Всякая легенда со временем профанируется. Не избежало этой судьбы и сказание о Китеже. Сейчас его используют для привлечения туристов, решивших прикоснуться к «исконным корням» русской культуры. Но любопытно и страшно то, куда на самом деле уходят эти корни
ЦАРСТВО МЕРТВЫХ
Легенда о граде Китеже в том варианте, который распространен сегодня, родилась среди старообрядцев-бегунов (раскольников, кто оборвал все связи с внешним миром) в конце XVIII века. В ней мистический город, ушедший на дно озера Светлояр, когда к его стенам подступили войска хана Батыя, представлен земным раем, где во плоти живут праведники, ожидая второго пришествия Христа. Предания староверов возникли не на пустом месте.
Скрываясь в заволжских лесах в поисках спасения от «антихриста», который «утвердился» в Москве после реформ патриарха Никона, раскольники подхватили древнюю, восходящую к XIII веку, легенду о пропавшем во время татарского нашествия городе. И это понятно: в их представлении жители «зависшего» во времени Китежа с древних времен хранили истинную православную веру, которой на русской земле якобы наступил конец. Возможно, в основу первоначального сказания о гибели города легли рассказы о разорении поселения Городищи на реке Ватоме в 80 километрах к юго-западу от Светлояра, где была обнаружена сгоревшая крепость монгольского периода. В этих ранних легендах Китеж (возможно, от «кидош» — брошенное место) был представлен как сакральное царство мертвых. Древние легенды целиком до нас не дошли, однако их следы можно рассмотреть и в некоторых преданиях староверов, и в поверьях, бытующих среди местного населения. На эти следы стоит обратить внимание, поскольку они существенно меняют традиционное представление о Китеже.