Начало XVII века называется в истории России Смутным временем. Смутным тогда было все: будущее страны, жизни людей, судьба царского трона... Символично, что именно тогда возникло явление, которое во многом определило дух эпохи. Речь идет о самозванцах.
Возможно, самозванцы встречались и во времена Киевской Руси. Однако лишь к началу XVII века это явление достигло таких масштабов, что удостоилось у историков отдельного определения - «феномен самозванства». Почему люди вдруг объявляли себя чудесным образом спасшимися царевичами? Почему они без колебаний развязывали войны и проливали реки крови, стремясь воссесть на «свой» престол? Что или кто управляли ими?
Порой это была простая жажда власти, стремление вырваться из грязи в князи. А порой - тайные покровители, твердой рукой руководившие самопровозглашенными «царевичами». Чтобы лучше разобраться, стоит внимательнее присмотреться к биографиям наиболее известных самозванцев.
Талантливый монах
Биография Юрия (в монашестве - Григория) Отрепьева известна весьма подробно. Несмотря на это, окончательной уверенности в том, что именно он был тем человеком, который вошел в историю как Лжедмитрий I, нет до сих пор.
Юрий Отрепьев не был холопом в том значении, которое вкладывают в это слово сейчас. Он служил добровольно, и только самым знатным семьям: Романовым и Черкасским. Есть записи современников, что он был у Бориса Черкасского в большой чести, то есть не входил в общую массу слуг. И Михаил Романов его выделял из прочих...
После того как царем стал Борис Годунов, бывший в глазах родовитого боярства обыкновенным выскочкой, Романовы начали готовить заговор - свозили в Москву бойцов-холопов с оружием. Степан Годунов, ведавший при царе Борисе сыском, получил донос, и стрельцы штурмом, с отчаянным сопротивлением со стороны дворни Романовых, взяли их московскую усадьбу. В 1601 году суд Боярской думы приговорил заговорщиков к высылке в Северную Русь, а Федора Романова и его жену обязал еще и принять постриг.
Отрепьев тогда счел за лучшее затеряться среди монахов. Недолго побыл в двух провинциальных монастырях в Суздале и Галиче, а потом вернулся в Москву и поступил не абы куда, а в кремлевскую обитель - Чудов монастырь. Здесь он провел год, занимаясь литературными трудами.
За счет грамотности и умения на лету схватывать новое Григорий Отрепьев поднялся от должности служки одного из старцев до келейника архимандрита. Был произведен в дьяконы и переселился на патриарший двор, где не только переписывал книги, но и сочинял каноны святым. Он был известен всему Священному собору, ибо стал штатным помощником Патриарха всея Руси. Все это - за один год.
И вдруг убежал за границу.
Первый из Лжедмитриев
Впервые Отрепьев попытался выдать себя за царевича Дмитрия в Киево-Печерском монастыре. Однако игумен указал Отрепьеву и его спутникам на дверь: «Четыре вас пришло, - сказал он, - четверо и подите». Похожая ситуация сложилась и у князя Острожского, где они зимовали. «Царевич Дмитрий» открыл ему свою «тайну», а князь велел гайдукам вытолкать самозванца за ворота.
Наконец, Отрепьеву повезло: в имении Адама Вишневецкого Григорий опять «разболелся» и на исповеди признался, кто он. Вишневецкий известил короля, тот потребовал объяснений. На допросе Григорий смог подробно рассказать о быте, правилах и тайнах московского двора, но путался в рассказе о чудесном спасении в Угличе.
Повесть была такая: спас его некий воспитатель, подменив похожим мальчиком. Того и зарезали. Далее «Дмитрия» воспитатель держал у себя, а перед смертью отдал в некую дворянскую семью, посоветовав, для пущей безопасности, позже уйти в монастырь и скрыться под монашеским платьем. Он-де так и сделал: обошел многие монастыри, но в одном из них в нем опознали царевича, и он решил бежать в Польшу.
Свое царское происхождение доказать ему было нечем, а в остальном-то рассказ был правдив! Действительно, переехав в Москву, Отрепьев жил и воспитывался в дворянской семье, а потом и вправду обошел Московию в монашеском платье и пришел в Польшу.
Поляки ему не верили, но решили использовать. Может, потом они и пожалели об этом. Став царем, Григорий не отдал им ни одного города, не поставил на Руси ни одного костела. Он усовершенствовал русское войско. Отменил введенные Годуновым ограничения на право выхода крестьян, запретил их насильственно закрепощать, прекратил сыск беглых. Собирался создавать университеты. Папский нунций Ронгони писал, что он был необыкновенно элегантен и даже в походах постоянно читал книги.
Но это было потом. А пока Григория снабдили приличным платьем, стали возить в карете в сопровождении гайдуков. Король и первые сановники Польши его признали. В Запорожье началось формирование повстанческой армии, донское войско заявило о готовности идти на Москву. Беглые холопы и крестьяне ждали его прихода, в надежде на освобождение от крепостнического гнета.
Но особенно интересно вот что. Въехав в Московский кремль, самозванец первым делом послал гонцов за Филаретом Романовым, чтоб привезли его с почетом. Романовы оказались теми из московских бояр, кого больше всех осыпал милостями новый царь. Филарета он возвел в сан митрополита Ростовского. Его брату Ивану даровал боярство. А сын Филарета Миша получил чин стольника - в девять лет! Такого за всю историю Руси не бывало никогда. Это подтверждает версию, что Лжедмитрий и Отрепьев - один человек. Он просто отблагодарил бывших хозяев за былые милости.
Так или иначе, но царь Дмитрий Иоаннович был законно венчан на царство. И лишился власти и жизни в результате переворота. Его убила разъяренная толпа, вломившаяся в Кремль под предводительством боярина Василия Шуйского. А сам Шуйский после этого тут же, на площади, был провозглашен царем волею толпы.
Тушинский вор
Лжедмитрий I был убит в Кремле 27 мая 1606 года. Но «выкрикнутый на царство» Василий Шуйский недолго чувствовал себя спокойно. По Москве поползли слухи о том, что на кладбище для нищих и бродяг за Серпуховскими воротами, где погребли в безвестной могиле останки убитого «царя Дмитрия Иоанновича», по ночам происходят странные вещи. Дескать, убиенный царь встает из могилы и в задумчивости бродит по Москве. Поэтому Шуйский приказал вырыть тело своего соперника и сжечь его. А пепел зарядить в пушку и выстрелить им в сторону Польши.
Вскоре появились слухи о том, что сын Ивана Грозного сбежал от кромешников Васьки Шуйского, покинул Белокаменную и отправился на окраины своей державы, дабы найти там помощь и опору среди простого люда. А потом и правда объявился человек, назвавшийся царем Дмитрием Иоанновичем. Он известен нам как Лжедмитрий II.
Кем он был, не известно никому. Ни его современникам, ни нынешним историкам. Существует шесть версий происхождения Лжедмитрия II. Среди них - некий «литвин богданка», уроженец Стародуба Матвей Веревкин и сын московского священника «попович Дмитрий». Две самые экзотические - сын сбежавшего в Литву князя Курбского и еврей-выкрест из Шклова, «именем неизвестный».
Как бы то ни было, но именно этот человек «открылся» летом 1607 года в Стародубе людям, заявив, что он и есть «чудом спасшийся» царь Дмитрий Иоаннович. Постепенно в Стародуб стали стягиваться сторонники Лжедмитрия I. Они видели, что «царь» мало похож на того «царевича Дмитрия», которого они посадили на престол в Москве. По словам современников, Лжедмитрий II выглядел так: «...волосы имел кудрявые, черные, глаза большие, брови густые, навислые, нос покляпый (вислый, крючком. - В. К.), бородавку среди щеки, ус и бороду стриженую».
Но людям нужно было знамя, а похож был новый «царь» на сына Ивана Грозного или нет - это было уже дело десятое.
Грабъармия царя Дмитрия
В сентябре 1607 года армия Лжедмитрия И вышла из Стародуба и отправилась на Москву. По дороге под Козельском она разбила войска Василия Шуйского. Перезимовав в Орле, самозванец с примкнувшими к нему польскими отрядами и таборами «воровских казаков» продолжил движение на Москву. 11 мая 1608 года неподалеку от Волхова была разгромлена московская рать князя Голицына. К июню Лжедмитрий II подошел к Москве. Но штурмовать город не стал и остановился в большом селе Тушино, где и устроил свою временную «столицу». По названию своей резиденции Лжедмитрий II и получил прозвище Тушинского вора.
Войско его к тому времени насчитывало до ста тысяч человек. Это были поляки, немцы-наемники, запорожские и донские казаки, а также разный сброд, который в основном занимался грабежами и разбоями.
Поляки, казаки и ратники «царя Дмитрия Иоанновича», врываясь в села и города, насиловали, убивали, грабили, обдирая людей донага. Они пытали огнем и железом обывателей, вымучивая у них деньги и ценности, резали скот, ради потехи вытаптывали посевы и рассыпали по грязи обмолоченный хлеб. Оскверняли церкви, обдирали драгоценные оклады икон, кормили собак в алтарях. Историк Костомаров писал: «Не прошло трех месяцев после признания Дмитрия, как русские люди возненавидели царство его».
Ну а пока власть нового «царя» признали такие крупные русские города, как Псков, Углич, Ростов, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир, Муром. Нижний Новгород, Смоленск, Коломна и еще некоторые города отказались присягнуть Лжедмитрию II.
Жена первого самозванца Марина Мнишек «признала мужа», и все с умилением наблюдали встречу «любящих супругов». В Тушино зачастили с визитами московские бояре, которые, кланяясь самозванцу, выпрашивали у него чины и вотчины. Из рук его получил белый клобук патриарха митрополит Филарет Романов.
Погубила Лжедмитрия II Святая Троица. Точнее, Троице-Сергиев монастырь под Москвой, который безуспешно осаждали его войска. Народ понял, что имеет дело не с православным царем, а с польской марионеткой и самозванцем.
Города, ранее присягнувшие Лжедмитрию, слагали с себя крестоцелование. К тому времени Польша начала прямую интервенцию, и войска короля Сигизмунда осадили Смоленск.
В декабре 1609 года Лжедмитрий II тайком бежал из Тушина в Калугу. Там он и был убит через год крещеным татарином - князем Петром Урусовым. Тот якобы отомстил таким образом самозванцу за смерть касимовского хана Ураз-Мухаммеда.
(с) Дмитрий Калюжный, Виктор Курбатов