейного отсека краской выписан инвентарный номер. Однако то поколение, что идет им на смену (а пока, сейчас, подрастает, не выпуская планшетов из рук), в гораздо большей степени склонно будет полностью отказаться от столь замшелой классики.

«Это не мох, это благородная патина!» — воскликнут поборники гаджетного дресс-кода и корпоративного ИТ-стиля и будут по-своему правы. Свобода творческого выбора, право личности на самоопределение и прочие гуманитарные ценности хороши, конечно, но их сложно обслуживать и сопровождать в рамках налаженной крупной инфраструктуры. ИТ-отделу и службе информационной безопасности гораздо проще иметь дело с ограниченным набором «железок», особенности которых известны, а функциональность предсказуемо ограниченна.

Затраты на содержание парка грубоватых внешне, зато надежных и долговечных корпоративных смартфонов и ноутбуков отлично поддаются учету, детальному контролю и оптимизации на длительных временных интервалах. Что же начнется, если позволить сотрудникам приносить на работу свои персональные устройства — весь их доступный на нынешнем рынке зоопарк? Тут одному-то руководителю подразделения персональный iPad на доступ к ресурсам локальной сети настроить (и то — лишь по прямому указанию вышестоящего начальства) — уже задача для ИТ- и ИБ-отделов на полный рабочий день. Неужели так же придется возиться с каждым гаджетом каждого менеджера и клерка? Придется, придется, не извольте беспокоиться. Винить (или благодарить) за это следует не столь уж давний по историческим меркам массовый исход чуть ли не всего мало-мальски грамотного населения планеты в Web 2.0 и социальные сети. Миллиардам людей по всему земному шару вдруг стало жизненно необходимо иметь регулярный (а лучше постоянный) и несложно организованный доступ к Всемирной паутине. Необходимо для того, чтобы с максимальной легкостью связываться с родными и близкими, заводить новые знакомства, участвовать в совместных обсуждениях появившихся фильмов и модных трендов, хвастаться фотографиями собственного завтрака и комментировать отпускные снимки коллег, — словом, припадать к живительному источнику цифровой социализации.

Взрывному росту популярности социальных сетей способствовало удачное стечение обстоятельств. Именно под конец первого десятилетия 2000-х гг., в самый период начала этого роста, на рынке появились первые общедоступные и довольно недорогие мобильные терминалы для выхода в Интернет: сначала нетбуки, затем смартфоны и, наконец, планшеты. К концу 2013 г., по оценке Cisco, число одних только мобильных телефонов в мире превысило общее количество жителей планеты, включая дикарей Патагонии, тибетских отшельников и новорожденных. В 2012-м был зафиксирован 70%-ный рост мобильного трафика. Причем на каждый из 36 млн. планшетов, находившихся тогда на руках у пользователей по всему свету, приходилось в среднем втрое больше переданных и принятых данных, чем на типичный смартфон, а на каждый из 161 млн. ноутбуков — всемеро больше.

Наши современники активно и самостоятельно входят в мир высоких технологий, формируя собственные предпочтения либо следуя модным трендам. Веками отлаженная схема «пришел на работу — используй предоставленные работодателем инструменты» начала давать сбой на наших глазах именно в той сфере, где заняты «белые воротнички». ИТ-службы по всему миру явно не были готовы к тому, что рядовые сотрудники и менеджеры всех уровней начнут не просто носить на работу свои мобильные терминалы, но еще и активно использовать их — для рабочих же целей.

В США, согласно недавнему исследованию Microsoft, 67% опрошенных предпочитают работать на личных ноутбуках, смартфонах и планшетах — не слишком заботясь о тонкостях регулирования BYOD-политики со стороны руководства. Более того, строгий запрет на использование собственных устройств и попытка насильно заставить работать с корпоративными мобильными терминалами входит теперь в число важнейших причин, побуждающих «белых воротничков» менять работодателя.

В то же время лишь 23% сотрудников получают на работе хотя бы минимальный инструктаж от ИТ-отделов и служб безопасности относительно возможных рисков интеграции персональных устройств в корпоративную инфраструктуру. Судя по тому, насколько бурно растет приятие идеологии BYOD западными работодателями (в особенности из сегмента СМБ, которые уже подсчитывают немалые прибыли от экономии на централизованно приобретаемом «железе»), именно компаниям приходится следовать в данном случае за глобальным трендом — и постепенно инкорпорировать новейшую пользовательскую идеологию в стратегию своего развития. Возникающие же проблемы в областях безопасности, надежности хранения данных, оперативного ремонта выходящей из строя персональной техники и порядка оплаты мобильного трафика (в том числе в роуминге) работодателям приходится решать по мере поступления и, что называется, с колес.

Оценки аналитических агентств, касающиеся текущего состояния мирового рынка BYOD-решений и сопутствующих услуг, заметно разнятся из-за различий применяемых методик. Однако можно с уверенностью утверждать, что объем его исчисляется десятками миллиардов долларов, а среднегодовые темпы роста достигают 15-20%. Данные локальных опросов в России свидетельствуют, что уже более половины предприятий (по некоторым оценкам, даже до 75%) так или иначе допускают применение сотрудниками своих мобильных устройств в работе.

Значит, тенденция BYOD де-факто уже получила широкое распространение и в отечественных компаниях. Остается лишь научиться сосуществовать с ней — ибо, как всякая дикая стихия, в отсутствие разумного сдерживания она грозит творениям рук человеческих (в данном случае — налаженным бизнес-процессам) неисчислимыми бедствиями.

Стратегии попустительства

Чем подход BYOD нравится рядовому офисному клерку и далеко не самому рядовому менеджеру, — ясно. Работать с привычным, родным, любовно выбранным по собственному вкусу устройством гораздо приятнее, чем с казенным (вне зависимости от того, государственная казна оплатила работодателю приобретение гаджета или частная).

И пока масштабы бизнеса BYOD-практикующей компании не слишком велики, работодатель тоже остается в выигрыше: не надо тратиться ни на покупку, ни на техническое обслуживание, ни на ремонт основных средств делопроизводства. Каждый сотрудник находится в прямом контакте с самым высшим руководством (благо, иерархическая схема в такой компании чаще всего одно- или двухуровневая), все проблемы решаются оперативно, инвестиции в ИТ- и ИБ-инфраструктуру мизерны — не жизнь, а просто рай.

Сложности возникают, когда дела у компании начинают идти на лад и она переходит в разряд уверенно средних; тем более — с намеком на дальнейшее укрупнение. Структура самой организации разрастается, важность циркулирующей внутри нее информации увеличивается. Цена ошибки, задержки, технического сбоя, инсайдерской утечки становится все более ощутимой. В инфраструктуру уже приходится инвестировать просто по необходимости — иначе невозможно организовать информационные потоки адекватным бизнес-требованиям образом.

Что же, в такой ситуации еще и с персональными гаджетами сотрудников прикажете возиться? Уж лучше по старинке обратиться к системному интегратору, закупить партию оптимизированных по соотношению цена/надежность высокотехнологичных устройств, заключить среднесрочный контракт на их обслуживание и распространить на них систему противодействия информационным атакам и контроля доступа. Дороговато, но добротно, солидно, проверено временем.

Сотрудники такой растущей компании тоже, в свою очередь, начинают ощущать, как увеличивается давление требований корпоративной культуры. В некоторых организациях собственные смартфоны и планшеты формально разрешены, но фактически приносящие их работники ставятся в весьма неловкое положение службой информационной безопасности. Та получает возможность и право менять настройки гаджетов без ведома владельца. В конце концов, никто ведь не жалуется в крупных организациях на необходимость ютиться на предоставленном работодателем ноутбуке с правами пользователя, а не всевластного администратора, верно? Желаете получать доступ к корпоративной почте с персонального смартфона — извольте допустить ИТ-специалиста покопаться и в этом гаджете.

Не нравится такой подход? Милости просим в компанию помельче, с зарплатой и социальными бонусами пожиже. Хочется и персональными гаджетами в свое удовольствие пользоваться, и даже потенциального ущерба работодателю в процессе не наносить? Тогда придется поискать такую организацию, в которой внедрена уже концепция BYOD с человеческим лицом. К счастью, такие в наши дни уже не редкость — по крайней мере, на достаточно развитых рынках. Хотя и в России, отметим, в последние год-два стали появляться примеры BYOD-ориентированных компаний достаточно крупного масштаба, вполне адекватно совмещающих непреложные требования информационной безопасности и уважительное отношение к частному пространству своих сотрудников.

Разумеется, на одних лишь благих намерениях и джентльменских соглашениях сколько-нибудь крупномасштабная BYOD-стратегия строиться не может. «Доверяй, но проверяй», — это старое руководство к действию оказывается в данном случае как нельзя более уместным. Доверие — чисто человеческая черта, а для проверки необходимо привлекать технические средства. В первую очередь программные; такие, которые предусматривают разделение личных и деловых данных на мобильных устройствах.

Работа с корпоративной электронной почтой и с рабочими файлами, интеграция с внутренней службой каталогов — для всего этого имеется соответствующее ПО, в том числе и в вариантах для наиболее популярных сегодня мобильных платформ, iOS и Android. Специализированные средства управления мобильными устройствами (MDM, Mobile Device Management) обеспечат конфигурирование гаджетов в соответствии с заданными политиками безопасности и служебными профилями.

Однако превратить личный смартфон или планшет сотрудника в передвижную корпоративную информационную крепость вовсе не значит реализовать концепцию BYOD. Человек ведь выкладывает за мобильный терминал свои кровные в первую очередь ради того, чтобы им пользоваться самому, а не предоставлять его целиком в распоряжение корпоративного ИТ-отдела. И для этого подходящие средства тоже есть: имеются в виду программные (а лучше, надежнее — программно-аппаратные) решения для разделения корпоративных и персональных пользовательских сред.

Фактически такие средства превращают один физический смартфон или планшет в два непересекающихся виртуальных — каждый со своими собственными настройками, выделенными областями оперативной памяти и встроенного хранилища данных, доступными владельцу (с различной степенью ограниченности) опциями конфигурации. Подобные решения полностью снимают проблему информационной обеспокоенности обеих сторон в практике BYOD. Владелец мобильного терминала знает, что сотрудник ИТ-отдела ни при каких обстоятельствах не получит дистанционного доступа к персональным фотоснимкам или адресной книге.

В то же время служба информационной безопасности уверена, что никакие корпоративные данные, каким-то образом оказавшиеся на смартфоне/планшете сотрудника, не смогут его покинуть без ее ведома. Даже в случае перепрошивки устройства с «рутованием» эта уверенность сохраняется — если реализация MDM аппаратно-программная. Конечно, ушлые охотники за корпоративными секретами способны, к примеру, и путем постраничной пересъемки документа со смартфонного экрана добыть вожделенную информацию, — однако от такой напасти не застрахованы и обладатели старомодных рабочих ноутбуков на платформе Wintel. Пожалуй, компактный дисплей смартфона даже проще уберечь от лихого ока, чем 14-дюйм монитор типичного мобильного бизнес-компьютера.

Эксперты отмечают: если в компании наблюдаются утечки важных данных, то связано это в первую очередь с качеством работы подразделения ее информационной безопасности, а никак не с тем, носят сотрудники на службу персональные смартфоны или выданные в организации. Нынешний рынок предлагает достаточный спектр решений, готовых удовлетворить самым высоким требованиям сохранности данных как на стационарных рабочих местах, так и с применением мобильных терминалов разного рода. Другое дело, что и сами эти решения, и готовые эффективно внедрять их специалисты могут обойтись в весьма ощутимые суммы.

Но тут все должно решаться на стратегическом уровне: что компании — в ее нынешнем состоянии и с прицелом на хотя бы среднесрочную перспективу — выгоднее? Придерживаться старомодных требований в отношении используемых сотрудниками компьютеров и гаджетов, отпугивая наиболее перспективных (склонных к самостоятельному мышлению, выбирающих устройства исключительно по собственному вкусу) кандидатов, расходуя немалые средства на закупку, содержание и обслуживание компьютерного/смартфонного парка? Или же инвестировать в более гибкую, современную схему организации труда, позволить сотрудникам работать за собственными терминалами, обеспечив сколь возможно высокий — и не обременительный для все тех же сотрудников — уровень информационной безопасности?

Вопросы очень серьезные еще и потому, что ситуация на отечественном рынке труда в ближайшие годы отнюдь не станет улучшаться. Высококвалифицированные специалисты из-за границы к нам не слишком тянутся, предпочитая более заманчивые предложения в Европе и США; собственные кадры редеют из-за естественных причин (в трудовой возраст сейчас вступает скудное поколение первых детей Перестройки). Борьба за умного, ответственного, эффективного сотрудника становится для амбициозных работодателей чуть ли не важнее конкуренции на рынках сбыта их основной продукции. А такие сотрудники весьма требовательны к предлагаемым условиям труда — и, безусловно, при прочих равных будут предпочитать BYOD-ориентированных нанимателей.

Фактический переход к светлому будущему, в котором наемные сотрудники несут на работу планшеты и смартфоны с веселыми улыбками, словно первоклашки свои ранцы утром первого сентября, не совершается, конечно же, в одночасье. Все начинается с малого, и первой в ряду переводимых на BYOD-рельсы корпоративных служб должна стать, как нетрудно догадаться, электронная почта.

Организация полноценного доступа к внутренней ЛВС компании, да еще по мобильным каналам с не слишком высоким (в отечественных условиях) качеством связи, — отдельная сложная задача; решать ее придется вдумчиво и поэтапно. Доступ же к электронной почте под контролем MDM — вполне подъемная задача даже для не очень солидной организации, не настолько свободной пока в средствах, чтобы заводить отдельный полнофункциональный VPN-сервер с соответствующим выделенным каналом большой пропускной способности.

Здесь необходимо отметить, что речь идет именно об MDM-организации доступа к корпоративной почте, а не просто о позволении сотрудникам с выданным им логином и паролем подключаться (пусть даже исключительно по шифрованным каналам) к локальным серверам IMAP и SMTP. Обычный доступ к почте неприемлем с точки зрения информационной безопасности в сколько-нибудь серьезной организации; именно поэтому до недавнего времени ИТ-специалисты в крупных компаниях столь скептически относились к iOS- и Android-устройствам.

Неужели эти смехотворных размеров (особенно толщины) гаджеты смогут потянуть на своих куцых процессорах полноценное многопоточное VPN-соединение, не сваливаясь в непрерывные запинки и переконнекты? Как показывает практика, вычислительной мощности современных смартфонов вполне достаточно для эффективной работы с шифрованием. Особенно — при участии интегрированного аппаратного модуля, что уже начинают предлагать отдельные изготовители мобильных устройств.

Более того, в определенном смысле MDM-решения для мобильного доступа к корпоративной инфраструктуре на Android-платформе представляются сегодня более эффективными, чем на традиционной Wintel. TPM-модули аппаратного шифрования, как известно, изготовителям ноутбуков до сих пор не разрешают встраивать в модели, поставляемые на российский рынок. В то же время, к примеру, Samsung, продвигающая свою аппаратно-программную платформу KNOX для мобильной работы на уровне предприятий, уже активно взаимодействует с федеральными регулирующими органами в отношении сертификации своего решения.

Если у руководства компании не сформировалось пока уверенное приятие концепции BYOD, однако сотрудникам начинает уже становиться тесновато в жестких рамках корпоративных условностей, есть смысл начать пробное внедрение нового подхода. Распространить его сначала на участок, заведомо не критичный для основной деятельности предприятия, и разрешить использование личных мобильных терминалов сотрудников только для решения каких-либо локальных задач. Для оптимизации взаимодействия между подразделениями, например.

При таком подходе даже MDM-системы изначально не потребуется, — достаточно будет лишь поднять на корпоративном интранет-сервере Web-pecypc (например, в виде форума) для оперативного решения разнообразных задач, возникающих внутри отдельных подразделений или между ними. Вполне оправдан и вариант организации такого ресурса в публичной облачной инфраструктуре, в том числе на базе систем организации распределенной работы. В этом случае и управлять информационными потоками ИТ-специалистам будет проще, и доступ к системе прото-BYOD окажется максимально облегчен для всех, кто пожелает его испробовать.

Самое время поработать

Вместе с казенными средствами делопроизводства в прошлое на наших глазах уходят и фиксированные рабочие часы. Для бизнесменов — непосредственных владельцев компаний или ответственных управляющих, чье вознаграждение зависит от успешности бизнеса, — далеко не в новинку и ненормированный рабочий день, и максимально (причем по собственной инициативе) ужатые отпуска, и «отдых» в отсутствие полного расслабления; всегда со смартфоном и ноутбуком в пределах досягаемости.

Наемные работники до недавнего времени откровенным трудоголизмом в массе своей не страдали. И это понятно: есть КЗоТ, есть строго определенные рабочие часы, фиксированная доплата за переработку, обязательный и не подлежащий материальной компенсации отпуск... И все же реалии современной жизни даже наемным работникам диктуют иной стиль поведения, пока еще не слишком формализованный законодательно, однако заметно более эффективный в практическом приложении. В конце концов, всем известно, что самый надежный способ загубить какое угодно дело — приняться действовать в точности по писаным инструкциям («итальянская забастовка»), Без творческого переосмысления наиболее даже рутинных действий достойного результата не добиться.

В современных городских условиях, например, существенным фактором воздействия на рабочие привычки наемных сотрудников стало уличное движение. «Кто придумал, скажи, эти пробки?» — вопрос, уже многие годы интересующий далеко не одну певицу Земфиру. Приезжать на работу на час-полтора раньше, чтобы потом уехать до появления на дорогах основной массы автомобилей, — практика, достаточно распространенная в наших крупных городах. Но это еще полбеды; а как быть тем, кто работает в компании со множеством филиалов, разбросанных по всем российским часовым поясам? И как быть счастливым контрагентам американских, австралийских или азиатских партнеров, с которыми желательно было бы держать связь в реальном масштабе времени, а не с задержкой от полу-до полутора суток?

BYOD представляется вполне адекватным ответом на все эти вопросы. Если человек физически не привязан к своему рабочему месту в офисе, т. е. если на его мобильный терминал можно эффективно коммутировать голосовые и видеозвонки, перенаправлять корпоративную почту, доверять ему доступ к внутренним ресурсам офисной ЛВС, — то такой человек оказывается в более выигрышном положении сам и обеспечивает своей компании большую гибкость в отношении реагирования на быстро меняющуюся бизнес-ситуацию. Работать такой сотрудник может и из городской квартиры, и из дачного домика, и с морского побережья, и из очереди в поликлинике, и из пресловутой пробки — была бы только достаточной пропускная способность нужных ему в данный момент каналов связи.

Безусловно, по-настоящему с пользой работать так способен лишь сотрудник нового типа, уже не представляющий себе жизни без мобильного терминала под рукой, не чурающийся гибко подстраиваться к меняющимся обстоятельствам, а при необходимости не боящийся и менять обстоятельства под себя. Высочайший уровень ответственности, обширная компетенция (наряду с готовностью вникать в любую проблему, вместо того чтобы отфутболивать ее дальше по стандартной офисной цепочке), крепкая самодисциплина и умение эффективно распоряжаться своим временем — вот отличительные черты сотрудника, действительно способного в полной мере воспользоваться всеми преимуществами BYOD-подхода. Как на свое благо, так и на благо своего работодателя.

Обойдется такой «универсальный офисный солдат», конечно же, дороже рядового сидельца перед монитором с девяти до пяти, но и пользы от первого будет гораздо больше. Начиная с некоторой величины оборотов компании — настолько больше, что создание и поддержание рассчитанной именно на таких работников BYOD-инфраструктуры станет более оправданной инвестицией, чем экстенсивное расширение штатов и офисных площадей. Опять-таки. в крупном городе любая реорганизация, приводящая к росту арендуемой офисом площади, заведомо должна рассматриваться как не самый желательный вариант. В нынешней экономической ситуации более мудрым шагом станет вложение средств в модификацию ИТ-инфраструктуры до современного уровня, что позволит привлекать самый современный интеллектуальный капитал наемных сотрудников.

Вопросы постановки в соответствие BYOD-активности и трудового законодательства также вполне решаемы — была бы на то воля работодателя. Программные средства MDM обеспечивают не только дистанционный доступ сотрудников разного ранга к соответствующим ресурсам корпоративной сети, но и аудит этого доступа в режиме реального времени. Приходя на работу в офис и отсиживая положенные часы, нерадивый наемный работник может с полным правом рассчитывать, что уж в тунеядстве-то его не обвинят, — если совсем уж не наглеть и не торчать без дела в курилке часами.

Другое дело — сотрудник, активно работающий с документами, общающийся с контрагентами, регистрирующий сделки под недремлющим оком MDM. Любой вышестоящий менеджер в любой момент может одним нажатием на кнопку сформировать отчет о деятельности такого своего подчиненного — и увидеть, какой была его активность за истекший период и, что самое важное, какие она принесла реальные плоды. Соответственно, учитываются с поминутной точностью и продолжительность рабочего дня и возможные переработки, и прочие существенные с точки зрения законодательства организационные моменты.

Традиционная, к сожалению, для множества современных офисов ситуация, когда менеджер среднего звена исполняет роль надсмотрщика на каторжной галере, расхаживая между рядами кьюбиклов и надзирая, чтобы никто не отлынивал, — эта ситуация в эпоху BYOD постепенно уходит в прошлое. Уже нет необходимости нанимать пять — десять вяло перекладывающих с места на место бумажки «специалистов», если всю работу за них быстрее и лучше готовы сделать два-три активных, мотивированных, самоорганизованных сотрудника. Даже назначив им вдвое больший оклад и подкрепив его всевозможными бонусами, работодатель сэкономит в итоге и на зарплатном фонде, и на налоговых отчислениях. Притом не просто удержав на прежнем уровне, но ощутимо повысив эффективность своей организации.

Предубеждение относительно того, что созерцание рабочего места в рабочее время настраивает на рабочий лад, в нашу эпоху торжества клипового сознания уже не выдерживает никакой критики. Мы все — спасибо Интернету, телевизору, калейдоскопическому потоку новостей на всех уровнях, от собственного двора до глобальной политики и финансов — привыкли схватывать несколько информационных потоков одновременно, свободно переключаться между ними, выхватывать из них необходимое, отсеивать ненужное, перерабатывать и задействовать себе на пользу сухой остаток.

Конечно, не у всех это выходит в равной степени хорошо, но методично, степенно, день за днем решать одну задачу уже могут позволить себе очень немногие. Концепция BYOD ведь возникла не вдруг и не на пустом месте; появись современные мобильные терминалы и широкополосный Интернет, например, в 1980-х гг., никто бы и думать не стал о возможности принести в офис аналог тогдашней (аналоговой, простите за каламбур) игровой консоли, с тем чтобы на нем еще и работать.

Зонирование жизненного пространства и времени лишь совсем недавно начало рушиться под воздействием всеразъедающего универсального растворителя — Интернет-общения. Безвозвратно прошли времена, когда у каждого имелось публичное, официальное лицо (парадный снимок в рамке: вот он я, в темно-сером костюме и при галстуке, почтительно теряюсь на фоне босса и босса моего босса) и домашнее, частное (тут на Polaroid снято, как я рыбачу, тут — как мы пьем в пятницу в пабе, а здесь... эй, эй, детям показывать не вздумай!).

Теперь достаточно набрать имя и фамилию человека в интерфейсе популярной социальной сети, чтобы прикоснуться к его жизни в полном ее разнообразии — от смазанной фотографии зареванной девушки с пометкой «Все сложно с...» и до вальяжного снимка шортах и шлепанцах на фоне тысячелетних пирамид. Работа сотрудников корпоративных HR-отделов все меньше напоминает высокоумные средневековые диспуты с прицелом на поиск истины (а не соблаговолит ли уважаемый соискатель изложить свое высокоученое мнение по этому вопросу?) и все больше — составление сценарной заявки для очередного скандального ток-шоу с тщательным выискиванием личных слабостей и ворошением грязного белья кандидата.

Что ж поделать, если мы сами настолько безоглядно выставляем всю информацию о себе на всеобщее обозрение. Причиной тому, надо полагать, извечное человеческое стремление оставить в жизнях других свой след: хоть чем-то выделиться; запомниться даже тем, кто просто проходит мимо. Тщеславие стало на наших глазах двигателем социально-высокотехнологичного прогресса, стимулировав повальное увлечение соцсетями, а также порожденную им привычку постоянно находиться онлайн и стремительно реагировать на изменчивые статусы и обстоятельства своих виртуальных знакомцев.

А это, в свою очередь, уже льет воду на мельницу BYOD, — ведь сотрудник, привыкший постоянно держать руку на коллективном пульсе своего персонального окружения, с той же самой легкостью станет взаимодействовать с людьми и по рабочим надобностям. Все, о чем остается позаботиться работодателю, — это снабдить такого сотрудника соответствующим инструментарием для дистанционной работы на благо компании из любой точки страны и планеты. Развернуть, проще говоря, на его персональных терминалах MDM-клиенты, подключить их к корпоративной сети, позаботиться об оплате достаточных по пропускной способности мобильных тарифов на случай дальних поездок — и, собственно, все.

Дальше правильно организованная система BYOD начнет работать сама, оптимизируя владельцу компании расходы и повышая прибыль. Главное, что, хотя еще несколько лет назад сама идея использования персональных устройств для работы с корпоративными данными воспринималась как прямая угроза безопасности предприятия, сегодня этот взгляд кардинально меняется.

(с) Максим Белоус