вторник, 12 ноября 2013 г.

Престол увидел, победил


Англичане, ирландцы, русские, французы, австралийцы, новозеландцы — современный Голливуд захватили приезжие. Вот и Дания не отстает: верноподданный королевства Николай Костер-Вальдау прочно укоренился-на большом и малом экранах и сдавать позиции не собирается. Он всегда знал, чего хочет, — и это всегда ему помогало.

Николай Костер-Вальдау может ходить по воде. Его фанатов это вряд ли удивит. С тех пор как актер взял в руки палаш в роли аморального воина Джейме Ланнистера в фэнтезийном сериале “Игра престолов”, их уверенность в том, что Николай способен на многое, все крепчает. Ну а меня это шокировало. Да, конечно, ему помогают 12-футовая доска для серфинга и карбоновое весло. Но в то время как моя доска пытается меня сбросить, Костер-Вальдау скользит по глади Тихого океана, как корабль викингов.

А ведь он впервые забрался на доску.


После завершения очередного полнометражного проекта Костер-Вальдау (а для друзей просто Ник) задержался в Лос-Анджелесе для пары дней съемок “Игры престолов”. И мы встретились одним ясным утром, чтобы взять урок плавания (или хождения?) на доске с веслом. Учебная база Malibu’s Paradise Cove (“Райская бухта Малибу”) вполне соответствует своему названию: белый песочек, вода настолько чистая, что можно увидеть свою тень, скользящую по дну океана в шести метрах под доской. И все это в сопровождении оголтелых тюленей. Ведет нас инструктор Тайлер Леннон, который дает указания прямо в процессе. “Не смотрите вниз, — говорит он. — Смотрите на линию горизонта”. Способный ученик, Костер-Вальдау уже мчится параллельно берегу. “Чувствую себя гондольером!” — кричит он.

Расслабленный, но уверенно стоящий на ногах, помахивающий рукой проплывающим мимо таким же досочникам, 43-летний обладатель косматой коричневой гривы, у которого в этом году вышло три больших фильма, не очень похож на типичного голливудского актера на пике карьеры. Он доволен тем, что редко бывает в центре внимания, он не появляется в самых тусовых лос-анджелесских местах. Он живет вблизи Копенгагена со своей женой, обладательницей титула “Мисс Гренландия”, и двумя дочками. Жену его зовут Нукака, и это его ничуть не смущает. Вот и сегодня он вполне доволен собой и занимается ровно тем, чем хотел заниматься. “Здесь все это, — он показывает веслом в сторону задыхающегося в пробках и человеческих страстях города, — становится бесконечно далеким”.

Костер-Вальдау прошел немалый путь, прежде чем стал тем, кем стал. В жизни, не на экране, он говорит с легким акцентом (вместо “обычно” получается “обышно”) и держит себя немного формально, как это принято в Старом Свете. Но больше ничто не указывает на то, что он провел детство в 9000 километрах от Голливуда, в датской деревеньке Тубьерг (население — 40 человек). Прирожденный спортсмен, он мечтал о славе на “фодболдном”, как он говорит, поле. Но в перерывах между учебой и тренировками он вынашивал еще более амбициозный план. “Я всегда хотел быть актером, просто никому не рассказывал об этом, — смеется он. — Это, конечно, суеверие, но я знал, что если я скажу об этом хоть кому-нибудь, то ничего не получится”.

Подростком Костер-Вальдау восхищался игрой актеров в эпической гангстерской ленте Серджио Леоне “Однажды в Америке”, которая по сей день остается его любимой. “И вот я, подросток в крохотной датской деревушке, идентифицирую себя на все сто процентов с гангстером из Нью-Йорка, — говорит он. — И думаю о том, как было бы здорово почувствовать себя в такой роли”.

В его семье ни у кого не было никаких связей с театром, кино или телевидением: мать — библиотекарша, отец — типичный офисный жук. Николай не представлял, как быть. Но когда он смотрел на героев Роберта Де Ниро, Джеймса Вудса и Джо Пеши, которые дрались, грабили банки и клеили красивых девчонок, убеждался в одном: “Я хочу работать с такими парнями”.

В середине 90-х Костер-Вальдау отправился в театральную школу, потом была главная роль в датском триллере “Ночной сторож” — Европа оценила новый киноталант. А потом он стал появляться на экране с такими тяжеловесами, как Лиам Нисон (“Царство небесное”) и Харрисон Форд (“Огненная стена”). И в одном лишь 2013 году в прокат вышли “Обливион” с Томом Крузом и Морганом Фрименом, “Мама” с Джессикой Честейн и “Тысячу раз “спокойной ночи” с Жюльет Бинош. Ну и с Николаем Костером-Вальдау, естественно. Компанию он себе подбирает приличную.

Львиной долей этого успеха Николай, по его словам, обязан урокам, полученным на тренировках. “Я обожаю командные виды спорта, — говорит он, — а съемки в фильме тоже своего рода командный спорт. Если ты лажаешь, то проигрывают все”.

А многочисленные прослушивания научили Костера-Вальдау, как вести себя в кризисной ситуации. В конце 90-х он прилетел в Лос-Анджелес на кастинг. На кону была главная роль в фильме “Вертикальный предел”, экшн-ленте про скалолазов. В аэропорту его встретили на роскошном авто от студии, сделали ему прическу в стиле “Смертельное оружие” (спереди коротко, сзади длинно) и дали подписать толстенный контракт с суммой, в которую он не мог поверить. И все это до прослушивания.

А потом он это прослушивание провалил.

Николай вспоминает, как, не веря своему счастью, с ходу потратил собственные $2000 на одежду в бутиках на Беверли-Хиллс. Дескать, звездный час пробил! А на следующий день выяснилось, что контракт был предварительный (такова обычная практика), просто датчанин не разобрался. “Я проглотил свою гордость, — говорит он, — и сдал покупки обратно в магазин”. А роль досталась Крису О’Доннеллу.

Костер-Вальдау выучил и этот урок. “Ты должен контролировать все происходящее перед кастингом и на нем, — рассказывает он. — Это твое время, так что ты сам должен сделать все возможное, чтобы увеличить свой шанс на успех”. Теперь на прослушиваниях он не дает делать себе странных причесок и может попросить произвести перестановку в помещении, если мебель мешает. “Нужно быть предельно внимательным, когда камера начинает съемку, — говорит он. — Я хочу полностью отринуть рефлексию и быть похожим на играющего ребенка. Я трачу как можно больше времени на подготовку, чтобы полностью потерять себя на эти секунды”. Запоминай, это ведь рассказ о том, как не упустить возможность: заложи основу, тщательно подготовься, а потом отпусти себя и цари над моментом.

То, что мы делаем с Николаем этим утром в Малибу, — это как бы воплощение его актерского кредо. Мы прошли вдоль берега уже четверть мили от точки старта. Гребля веслом стоя на доске требует высокого мастерства, предельной концентрации и постоянного внимания. Как, например, скалолазание, или единоборства, или тяжелая атлетика. Расслабился — сорвался, получил удар по ребрам, уронил штангу. Так и тут: не рассчитал баланс, потерял равновесие — и уже Тихий океан с температурой воды 14 градусов по Цельсию бьет тебя по лицу.

Элемент опасности — это не только лишняя проверка твоей физподготовки, это еще и эффективная приманка. По крайней мере, для Костера-Вальдау, который предпочитает горный велосипед и беговые лыжи качалке, хотя и проводит немало времени в спортзале. Ведь для парня его профессии, которому в любой момент может потребоваться вдарить сопернику в глаз, сила и выносливость — необходимые качества. Не скучать в копенгагенском зале помогает тренер, Джеспер Мауритцен, который смешивает все карты и сам соревнуется с Костером-Вальдау на большинстве тренировок. “Джеспер — огромный парень, так что он побеждает во всех упражнениях с тяжелым весом, — говорит актер. — А я бью его в переворачивании шин. Я очень быстрый”.

Мы разворачиваемся и гребем назад. К финишу Николай подходит так же бодро, как и стартовал. Но впереди последняя сложность — выход на берег. “Я буду грести первым, — говорит Леннон. — Ждите моего сигнала, потом встаньте на колени и гребите как можно быстрее”. Мы смотрим, как он скользит к берегу. Он уже предупредил нас, что большинство падений происходит на старте и на финише. “Думаю, я точно грохнусь”, — немного скептически отмечает Костер-Вальдау.

Пока мы ждем сигнала, актер рассказывает о текущем положении своих дел. “Я просто ищу хорошие сценарии”, — говорит он с волчьей ухмылкой. Он планирует продолжать оттачивать актерское мастерство, изучать человеческое поведение — как темные, так и светлые его стороны. Нужно постоянно двигаться вперед, хоть по чуть-чуть. Надо поддерживать огонь, чтобы карьера не затухла.

Проходит несколько волн, и по сигналу инструктора Костер-Вальдау встает на колени и гребет к берегу по направлению к Лос-Анджелесу. И достигает суши просто идеально.

(с) Эндрю Хеффернан